Начнем и повторим про родительские послания

Mar 25, 2020 18:55



В 2015 эта серия моих статей про родительские послания вышла впервые, и её перепостили на множество разных сайтов по всему интернету. Сейчас пришло время её обновить - на новом уровне и с новым опытом (моей работы как психолога, моей личной психотерапии и моего дальнейшего обучения в методе Транзактный анализ).

Все эти статьи будут собраны в книгу, но сначала я решила опубликовать все главы на сайте и в соцсетях.

Почему сейчас?

1. Собственно, я давно собиралась это сделать. И главы почти дописаны. Я буду публиковать с первых глав, и заканчивать последние.
2. Те люди, кто сейчас в карантине/самоизоляции, смогут использовать это время и мои статьи, чтобы лучше понять себя и лучше разобраться в себе.
3. Сценарий жизни обостряется в кризис, и наверняка кто-то найдет ответы на актуальные именно сейчас вопросы и возьмет из этого пользу

Статьи будут выходить в соцсетях по средам и обновляться на сайте veronikakraynova.ru (там сейчас выложены старые версии).

Буду благодарна за отклики в комментариях и за ваши истории. Обратная связь от читателей мотивирует меня продолжать, я вижу что кому-то это нужно и важно. Также можно задавать вопросы - ваши вопросы помогают мне увидеть материал в новых ракурсах.

Итак, поехали :) Это глава-вступление.

Задумывались ли Вы о том, кто и как определяет Вашу жизнь и чем продиктованы решения, которые Вы принимаете здесь-и-сейчас?

Если Вы думаете, что Вы всегда принимаете все решения сознательно и по-взрослому на основании актуальной сегодняшней информации - то это не совсем так. Нашу жизнь и те выборы, которые мы делаем, во многом определяет наш ранний детский опыт.

В этой книге мы разберем, как конкретно влияет детство и какие именно родительские послания повлияли на Вашу жизнь сегодня.

Родительские послания (предписания) - это жизненные установки, которые ребенок получает от родителей в раннем детстве. Эти установки влияют на жизнь сейчас: мешают жить. действовать, создавать отношения, чувствовать радость и удовольствие от жизни.

Эти установки формируют основу, каркас для жизненного сценария.

Жизненный сценарий - это план жизни, который ребенок неосознанно формирует начиная от момента рождения. Этот план жизни в общих чертах готов к 7 годам, и дальше до 18-20 лет он уточняется и обрастает деталями. Реализация этого плана начинается после 18-21 года

Этот план жизни включает:

- Как относиться к себе, к другим людям и к миру
- Как ставить и достигать цели, можно или нельзя их ставить и достигать
- Как чувствовать себя, какие эмоции испытывать
- Какие отношения создавать с людьми, насколько близкими эти отношения будут
- К какому итогу прийти, как закончить жизнь

Можно выделить 15 главных родительских посланий:

1. Не делай

2. Не будь, не живи, не существуй

3. Не сближайся, не доверяй

4. Не будь значимым

5. Не будь ребенком

6. Не взрослей. не вырастай

7. Не достигай успеха

8. Не будь самим собой, не будь своего пола

9. Не будь здоровым

10. Не будь нормальным

11. Не принадлежи

12. Не будь счастливым, не наслаждайся

13. Не думай

14. Не чувствуй

15. Не отделяйся

Первоначально эту классификацию посланий составили американские психологи Боб и Мэри Гулдинг, ученики Эрика Берна. Они сыграли огромную роль в развитии транзактного анализа в мире.

По версии Гулдингов, этих решений было двенадцать. Но дальше эта классификация стала жить своей жизнью, и в разных источниках появлялись разные вариации этого списка. Когда я писала эту книгу, я просмотрела различные классификации, и в итоге выбрала 15 посланий, о которых пойдет речь.

Также напишу про деньги. Послания “Не имей денег” ни в одной классификации нет. Но я решила об этом написать, потому что в своей практике как психолога я часто слышу от клиентов запросы про денежную тему: как повысить уровень своего дохода, как научиться сохранять деньги (а не избавляться от них сразу же как они попали в руки), как меньше тревожиться о деньгах. Всё то, что будет в главе про деньги, я собрала из своей практики. И это актуально для постсоветского пространства (в других культурах, например в англоязычной, это может звучать и ощущаться совершенно иначе).

В этой книге мы подробно поговорим о каждом из этих основных посланий и о решениях, которые принимает ребёнок.

"Но почему мы говорим то о посланиях, то о решениях"? - спросит внимательный читатель.

Вот почему:

Родители транслируют ребенку те или иные установки. Но в итоге финальное решение ребенок принимает сам. На это влияют в том числе и индивидуальные особенности ребенка, его темперамент и врожденные качества. В одной и той же ситуации два разных ребенка могут принять противоположные решения.

Эрик Берн, основатель направления транзактный анализ, в своей книге приводит пример с двумя братьями, которым мать говорила, что они оба «кончат в психушке». Один из них стал пациентом, другой психиатром.

О том, как ребенок принимает решения, мы будем говорить в следующих главах.

ВАЖНО: У нас нет идеи судить родителей за то, какие они плохие и как навредили своим детям. Идея книги в другом: восстановить ход событий, чтобы Вы могли лучше понять, как сформировался Ваш сценарий жизни и начать с этим что-то делать, проработать свой детский травмирующий опыт, принять новые решения и поменять сценарий своей жизни в желаемую сторону.

Пока всё :) В следующей части поговорим о том, как родитель передаёт послание и как ребенок принимает решение. Будет также упражнение-самодиагностика.

Буду благодарна за любые вопросы и отклики в комментариях.

Родительские_Послания

Previous post Next post
Up