Приходила ко мне сегодня старая знакомая, постоянная заказчица - Эля - из тех редких, кто помнит галерею "Царевна Будур" и мастерскую на Остоженке - откликнитесь, кто ещё помнит те времена
"Пока тополь ещё не срублен
И не продан ещё наш дом".
Хотя дом, в общем-то, давно продан.
Эля спрашивала, не хочу ли я вернуться к подобному занятию - собирать вокруг себя наивных художников и фолк-музыкантов,
коллекционировать старые рукодельные вещи, организовывать концерты и мастер-классы, продавать этнический антиквариат? Это сейчас очень востребованно, сказала Эля. Она купила у меня - за бесценок, как водится - мои бусы и платок, индийский пояс с монетками (откопала в шкафах) и совершенно дурацкую на вид, но звонкую гуцульскую свистульку.
Нет, ребята - не хочу я этим заниматься.
То есть всего по отдельности очень хочу иногда, а всего вместе и сразу мне слишком много, учитывая работу с аутистами в "особых мастерских", которая сразу стала смыслом моей жизни и вытеснила остальное.
А тогда казалось, что так и будет всегда -
сплошная хава нагила: шёлковые ангелы под потолком, татарские тюбетейки, грузинское многоголосье, киргизская шерсть для будущих ковриков и готовая кошма, флейты и дарбуки, вертеп рядом с чадрой, разнообразные гости с маленькими и не очень детьми, рисование с гостями и без, чаепития и распития чего бог послал под звон туркменских подвесок и страдальческое русское нытьё.
А потом что-то произошло, начали сгущаться тучи (примерно как сейчас в жж), потом приходили какие-то казённые люди, милиция и прочь, а потом всё быстро и невозвратно разрушилось.
Не могу сказать, что заниматься галереей - моё призвание. Скорее наоборот - всё было закономерно, но почему-то жаль тех времён, когда каждый прохожий казался родным только за то, что обратил внимание на колченогую фанерную рекламу у входа с изображением дурацкой чёрной царевны на зелёном фоне.
Даже не знаю, реконструировали тот дом на Остоженке-13 или нет, поскольку и ходить туда боюсь - с возрастом становишься какой-то чрезмерно ранимой.
И вот ещё о чём поговорили мы сегодня с Элей: может, вернуть галерею в другом месте - но не в первоначальном виде, а с учётом моей работы с "особыми людьми"? Пусть там не я руководила бы процессом, раз я так занята своими "особыми". Но пусть там было бы то же название; и вообще, пусть в "Царевне Будур" будет примерно всё то же - плюс работы моих учеников.
И если эта концепция не жизнеспособна на сегодняшний день, то хотя бы не оставлять надежд, что завтра всё станет возможным? А что. Поживём - увидим.
Одна только вещь, которой я не могу понять: надо ли спокойно ждать, что всё произойдёт само собой, или всё-таки продолжать бить лапками? Пока бью лапками - но не по замыслу, а инстинктивно - в разных ненужных направлениях. В остальном расслабляюсь - поскольку никаких расчётов делать просто не умею.
фотографии 2005 года.