Ловите еще немного из моей диссертации.
Общаясь в киберпространстве, как и в реальности, люди обращают внимание на то, как другие представляют себя. Как уже отмечалось, самопрезентация многогранна, а потому используемые для нее способы весьма разнообразны: формы поведения, стили одежды, использование определенных аксессуаров, различные действия и др. Возможности самопрезентации человека в сети Интернет ограничены и детерминированы спецификой виртуальной среды и ее технологическими основами.
Анализ работ Е.П. Белинской, А.Е. Жичкиной, И. Васюкова, А.Е. Войскунского, Е.Горного, Э. Губенко, М.Ю. Касумовой показывает, что сегодня уже достаточно исследована текстовая форма самопрезентации в Интернет. Исследований применения статических визуальных образов (фотографических и метафорических аватаров) значительно меньше. Это работы таких авторов, как Е.А. Петрова, Дж. Сулер, А.Е. Харитонов Наиболее часто эти исследователи указывают на следующие специфические особенности виртуальной социальной среды.
1. Анонимность, позволяющая любому пользователю вести себя в соответствие со своими личными установками, создавать для себя любые правила в общении: анонимность обеспечивает относительную безопасность личности в Интернет-общении, а также позволяют нарушать многие правила общения, нарушение которых невозможно в реальной социальной жизни.
2. Невидимость реального образа субъекта коммуникации позволяет многим пользователям, имеющим проблемы в общении в реальной жизни, свободно общаться с другими людьми, однако невидимость собеседника обедняет процесс общения, лишая его невербального компонента.
3. Создание «виртуальных личностей» исследовано многими как зарубежными, так и отечественными специалистами. Анализируя имеющиеся данные, можно выделить следующие причины создания виртуальной личности: рациональное выстраивание образа «для других», иными словами самопрезентация путем создания виртуальной личности; создание виртуальной личности с желательными качествами, которыми пользователь не обладает в действительности в целях удовлетворения разнообразных желаний, влияния на других людей, для разнообразных рекламных и пиар-акций; как способ виртуальной психотерапии или реализация желаний и фантазий, подавляемых в реальной жизни; как возможность экспериментировать с разнообразными Я-образами и выстраивать Я-концепцию; возможность исследовать определенные формы поведения или же возможность понять поведение людей через их идентификацию (например, другого пола, возраста, социального статуса); как жанр сетевого творчества (исследования Е. Горного ) в поисках сетевой идентичности.
4. Свобода выбора наиболее подходящие средства для сетевого общения и взаимодействия. При выборе того или иного способа общения пользователь может учитывать степень владения компьютером, желание общаться в реальном времени или опосредуя общение асинхронными сообщениями. В настоящее время для общения могут быть использованы социальные сервисы, сетевые журналы и дневники, форумы и порталы, различные программы для обмена быстрыми сообщениями, причём большая часть из них доступна не только пользователям персональных компьютеров, но и пользователям других мобильных устройств, что расширяет возможности их использования и повышает доступность онлайн общения.
5. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной процессуальной информации. В основном коммуникация в Интернет - это текстовые сообщения. У пользователя есть возможность внимательно прочитать и даже перечитать сообщение, отсрочить ответ, обдумывая, что сказать. Вместе с тем письменная речь, лишенная невербального компонента, нередко серьезно затрудняет понимание собеседника и вызывает сложности при желании выразить эмоции. Использование «смайликов» не может отразить всё разнообразие эмоций человека. Могут возникать различные барьеры общения в электронной коммуникации, как отмечается А.Е. Тищенко «они в первую очередь связаны с трудностью восприятии собеседника и формирования его образа. В электронной коммуникации собственные образы коммуниканта и реципиента можно распознать по некоторым косвенным признакам, например, анализируя ник и аватар». Фактически восприятие собеседника основывается на восприятии и понимании текста сообщений, восприятии и эмоциональной реакции на ник и аватар пользователя.
6. Добровольность и желательность контактов. Любой пользователь добровольно начинает общаться, может не отвечать собеседнику и также с легкостью прервать общение, если только он это захочет. Эта особенность общения онлайн может оказывать влияние и на реальное общение как положительно, так и отрицательно. Когда пользователь переносит из сети в реальность социально не одобряемый стиль общения, могут возникать конфликтные ситуации и проблемы в общении.
7. Низкая регламентированность контактов. Особенности Интернет коммуникации, такие как анонимность и добровольность контактов, приводит к тому, что при общении в Интернет изменяется степень регламентированности контактов вплоть до полного отсутствия каких-либо норм и правил.
8. Наличие элемента игры в интернет-общении. Для некоторых пользователей Интернет выступает средой для развлечений и приятного времяпрепровождения, что вносит элемент игры и в общение, а также многие пользователи общаются именно при игре в различные многопользовательские ролевые онлайн игры, что также сказывается на характере общения.
Перечисленные характеристик определяют уникальность Интернет как социальной среды для взаимодействия и общения.
В работах Е.П. Белинской, А.Е. Жичкиной, А.Е. Войскунсого указывается на то, что в современных исследованиях Интернет-среда предстаёт не только как привычная информационная среда, но и как среда «самоидентификационная». По мнению авторов, виртуальная самопрезентация вносит вклад в изменение реальной социальной идентичности пользователя. Длительное общение в Интернет, особенно, если пользователь создаёт виртуальную личность, существенно отличающуюся от реально существующей, естественным образом сказывается и на общении вне Интернет. Однако сегодня все больше и больше общение в сети выступает не замещением, а дополнением реального общения. В этой ситуации самопрезентация в социальной виртуальной среде пока еще в стадии изучения, и в публикации присутствуют лишь фрагментарные результаты. Поэтому остается актуальным и представляется важным исследование сущности сетевого образа «Я», его связь с «Я» реальным, изучение функций, реализуемых аватаром.
В действительности каждый пользователь создает в Интернет свой виртуальный образ, важное влияние на создание которого оказывают не только феномены Интернет, но и личностные особенности пользователя. Создание «виртуальных личностей» исследовано многими как зарубежными: Дж. Сулер, К. Кейн, С.А. Кинг, С. Конечный, С. Мизрах, Л. Накамура, так и отечественными: Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина, А.Е. Войскунский, Е.Горный специалистами.
Так J.Suler в ходе исследования самопрезентации пользователей выявил, что большая часть людей выбирает стиль самопрезентации, исходя из особенностей личности и стиля деятельности пользователя. Автор не исключает возможность того, что пользователь сознательно выбирает стиль самопрезентации и сетевого поведения, отличающиеся от реальных в социальной жизни.
Исследования Н.В. Чудовой, посвященные изучению особенностей Я-образа различных категорий пользователей Интернет, позволили выявить интересные психологические особенности «жителей» Интернет - пользователей, которые проводят достаточно большое количество времени, общаясь в Интернет. Так основные психологические проблемы «жителя Интернет» концентрируются вокруг проблемы Я-образа и самопринятия. Для них характерно более пристальное внимание к создаваемым образам «Я».
Дж. Сулер рассматривает создание виртуальной личности в ходе общения в 3-D чате как возможность проявить свои индивидуальные особенности. Для классификации пользователей и создаваемых ими виртуальных образов Дж. Сулер использует классификацию личностей, направленную на применение в рамках клинического подхода. Автор предполагает, что в первую очередь при создании виртуальной личности пользователь проявляет свои психопатологические особенности.
К.Кейн описывает создание виртуальной личности в социальном сервисе MySpace и считает, что пользователи стремятся отобразить свое реальное «Я» в позитивном свете, насколько это возможно. И по мнению автора, пользователи в большей степени создают виртуальную личность весьма близкую по своим характеристикам к Идеальному «Я».
С.А. Кинг рассматривает вопрос создание виртуальной личности с общетеоретических позиций, исследуя особенности поведения человека в киберпространстве [167]. Наиболее значимой для данного исследования является предположение С. А. Кинга о том, что киберпространство позволяет пользователю не только создавать новую личность, но и создавать множество виртуальных личностей, каждая из которых в той или иной степени отражает реальное или идеальное «Я» пользователя.
С. Конечный исследует создание виртуальной личности и проявлений лжи. В исследовании С. Конечного были выявлены наиболее частые формы сообщения недостоверной информации в ходе интернет-общения. Автор заключает, что молодые пользователи гораздо чаще сообщают о себе недостоверную информацию, что может сказываться на том образе «Я», который они формируют для общения в сети.
В. Ломакс, Дж. Муртаг и Р. Ротти в большей степени раскрывают потребности в создании виртуальной личности у людей с повышенным уровнем тревожности и ярко-выраженными неадаптивными копинг-механизмами. Они приходят к выводу, что люди с ярко выраженной личностной тревожностью в большей степени склонны создавать маски, чтобы скрыть свою реальную личность, и часто это в первую очередь проявляется в выборе метафорических аватаров.
С. Мизрах рассматривает в своей работе технологии трансформации идентичности в ходе создания виртуальной личности . Автор считает, что в ходе создания виртуальной личности происходит трансформация реального «Я» в виртуальное «Я», которое может серьезно отличаться по своим характеристикам от реальной идентичности.
Л. Накамура рассматривает такие явления в Интернет как создание виртуальной личности другой расы, чем своя собственная, и называет это «туризм по идентичности». Как отмечает автор пользователи создают виртуальную личность диаметрально противоположную реальной с целью исследовать не только собственную реакцию на новую виртуальную идентичность, но и отношение к своей виртуальной личности других пользователей.
А. Сиибак рассматривает процесс конструирования виртуальной личности через выбор определенного визуального образа. А. Сиибак отмечает, что фотообраз или метафорический образ является наиболее важным аспектом самопрезентации в социальной сети. Автор также отмечает, что пользователи выбирают визуальные образы, которые подчеркивают их достоинства и положительно подкрепляют информацию, указанную в ходе вербальной самопрезентации. Эти данные особенно интересны в контексте данного исследования.
В большинстве рассмотренных в данном параграфе исследований, авторы отмечают тесную связь виртуальных образов самопрезентации с особенностями образа «Я» и наличием личностных особенностей, среди которых такие, которые, по утверждению некоторых авторов, близки к акцентуациям и психопатии (Jh, Suler, Н.В.Чудова).
Таким образом, как уже отмечалось ранее, представляется весьма важным изучение степени отображения реального Я-образа человека в его виртуальной самопрезентации, избранной в данном исследовании в визуальной форме. Направленность самопрезентации современной молодежи в социальной виртуальной среде во многом определяет формирующуюся культуру нового поколения, отображает не только ее отношение к инновационным возможностям общения, но и ее мышление и социальную ориентацию.