Женщина с фотоаппаратом

Nov 21, 2013 18:03


В наши дни женщиной с фотоаппаратом никого не удивишь, но бывали и другие времена... Помните, я рассказывала когда-то об Аннелизе Кречмер, «новой женщине» - самостоятельной, твердо стоящей на ногах, уверенно выбирающей свой путь? Но то был двадцатый век, а сегодня - о другой женщине, взявшей в руки камеру на несколько десятилетий раньше. Фрэнсис Бенджамин Джонстон (1864-1952) - одна из первых американских женщин, профессионально занимавшихся фотографией и фотожурналистикой, когда-то весьма знаменитая, а ныне, на мой взгляд, незаслуженно забытая.






Джонстон родилась в состоятельной семье, благодаря чему смогла получить хорошее образование: она изучала искусство в Академии Жюлиана в Париже.

Прежде чем открыть для себя фотографию, Фрэнсис писала статьи в журналы и сама их иллюстрировала. Первую свою камеру она получила в подарок от Джорджа Истмена, друга семьи, изобретателя камеры Eastman Kodak. Искусству фотографии и проявления снимков она училась у Томаса Смилли в Смитсоновском институте. Снимала Фрэнсис поначалу друзей, знакомых и родственников.

В 1890-е годы она совершила несколько фото-туров в Европу, где знакомилась со знаменитыми фотографами своего времени, а также приобретала выставочные экспонаты в коллекцию Смитсоновского института. Некоторое время Фрэнсис работала в Eastman Kodak в Вашингтоне, где консультировала клиентов. В 1995 году Фрэнсис Джонстон открыла собственную фотостудию и всерьез занялась портретной съемкой. Она снимала многих выдающихся современников, например, Марка Твена, Сьюзен Энтони, Букера Талиафера Вашингтона. Благодаря связям семьи с общественной элитой, Фрэнсис часто приглашали делать портреты знаменитостей. Мать ее, Фрэнсис Антуанетт Джонстон была журналисткой конгресса, писала для The Baltimore Sun и поддерживала контакты с представителями политической сцены. Это позволило дочери стать официальным фотографом Белого дома при президентах Гаррисоне, Кливленде, Мак-Кинли, Рузвельте, Тафте. Фрэнсис Бенджамин Джонстон называли «придворным фотографом Америки».



Букер Т. Вашингтон



Миссис Мак-Кинли



Элис Рузвельт



Квентин Рузвельт

Одно из самых известных произведений Фрэнсис Бенджамин Джонстон - вызывающий автопортрет в стиле «новой женщины», с сигаретой, пивной кружкой и откровенно задранной юбкой:



Автопортрет 1896 г.

В 1897 году она опубликовала статью под названием «Что женщина может сделать с фотоаппаратом» (What a Woman Can Do With a Camera). В 1900 году она совместно с Заидой Бен-Юсуф подготовила собрание из 148 работ 28 женщин-фотографов для Всемирной выставки в Париже. Эта фотовыставка была потом показана в Санкт-Петербурге, Москве и Вашингтоне.

В 20-е годы нового века Джонстон проявила интерес к архитектурной фотографии. Она снимала сады и здания, находившиеся в плачевном состоянии или подлежавшие сносу. Сегодня ее фотографии являются бесценным источником по истории региональной архитектуры колониальной эпохи. В частности, она сделала 247 фотографии Фредериксбурга (Виргиния) - от медленно разрушавшихся вилл богачей до хижин бедняков. Также она фотографировала здание Виргинского университета, снимала архитектуру Южной Каролины, а штат Луизиана заплатил ей за съемку пришедших в упадок плантаций. Все фотографии этого направление выложены в свободном доступе на сайте библиотеки конгресса. За свою работу по сохранению и спасению от сноса исторических зданий Фрэнсис Бенджамин Джонстон была удостоена звания почетного члена Американского института архитектуры. Коллекции работ Джонстон выставлены в Метрополитен-музее, в Виргинском музее изящных искусств и в Балтиморском музее искусств.

















Джонстон вынуждена была сократить свои фото-поездки по стране во время Второй мировой войны из-за ограниченных норм выдачи горючего, однако снимать продолжала до самой смерти в возрасте 88 лет. Она когда-то была «придворным фотографом», не знала отбоя от заказов, а умерла в безвестности, только The Times-Picayune опубликовала некролог, да и то с ошибкой в биографических данных.



Фрэнсис Бенждамин Джонстон ок. 1950 г.

история в лицах, листая старые альбомы

Previous post Next post
Up