«Новая женщина» Аннелизе Кречмер

Oct 23, 2012 18:33


В 1918 г. в Германии вводится избирательное право для женщин, в 1919 г. Веймарская конституция законодательно закрепляет равноправие мужчин и женщни. Эти перемены открыли перед женщинами возможность строить собственную жизнь, а значит - выбирать профессию, учиться, работать. Пропаганда 20-х создает образ «новой женщины» - деловой, самостоятельной, свободной. Профессия - непременно, а еще - политическая активность, супружество на товарищеской основе, небольшая семья. Впрочем, свобода эта оставалась привилегией женщин из буржуазных семей, где от дочерей не ожидали занятия профессией, но и не препятствовали этому. Да и кто еще мог бы себе позволить нанять для детей няню, чтобы посвятить себя профессии?.. Женщины межвоенного времени, «новые женщины», искали себя в новых областях деятельности - в журналистике, в кино, в фотографии...

Аннелизе Кречмер - в девичестве Зильбербах - родилась в 1903 году в состоятельной семье: ее родители владели магазином элегантной одежды в Дортмунде. Отец коллекционировал предметы искусства и антиквариат, в доме часто гостили художники. Аннелизе была средней из трех детей. В 1919 году она окончила лицей в Дортмунде и была отправлена в высшую школу для девочек в Веймаре, чтобы, в соответствии с общественным положением, заполнить отрезок жизни «от школы до свадьбы» и подготовиться к семейной жизни. В школе, помимо истории и литературы, девушек обучали ведению домашнего хозяйства. Собственно, это вполне соответствовало представлениям Аннелизе о ее будущей жизни: муж, дети, домашний уют. С этим она и вернулась домой в 1922 г.



Аннелизе и Зигмунд Кречмер в Дрездене. ок. 1928

Решение посещать Школу художественных промыслов в Мюнхене возникло под влиянием приятельницы, которая изучала искусство в Вуппертале. В Мюнхене учился на журналиста Вильгельм, старший брат Аннелизе, и там жили друзья семьи, у которых можно было жить во время учебы.

Аннелизе не питала иллюзий относительно своей художественной одаренности, она просто искала себя - а жизнь ее не торопила. Мюнхенское училище ничего ей не давало. Поэтому она с готовностью откликнулась на предложение знакомой поступить в ученицы к эссенскому фотографу фон Кэнелю. Аннелизе представляла, что эта профессия даст ей возможность постоянно вращаться среди людей, видеть новые лица, характеры - а это и есть самое интересное. Работа фотографа действительно доставляла удовольствие Аннелизе. У фон Кэнеля она получила первые представления о профессии и вскоре уже заменяла в ателье хозяина во время его частых отлучек.

В 1924 году Аннелиза, по зову той же приятельницы, перебралась в Дрезден, чтобы стать ученицей фотографа-портретиста Франца Фидлера. Четыре года Аннелизе оттачивала свое мастерство в ателье Фидлера. В 1926 г. она стала членом Общества Немецких Фотографов (Gesellschaft Deutscher Lichtbildner - GDL), в 1927 г. опубликовала свои первые снимки в фото-прессе, а с 1928 года ее работы регулярно появлялись в фотографических журналах. Об успехах Аннелизе свидетельствует ее участие в двух самых значительных выставках современной фотографии той эпохи - „Film und Foto“ (1929 г., Штутгарт) и „Das Lichbild“ (1930 г., Мюнхен и Эссен).

В 1928 г. Аннелизе стала женой скульптора Зигмунда Кречмера, а в 1929 открыла - при финансовой поддержке родителей - собственное фотоателье в Дортмунде. Именно тогда фотография перестает быть для нее экстравагантным хобби и становится профессией. И совсем не потому, что Аннелизе Кречмер считала профессию необходимой для женщины. Просто она, по выражению ее собственного отца, вышла замуж за «голодранца»: Зигмунд Кречмер перебивался случайными заработками и был не в состоянии содержать семью. «Пока другие выступали за это, мы просто так жили,» - говорила она много лет спустя.

Вместо того, чтобы стать женой художника, постоянно пребывающей в тени талантливого мужа, Аннелизе Кречмер вышла за рамки традиционной схемы распределения ролей между мужчиной и женщиной: она стала кормилицей семьи, а Зикмунд, помимо своей творческой деятельности, заботился о детях - разумеется, с помощью няни.

В этой новой жизни постепенно изменялись представления Аннелизе о самой себе, что удивительно точно иллюстрируют два ее автопортрета.

На первом, начала 20-х гг., мы видим воплощенную женскую мягкость, нежность... немножко грусти:




Второй, конца 20-х гг., представляет ту самую «новую женщину»:



Профессия в руках, платье до колен, спортивная фигура и обязательная стрижка «гарсон»...

Аннелизе фотографирует модели одежды для магазина своих родителей. Ее снимки сопровождают публикации романов с продолжением в иллюстрированных журналах - не в последнюю очередь благодаря семейным связям.













Романы с фотографиями А. Кречмер

Она приобретает имя, но чтобы обрасти клиентурой и полностью встать на ноги, ей понадобилось несколько лет. В эти годы родились двое ее старших детей, и Аннелиза постепенно отходит от активного участия в светско-творческой жизни, перестает участвовать в выставках, публиковаться. Здесь сыграл роль еще один фактор: в 1933 г. к власти в Германии приходят национал-социалисты, и Аннелизе Кречмер, как наполовину еврейку, исключают из GDL.

С 1938 года резко сокращается количество заказов в ателье, несмотря на то, что некоторые нацистские функционеры продолжают пользоваться ее услугами и даже приглашают фотографировать свои мероприятия - всё-таки она известный в городе фотограф.

Кречмеры жили в постоянном страхе, думали об отъезде из страны, но так и не решились эмигрировать. Однажды Аннелизе вызвали на допрос в гестапо: согласно доносу домработницы, в их доме не позволялось слушать речи Гитлера по радио.



Автопортрет, 1930-е гг.

В 1938 г. у Аннелизе родился третий ребенок, в 1940 - четвертый, дочь Христиане. Дела в ателье шли все хуже, в основном приходили солдаты фотографироваться на документы. Однако Кречмеры прожили в Дортмунде значительную часть войны, и лишь когда начались бомбардировки, перебрались на ферму близ Фрайбурга, где уже жила мать Аннелизе. И все равно время от времени Аннелизе наведывалась в Дортмунд и обходила постоянных клиентов, чтобы заработать немного денег. Дом, где находилось ателье, был разрушен.



После войны. Ателье разрушено бомбовым ударом, осталась только рекламная витрина.

После войны они какое-то время оставались на юге, однако там Аннелизе не удалось наладить свое фото-дело, и в 1950 году супруги вернулись в Дортмунд, чтобы снова открыть ателье. С 1958 года Аннелизе работала там вместе с младшей дочерью. Конечно, после войны пришлось заново нарабатывать клиентуру, но оставались и старые связи. Аннелизе рассказывала, что некоторые семьи она снимала на протяжении трех поколений...

Аннелизе Кречмер умерла в 1987 году в возрасте 84 лет, из которых 56 она занималась своей профессией.



Аннелизе Кречмер ок. 1970 г.

Это не попытка познакомить вас с выдающейся личностью или продемонстрировать шедевры. Просто фрагмент истории в лицах. Просто женщина своего времени. Аннелизе Кречмер.

Несколько работ Аннелизе Кречмер:



Портрет Марго Зильберман (младшей сестры), ок. 1927



Портрет, ок. 1927



Портрет, ок. 1927



Актриса, ок. 1929



Зигмунд Кречмер, лежащий в траве, ок. 1930



Портрет старшей дочери Татьяны, ок. 1936

По материалам книги Annelise Kretschmer. von Esther Ruelfs, Göttingen : Steidl Verlag, (2003)

история в лицах, листая старые альбомы, Дортмунд

Previous post Next post
Up