...теперь на обложке я прочитал: «П. И. Карпов. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники». Постукивая зубами от озноба, я перелистал книжку и просмотрел цветные вклейки.
Аркадий и Борис Стругацкие
В моем случае книга называлась «Изобразительное творчество душевнобольных» (1922) и принадлежала перу Ханса Принцхорна, врача и искусствоведа, который собирал коллекцию работ пациентов психиатрических клиник и изучал эти творения. Выставка, куда меня занесло в минувшую пятницу, представляла собой картины из этой коллекции, а также из собрания швейцарского психиатра Вальтера Моргенталера (начало 20 в.), и картины современных художников. Собственно, основной темой выставки было объявлено сексуальное влечение, его подавление, сублимация в творчестве и т.п. Заглянула я туда из чистого любопытства, надеясь пробежать галопом по залам и просто «поймать впечатления».
Но - зацепило. И если работы сегодняшних творцов, с которыми профессионалы-психиатры работают в духе современных веяний (арт-терапия и т.п.), своей откровенностью вызвали у меня недоумение и слегка брезгливую жалость, то карандашные рисунки пациентов начала 20 века - на листочках в клеточку, на оберточной бумаге или конвертах - тронули и долго не отпускали. И дело, понятно, не в каких-то особых дарованиях авторов... Просто было чувство, что я прикоснулась к чужим снам и мечтам.
И вот это, что тронуло, я и хочу вам показать. Уж простите, фотографии качественные сделать не получилось - блики, отражения, да и вообще... не умею я. Но не показать - не могу. (Все рисунки увеличиваются... и потом еще раз увеличиваются. Словом, можно рассмотреть)
Вальтер Моргенталер (1883 -1965)Ханс Принцхорн (1886 - 1933)
Оскар Бютикофер (1860 - 1925) с 1903 года до самой своей кончины находился на лечении в психиатрической больнице Вальдау (Швейцария). По профессии он был школьным учителем - об этом можно узнать из записи о его поступлении в журнале. История болезни Бютикофера не сохранилась. Известно, что он страдал манией преследования - об этом свидетельствуют его литературные опусы, дожившие до наших дней. Кстати, именно они, по одной из версий, стали причиной исчезновения истории болезни - она могла быть просто украдена кем-то, заподозрившим литературную ценность хранившихся в ней творений больного... Свои рисунки он делал на оборотной стороне ресторанных меню, что и позволило датировать его работы. Все они относятся к 1919-1922 гг.
Леон Альфонс Кропф (1887 - ****), часовщик. Пребывал в лечебнице с 1915 по 1920 и с 1930 по 1937 гг.
А вот тут я сфотографировала сперва центральные фигуры, а потом попыталась взять в кадр всю композицию, и никак не могла понять, почему с любого ракурса я вижу отражение зеленых значков пожарного выхода...
Не сразу до меня дошло, что просто рисунок сделан на конверте, а в углу - марки. Зеленые...
Карл Шнеебергер, портной. Находился на излечении с 1917 по 1930 г.
Ханс Фарни (1874 - 1945), шахматист, был госпитализирован с января по март 1917 года, с 1918 по август 1919 и с сентября 1919 по 1939.
И две работы Лины Кэнциг, о которой я ничего не знаю. Рисунки называются «Лондон» и «Географическая карта».
Еще об одном пациенте доктора Моргенталера, известном художнике Адольфе Вёльфли, можно почитать
здесь.