"...человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с "идеологическим уклоном", с моей точки зрения, никак не интеллигент, а наемник."
Слова Лихачёва просты и понятны, и его блестящее определение русской интеллигенции является для меня очевидным и почти исчерпывающим.
Вот так, по гамбургскому счёту - умный, образованный, высокопрофессиональный, способный признавать свои ошибки и менять в связи с этим убеждения, но не продающийся заказчикам с "идеологическим уклоном".
Он только забыл сказать, как быть с художниками, которые продают свою профессию (да что там, для многих настоящих художников это никакая не профессия, а сама жизнь) заказчикам, которые "без уклона". Я не говорю о себе - я не могу причислить себя по шкале Лихачёва к интеллигенции хотя бы потому, что мне явно не хватает ума. Не интеллигентского, свойственного породистым образованным людям, а даже простого житейского ума, чтобы додумать за Дмитрия Сергеевича, что бы он мне ответил на это.
Такая ситуация, к примеру.
Я обращаюсь за помощью в выставке ко всем художникам-друзьям художницы Ирины Баклановой. Нужно принести свои работы на акцию, где они будут проданы за символическую цену, которая ниже обычных цен на работы этих авторов. Нужно это, чтоб срочно собрать деньги на лечение Иры, которую мы все очень любим, не говоря о её таланте, который для нас всех, её друзей, абсолютно очевиден.
Все охотно соглашаются, кто-то приносит вместо одной сразу десять картин, кто-то везёт тяжеленную керамику и скульптуры - вы знаете, почти никто не отказался помочь Ирине. Среди них были и известные художники (Сутягин, например, три холста принёс), и какие-то студенты. Ну, а ещё принесли работы или просто деньги люди, которые Ирину до аварии не знали, а просто давно любят её живопись... И даже почему-то помогли те художники, которые и не видели раньше её работ да и не особо разделяют моих восторгов по поводу таланта Иры.
Отказались немногие - кто-то уехал, кто-то сослался на занятость и отсутствие работ на данный момент, но это как-то забылось, да и не особо близкими друзьями Иры были эти люди.
А один случай меня просто потряс и выбил из колеи, хотя это в наше время и нормально, наверное.
Объяснение в отказе от помощи Ире (очень, очень близкого друга, в данном случае) было прямым, без увиливаний, и звучало оно следующим образом: "Знаю о твоей акции, очень хочу помочь Ире, но не смогу. У меня сейчас работы стоят (называется астрономическая сумма, несопоставимая с нашей акцией), и ты понимаешь, Вероника, продавать их дешевле я просто давно не имею права. Мои работы принадлежат не мне, а моему менеджеру. И будущие работы - на много лет вперёд." Имя менеджера осталось для меня неизвестным, но не думаю, что это Лужков. Работы очень уж хорошие, нет в них никакой идеологии.
Как вам это, Дмитрий Сергеич? И ведь - никакого идеологического уклона, заметьте. Простой заказчик, который платит деньги. Русский меценат, ага. Кстати, работы упоминаемого мной автора (великолепная честная живопись) есть в Русском музее. И наверно в Третьяковке тоже. Профессионализм? Да. Честность? Да. По всем параметрам - выходит, это и есть русская интеллигенция. Так ли?