Про волны (не те, другие)

Aug 24, 2019 01:01

Через неделю начнётся новый учебный год. И у меня будет всего два школьника. Старший деточка самостоятельно почапает в университет. Думаю стоит рассказать о своих ошибках том, что я узнала за этот год.
Я очень поздно стала интересоваться тем, как это всё устроено. Потому что у нас не было цели засунуть ребёнка в институт. Когда человек не понимает зачем он в ВУЗе - это печально.
Так что своему ребенку, ещё классе в пятом-шестом, когда у него был тяжелый период в школе, я сказала - обязательное образование заканчивается в девятом классе, это совсем скоро, потом можешь из школы свалить. Я, конечно, объяснила ему, что перспективы среднего специального образования могут несколько отличаться от того, что он сможет делать после ВУЗа (не хуже, просто другие). Но на тот момент, он очень был рад услышать, что свобода ближе, чем он думал :))
Потом, со школой всё наладилось. Оказалось, что его интересы лежали в тех областях, которые в начальной школе не затрагиваются. Мыслей не ходить в 10-11 класс не было. Но институт, мы по-прежнему не считали обязательным пунктом. Соответственно, не готовились к поступлению, начиная с восьмого класса, как некоторые делают. Хочешь учиться в ВУЗе - готовься, поступай, нужна помощь - свистни, не хочешь - не надо, иди работай.

Привело это к тому, что в начале 11 класса у меня было очень неправильное представление о ЕГЭ и баллах за него. Я наивно полагала, что если разбить 100 баллов на пять частей, то это и будет примерно школьная тройка, четверка или пятёрка :)) Это совсем не так. Грубо говоря, школьная пятерка заканчивается примерно на 70-ти баллах. То, что выше, это шестёрки, семёрки и восьмёрки. Лучшие ВУЗы страны (и те, которые считаются лучшими, вопрос этот ведь спорный) выбирают себе студентов из тех, кто получал в школе пятёрки (просто потому, что выше оценок нет), а по факту знаний у них сильно больше. И это справедливо. Не могут 1000 человек сидеть на 10 стульях, надо как-то выбирать.
До меня периодически долетают стоны о том, что - в школах плохо учат и вот это всё. Да, федеральный государственный образовательный стандарт не предполагает подготовку всех поголовно к поступлению в МГУ. Но это же нормально. Есть самые-самые ВУЗы, куда все хотят. Чтобы туда попасть действительно надо сделать что-то большее, чем просто закончить школу на пятёрки. И возможности подготовиться и поступить у современных школьников есть (правда нужно иметь доступ в интернет, это, к сожалению, не ко всем относится). И репетиторы бесплатные на youtube есть, на любой вкус. Возможно, это временное явление, но сейчас они есть. Было бы желание учиться. Так что на этом этапе вперёд выходят те, кто знают чего хотят и готовы ради этой цели потрудиться. И это тоже справедливо.
Возможно, вы скажете, что не все дети могут принять решение о том, чего они хотят в жизни так рано. И я с этим согласна. Лично я не была готова совсем (вернее я так думала, и я стараюсь сделать так, чтобы история не повторилась на моих детях). Но новый ФГОС предполагает изучение предметов по выбору. Так что школа начнёт пинать детей, что надо бы примерно определяться с начала девятого класса. И кому-то это поможет. А если нет, то поступление в ВУЗ можно просто отложить на время (или навсегда). И ничего страшного не случится. Это не отменяет того, что им придётся учиться. Эксперты говорят, что нынешним детям придётся учиться и переучиваться в течение всей жизни. Но вовсе не обязательно делать это в ВУЗе.
В-общем, вы поняли мою мысль - я не считаю ВУЗ чем-то необходимым. Но, если всё-таки хочется пойти учиться...
В этом году я внимательно читала статьи о поступлении, которые попадались мне на пути (как ещё успокаиваться в ожидании результатов ЕГЭ и списков о зачислении). И вот что меня удивило. Многие люди очень плохо представляют себе как устроено высшее образование у нас. Мне доводилось слышать, как люди вздыхают о том, что "сейчас всё за деньги, на бюджет не попасть" и т.п. При этом куча людей платит за образование детей в очень средненьких ВУЗах на очень средненьких специальностях. Не, я понимаю, если это специальность мечты, а на неё всего десять бюджетных мест выделено, но нет же. При этом, например, у нас в университете полно специальностей, на которые проходные баллы весьма скромные (прямо скажем, берут почти всех). И если почти всё равно где учиться, почему бы не выучиться за государственный счёт?
У меня сложилось впечатление, что люди часто не понимают как устроено поступление. А разобраться с этим нужно всем к концу 11 класса. Обязательно. Система волн зачисления на самом деле не такая сложная, но с первого раза ни у кого не получается въехать :))) Очень рекомендую посмотреть на youtube видео с объяснениями. Их много, вот эта девушка очень толковая например.

image Click to view



Дело в том, что возможность подать документы в пять ВУЗов на пять направлений приводит к тому, что списки "поступающих" получаются весьма длинными. Но надо понимать, что эти списки не отражают настоящее положение дел. Участвовать в конкурсе на поступление одновременно можно только в одном ВУЗе. Только в том, куда человек отнесёт оригинал своего аттестата и напишет согласие на зачисление (поэтому попыток поступить вовсе не пять, как можно подумать, а по сути одна и ещё одна запасная). Например, в списках направления, куда поступал мой ребёнок, было больше 170 человек. Он был на 42 месте. А брали туда 16 человек и ещё 4 по квоте. Тут можно испугаться и посчитать что шансов нет, но это не так. На самом деле нужно пересчитать сколько человек выше него по списку уже принесли аттестат и написали согласие. И окажется, что он, допустим, четвёртый. Конечно, кто-то принесёт аттестат в последний день и он уже не будет четвёртым, но таких людей, как показывает практика, бывает не так уж много. (А ещё в итоге по квоте зачислили только одного человека и бюджетных мест "для всех" стало на три больше!)
В одном из роликов на youtube девочка рассказывала, как они с мамой ездили поступать в другой город. Приехали слишком рано, неправильно оценили свои силы, забрали документы и уехали. Потом, оказалось что в самом хвосте, но она проходила в первую волну поступления. Иногородним студентам следует приезжать к концу приёма оригиналов документов на первую волну. А уж если не пройдут, то возвращаться к более надёжному варианту и поступать второй волной. Это краткий пересказ. На самом деле свои тонкости есть, но есть и люди, которые через это уже прошли и готовы делиться своим опытом. Надо пользоваться.

Совет - научитесь читать проверочные списки абитуриентов правильно.

Для того чтобы понять на какое направление вообще стоит подавать документы, нужно примерно оценить свои возможности. На сайтах ВУЗов можно найти информацию о минимальном проходном балле за прошлые годы. Актуальность этой цифры можно уточнить, скачав списки зачисленных в прошлом году студентов, они тоже лежат на сайтах (бывают случаи, когда на последнем месте оказывается человек с большим отрывом в баллах, тогда на эту цифру ориентироваться не стоит.)
В списке, о котором я писала выше, на последних местах были дети со 130 или около того баллами при проходном 230 в прошлом году. Уж не знаю, что должно произойти, чтобы проходной балл рухнул на целую сотню вниз. На этом направлении он наоборот вырос. Очень надеюсь, что эти дети подали документы и на специальности с низкими проходными баллами. Потому что приём документов по всей стране заканчивается 26 июля и после этого можно только перекладывать аттестат в тех ВУЗах, куда были поданы документы.
И наоборот, я своими глазами видела в списке мальчика со 250 баллами, который выбрал первым приоритетом платное обучение, при том, что его баллов вполне хватает на бюджет.

Совет - изучите минимальные проходные баллы и ознакомьтесь со списками зачисленных в прошлые годы. Так вы узнаете, куда можно поступить даже в том случае, если капитально не свезло с ЕГЭ.

Кроме youtube, очень интересным источником оказался журнал для старшеклассников Пять углов. Он больше про Северо-Западный регион пишет, но не только. Рекомендую старшеклассникам и их родителям.

ЕГЭ, дети

Previous post Next post
Up