Три Индии

Nov 27, 2012 18:59


Есть культуры, которые лучше наблюдать издалека. К которым не хочется приближаться, прикасаться... погружаться в них. Они чужие - не просто иные, а чуждые по природе своей, вступающие в конфликт с моим собственным внутренним строем. Словом, это личное.

Индия - один из таких чуждых миров. Никогда не желала ее, не мечтала о ней, всякое соприкосновение вызывало чувство протеста, утрату равновесия. Никогда не думала, что за короткий отрезок жизни - всего за пару лет - трижды подпущу ее к себе столь близко, что отвернуться - не смотреть, не слушать, не вдыхать - будет невозможно.

Сначала был « Шантарам». Взгляд человека внешнего - и в то же время взгляд изнутри. Голос сердца, которого коснулась эта страна. Почти красиво, но... слишком яркие краски, слишком терпкие запахи, слишком острые чувства, слишком... экзотично, что ли... Хотя книга - прекрасная.

Второй взгляд вырос от индийских корней, из земли этой страны, из подземья, из самой глубины, где все рождалось еще общим, неразделенным. Из этой почвы произрастает любовь, но больше - ненависть. Черная, вязкая, жуткая. Это « Дети полуночи» Салмана Рушди. Взгляд изнутри, но не из самой сердцевины.

И вот на днях эта страшная Индия вновь протянула ко мне свои щупальца. Вместо мусульман - христиане, вместо магического реализма - реализм вполне земной, хоть иногда и немножко подземный - но в Индии без этого подземья никуда, она вся из глубины растет. Красиво, ярко, метафорично... развязка обозначена с самого начала, и ты знаешь, куда тебя ведут, но идешь, будучи не в силах оторваться. Это «Бог мелочей» Арундати Рой. И я бы, пожалуй, не стала бы больше ничего читать про Индию, если бы начала с этой книги. Впрочем, я уже зарекалась однажды... и даже не однажды. А эту книгу стоит читать.

некое никое, Индия, книжное, через форточку

Previous post Next post
Up