Продолжу историю моего рейда с полицейским, начатую
в предыдущем посте. Ниже выложена фотография, найденная на просторах интернета, - с похожим интерьером американской полицейской машины - Ford Crown Victoria - прямо с завода, еще не начиненная до зубов различными приспособлениями. На практике же всяких деталей внутри машины намного больше. Ремонтом, чисткой, заправкой и отладкой машины занимаются, в основном, волонтёры - ветераны полицейской службы или просто желающие помочь полицейским граждане.
Прибываем на "место преступления" к боковому выходу из магазина. Вот тут я и встречаюсь с криминальным миром лицом к лицу. Три парня лет 19-22, одетые в потрёпанные засаленные куртки с капюшонами и мешковатые штаны, понуро стоят перед полицейским, деловито записывающим их имена. (Так вот почему просили одеться в приличную куртку с воротником - чтобы не походить на расхлябанного гуляку, фланирующего рядом с полицейским.) Меган помогает развести их друг от друга и провести независимый опрос, пока Крис в своей машине проверяет данные по компьютерной базе. Результат опроса сводится к одному - "ничего не знаю, ничего не видел". Их задержали по описаниям работников магазина у служебного выхода, на тёмной стороне улицы, и теперь нужен обыск. Сразу вопрос: "Оружие при себе имеется?" "Нет." Крис открывает блокнот и зачитывает знаменитую мантру американского полицейского "Вы имеете право хранить молчание..."
Пацаны явно нервничают, ершатся, что-то канючат, особенно их "главарь" с вышибленными зубами. Крис надевает перчатки, начинает прощупывать карманы. Парень дёрнулся, и полицейский тут же резко его остановил: "Двинешься - надену наручники!" Осторожность была не напрасной - Крис вытаскивает из его кармана увесистый складной нож. "Ну вот, а ты говорил - нет оружия!" Нож временно конфисковывается, и обыск продолжается. Вещей из магазина не находится, но теперь у полицейских иная цель - по повышенному возбуждению видно, что ребята крепко под кайфом, и у них могут быть наркотики. Из потайного кармана выуживается трубка для марихуаны, пакетиков нет - или всё уже употребили, или втихую высыпали на асфальт в суете захвата. Ну что ж, официальной причины для задержания нет. Носить такой нож разрешается, если ты не имеешь криминальной биографии, а таковой по базе данных у ребят не обнаружилось. Любопытна процедура возвращения ножа: Меган отходит вдоль тротуара метров на 10-15 в противоположную сторону от ребят, сидящих на бампере полицейской машины, кладёт нож на бордюр, идёт обратно и дает им знак уходить и забирать с собой нож. Тройка быстро исчезает в темноте ночи, а мы возвращаемся патрулировать улицы.
Я продолжаю поток своих нескончаемых вопросов о службе и действиях полицейских. "А правда, что у вас есть план по сдаче денег за штрафы за нарушения правил на дороге?" Лучше бы я не собирала эти мифы. Меган терпеливо и обстоятельно отвечает, что эти штрафы обходятся им дороже, чем они того стоят. Выпишешь квитанцию, а нарушитель придет в суд его оспаривать. Полицейский должен явиться туда же - это три часа дополнительной оплаты его рабочего времени плюс плата за работу государственного судьи и его штата. Половину штрафа скостят, а остаток денег уходит в бюджет города на ремонт дорог, и полицейскому департаменту нет никакой выгоды.
Останавливают же за нарушения не для того, чтобы срубить денег, а чтобы заставить водителей блюсти закон и дисциплину на дорогах, и попустительству здесь места нет. Вождение автомобиля - это на американских дорогах не право, а привилегия, которую могут дать, а могут и отобрать за недостойное поведение. Очень часто, исходя из ситуации, полицейские делают лишь предупреждение и не штрафуют вообще. Вспоминается, как однажды мы с мужем ехали по незнакомому проселочному шоссе, и он не снизил скорость в зоне школы, посчитав, что в июле школьников у дороги не бывает. Нас тут же остановила машина шерифа. Мы уже понуро подсчитывали, на сколько вырастет годовая страховка нашей машины, потому что все штрафы за превышение скорости обязательно отражаются на взносах, являясь индикатором дополнительного риска для страховщика. Но помощник шерифа, проверив по базе данных наши документы, выяснил, что за последние 15 лет у мужа не было ни одного нарушения ПДД, и вознаградил его лишь предупреждением. А мог бы и слупить по полной...
Интересно, что правилам общения с полицейским обучают с момента получения водительского удостоверения. Прижмись вправо к обочине, остановись, открой окно со стороны водителя, положи руки на руль и всё, сиди-жди. Полицейский подойдет - скажет, что делать: как правило, показать водительское удостоверение, регистрационную карточку на машину и полис страховки. Доверенность на чужую машину иметь не нужно. Кстати, на вопрос, знаете ли вы, почему вас остановили, никогда нельзя отвечать: "Да уж, вижу, что после неразрешенного поворота проехал на красный свет в пьяном виде, забыв пристегнуться!" Даже в абсолютно очевидной ситуации надо говорить: "Я, возможно, мог бы предположить, но лучше вы мне сами поясните, пожалуйста", а то в случае признания вас потом ни один адвокат не отмажет. Обычно полицейский берет документы, возвращается к своему компьютеру в машине и проверяет данные. Если же у него есть какие-то подозрения на криминальность происходящего, то он тут же около окна водителя запросит проверку данных по рации на груди. "А то отойдешь к своей машине, а он рванет от тебя с трупом жены в багажнике!" - смеётся Меган.
Интересно заметить, что, подходя к остановленному автомобилю, полицейский как бы невзначай касается корпуса машины, чтобы оставить отпечаток своей ладони. Против такой улики не отмажешься, если попытаешься скрыться.
Так за оживленной беседой мы возвращаемся в район патрулирования, как вдруг Меган резко, профессиональным "полицейским поворотом" разворачивает машину и догоняет автомобиль, который только что проехал мимо нас по противоположной полосе. У этой девушки "нюх, как у собаки, а взгляд, как у орла"! Я всё прошляпила, пока расспрашивала, а мужик не остановился на знаке "стоп" и затем превысил скорость - Меган моментально выцепила его нарушения из потока других машин. Подходим к остановившейся машине, проверяем документы. Профилактическая беседа полицейского, и мужик осторожненько, почти расшаркивающейся манерой уезжает восвояси с предупреждением вместо штрафа - наверное, чистосердечно сознался в грехах, перед своей спутницей было неудобно.
Теперь нам надо в дамскую комнату - "попудрить носик". Возвращаться в офис далеко, и Меган рассказывает, что обычно она пользуется услугами ближайшей пожарной станции, к служебному входу которой у нее есть код замка. Я удивляюсь и спрашиванию, почему бы не воспользоваться ближайшим Макдональдсом. Объяснение оказалось суровым на правду. Появление полицейского в местах, где вероятно присутствие людей, которые не в ладах с законом, "опущенных" по социальной лестнице, может вызвать резкое неприятие, нередко доводящее до открытой ненависти. Не так давно в Сиэтле в кафешке один молодчик расстрелял четырех полицейских из личной неприязни. "Когда я захожу в кафе по личной надобности, я должна оставить оружие в машине, а это дает мне крайне неприятное чувство уязвимости."
Заходим на пожарную станцию со служебного хода, открыв замки по коду (дружат стражи порядка с пожарными, понятно). Ура, я получаю две экскурсии в одной - еще и на пожарку! Пока Меган занята, молодой симпатичный дежурный, колдовавший на кухоньке над самодельным яблочным пирогом, провел меня по их служебным помещениям. Здоровенные сапоги пожарных, заправленные в комбинезон, стоят рядком в открытых шкафах - прыгнуть в них и натянуть на себя всю униформу разом можно за секунды. Показывает дополнительное оборудование на полках и ангары с машинами. Оказывается, кроме обычных пожарных монстров, у них есть еще один ангар с 4-5 огромнейшими грузовиками, похожими на автобусы без окон, - Mobile Command Post Vehicles. Это целые передвижные командные посты, способные проводить координирующие операции в удаленных от города районах в случае техногенных катастроф, природных катаклизмов и прочих бедствий. Дежурный открыл один из них, показал их оборудование и офисное устройство изнутри. Эх, как я пожалела, что у меня не было с собой фотоаппарата! Но я обязательно еще напрошусь к ним на экскурсию с камерой.
Мы покинули пожарную часть как раз ко времени наполнения местных баров и других питейных заведений. Один из них был уже давно у Меган на примете: бар расположен на отшибе, в рабочем квартале, на темной улице, и клиенты, его покидающие, не ожидают внимания полиции к этому месту. Мы подъезжаем к бару с дворов, выруливаем в прилежащий проулок и затаиваемся у перекрестка вблизи парковки, выключив фары. Меган рассказывает, что ничто не вызывает в ней такого негодования, как пьяный водитель на дороге. "Это самый опасный разряд автомобилистов, и если мне приходится столкнуться с вождением в алкогольном или наркотическом опьянении (DUI), я закатываю им меру наказания по самой строгой шкале." Она зорко всматривается в походку и жесты, выходящих из бара посетителей, на глаз определяя возможность превышения дозы.
Вдруг на мониторе компьютера участилось мелькание красных квадратиков происшествий с категорией повышенной опасности. Сначала появилось сообщение оператора 911 о телефонном звонке женщины, обеспокоенной появлением в ее доме брата, недавно вышедшего из тюрьмы, и его агрессивной речью. Меган берет на заметку, что за развитием ситуации взялись следить несколько ближайших полицейских. Через несколько минут звонок женщины повторился и прошло сообщение, что один из полицейских следует к ее дому. Меган заводит машину и собирается, как перед прыжком. Тревога! Бывший уголовник выскочил из дома с большим ножом в руке. Координаты дома известны из описания. Меган мгновенно включает все мигалки и сирены в машине и втапливает газ до пола. Мы понеслись по улицам с такой скоростью, что меня вдавило в сиденье машины, как на американских горках. О боже! Вот тут, как я знаю по опыту, есть такой опасный поворот дороги с острым углом, что у меня дух захватывает при мысли, как же мы можем вписаться в него на этой бешеной скорости. Но вот что значит профессионал - мы пролетаем его благополучно, иначе и быть не могло. WOW! Наконец-то я почувствовала захватывающий вкус полицейского рейда! В пару мгновений мы оказываемся в районе, где среди тихих, спящих домов разгуливает уголовник с ножом. За полквартала до места Меган выключает фары и начинает красться медленно, как кошка, вглядываясь в темные обочины, усаженные кустами и деревьями. Я вижу, что уже две или три полицейские машины окружили квартал и рыщут в поисках преступника. Еще полминуты прочесываем двор за двором - и вот он! Стоит голубчик в перехлестывающихся лучах полицейских машин, натянув воротник на голову. Руки пусты - успел выкинуть нож в канаву. Тут Меган решительно командует мне оставаться в машине, а сама выскакивает и подбегает к группе на помощь. Парня быстро заваливают на капот, застёгивают наручниками руки за спиной. Один полицейский проверяет его имя по базе данных в машине, другой обыскивает арестованного, Меган и ее напарник Крис просвечивают фонариками обочину в поисках ножа. Я сижу и наблюдаю всё это действо из машины, прикрывая тетрадкой свет фар, ослепляющий лобовое стекло. Минут через 30-40 всё закончено, и Меган возвращается в машину. Хотя людям с уголовным прошлым нельзя владеть оружием (а найденный нож был такой величины, что классифицировался как оружие), на момент задержания ножа у него не было. Выскочившая вслед за парнем сестра объявила нож своей собственностью и в буквальном смысле "взяла на поруки" брата, приняв часть конфликта на себя. Оснований для задержания не было, и товарищ был отпущен восвояси. Но, как мы помним, все полицейские рапорты остаются в личном досье пожизненно и при последующем задержании и установлении наказания играют кумулятивную роль. Если этот парень продолжит свои опасные игры с обществом, то ему нарисуется уже более значительная статья уголовного кодекса.
Время моего рейда с полицейским близится к концу. Меган переключает свой рабочий статус в положение OFF и вызывается отвезти меня домой. Я, горделиво оглядываясь по сторонам (жаль, что соседи меня не видят на таком шикарном "коне"), подъезжаю к своему дому. Но последний разговор с Меган по дороге домой особенно запомнился мне своей важностью. Мы начали обсуждать правила ношения личного оружия, мою лицензию Concealed weapon permit и возможность защитить себя в случае опасности. "Вот что я тебе посоветую. Когда случится экстремальная ситуация (а именно она и случится, если ты решила направить пистолет на нападающего), то важно собраться. Выбор сделан, пистолет у тебя в ладони. Не разглядывай этого человека, не смотри, что у него в руках или за его спиной - в таком случае все твои пули опишут дугу вокруг него, не попадут по назначению, и ты потеряешь шанс. Лучше сделай полусекундный вздох, сконцентрируйся и соедини в одну линию прицел пистолета, мушку и цель. И только тогда стреляй. Эти полсекунды спасут тебе жизнь."
И этот урок от копа - как правильно стрелять из пистолета - и был самым сильным и запоминающимся итогом моего рейда с полицейским.