Рецензия на фильм «Преферанс по пятницам» (Ленфильм,1984 год)

Oct 02, 2014 23:06



Подгнило что-то в Датском королевстве.
В. Шекспир, трагедия «Гамлет»

Фильм советского режиссера Игоря Шешукова поднимает очень острые социальные проблемы, которые постепенно и методично подтачивали социалистическое общество, а впоследствии привели к уничтожению СССР.
Главный герой Алексей Шапошников прерывает научную экспедицию, получив телеграмму о скоропостижной смерти отца. Потрясение от внезапного ухода родного человека сменяется недоумением: как здоровый мужчина в 52 года мог умереть от сердечной недостаточности без видимых причин. Друзья отца говорят теплые слова: «Держись, в горе все вместе должны быть», - но ощущение чего-то недосказанного и недопонятого не покидает главного героя.
Проанализировав поведение отца в последние дни перед смертью: замкнутость, мрачность, написание завещания за день до смерти, - Алексей понимает, что его смерть - это не случайность, он к ней готовился. Это открытие не дает покоя главному герою - он откладывает свое возвращение в заповедник и начинает искать причины смерти отца.

Эпизод за эпизодом приоткрывая прошлое Петра Николаевича, Алексей понимает, что его смерть связана не с известием о заболевании раком (как утверждал друг семьи Георгий Степанович), а с темными делами на комбинате, генеральным директором которого он являлся. Беседуя с одним из сотрудников, главный герой спрашивает напрямую: « Левый товар продаете?». Тот, преодолевая неловкость, пытается пристыдить Алексея Шапошникова: «Как же Вы так вот прямо?», - и слышит в ответ: «Все знают, все видят, а прямыми словами не хотите? Ну, молодцы!». Но главный герой понимает, что слова «Не Вам об этом судить!» уравнивают его отца с теми подонками, которых он осуждает, и с горечью произносит: «Отец говорил: «Живи так, чтобы в душе светло было, не копи темное, держи окна открытыми», - и он так жил, а потом связался с Федоренко…».

Ища разгадки загадочных несоответствий, касающихся смерти Петра Николаевича Шапошникова, Алексей пытается найти правду в этом полном фальши и вероломства мире и ответить себе на вопрос: «Кто был мой отец?». Зритель понимает, что главный герой очень любит своего отца и перед ним встает серьезный нравственный выбор: оставить все как есть и не впутывать имя отца в грязную историю с махинациями на комбинате или идти до конца, не щадя ни себя, ни своих родных, ни доброе имя отца.

Всматриваясь в жизнь окружающих его людей, Алексей во всем видит «гниль», что-то грязное и нездоровое. Мать терзается угрызениями совести и тоскует после смерти отца, но это не мешает ей продолжать встречи с дядей Жорой и продумывать карьерный рост и поездку в Венгрию. В фильме можно проследить некоторые параллели с трагедией Шекспира «Гамлет». Пытаясь найти виновников смерти отца и разобраться в ситуации, которая сделала из доброго порядочного человека замкнутого и мрачного самоубийцу, Алексей узнает, что его мать уже на протяжении четырех лет является любовницей лучшего друга отца - дяди Жоры. Главный герой очень тяжело переживает предательство матери, упрекая ее в том, что к самоубийству отца могло подтолкнуть известие об их связи с Георгием Степановичем.


Друзья отца, каждую пятницу игравшие с ним в преферанс, откровенно пытаются откупиться от Алексея, предлагая безбедное существование (десять - двенадцать тысяч в год), лишь бы он прекратил создавать неудобства своим любопытством о делах мясокомбината. Любимая девушка Зина тоже готова притворяться ради выгоды. «Он прекрасный человек, - говорит она о дяде Жоре,- современный. Он жить умеет. Сам-то ты что можешь, всем жизнь сломать: дяде Жоре, Тамаре, мне? Ради принципа идиотского?».

Такие «современные» успешные люди встречаются и среди сверстников Алексея, одного из них главный герой выставил за дверь со словами: «Чему завидовать? Как запчастями спекулируешь? Как везде хапаешь и все продаешь?». «Домой хочется, а дом далеко… Лететь, лететь, лететь…»,- с глубокой грустью произносит Алексей Шапошников, тоскуя по прежней чистой и светлой жизни, куда вернуться уже, увы, не получится.

Гораздо удобнее жить «как все» и не замечать вещей, которые не дают спокойно и счастливо строить семейное благополучие, но Алексей не может свернуть с выбранного им пути: найдя в камере хранения чемодан с деньгами и записками отца, он решает отнести его в милицию. Главного героя не останавливают полные патетики фразы друзей отца: «имя твоего отца осталось чистым, а ты мараешь», «он не хотел предавать друзей, дружба для него была слишком важна».

Главный герой любит отца и очень тонко его чувствует: он смог понять глубину падения отца, ужасные муки совести от осознания этого падения, пустоту и тоску от предательства двух самых близких людей - жены и друга. Алексей понимает, что отец хотел отвезти чемодан с деньгами в милицию, но у него не хватило мужества сделать это признание, и не хватило сил больше заглушать голос совести и жить дальше - он совершил самоубийство. На мой взгляд, желание главного героя восстановить справедливость любой ценой: ценой их с матерью благополучия и утраты доброго имени отца - в метафизическом смысле является возвращением прежнего образа отца, который сумел вложить в сына высшие жизненные ценности, но не смог противостоять жизненным искушениям.


Чтобы иметь возможность продолжать жить, нужно дойти до конца, найти правду и восстановить справедливость, иначе невозможно сохранить чистоту, и та «гниль», которая царит вокруг, поглотит тебя. Главный герой чувствует это. В этом плане очень показателен его диалог с матерью.
- Чемодан надо сдать, - твердо заявляет Алексей.
-Это невозможно. Все рушится… Венгрия. Да какая Венгрия, господи? Ты ничего не теряешь, - нервно говорит Тамара Ивановна.
- Я не теряю? Я публично признаюсь, что я сын вора. Ты понимаешь, что мы должны потерять?
- Зачем?
- Мы должны потерять… мы знали… не знали - догадывались. Мы пользовались. Это простая мысль, мама, это очень старинная мысль - нужно все потерять, понимаешь?
То благополучие, за которое цепляются жена и друзья Петра Николаевича, является иллюзией. На самом деле в погоне за материальными ценностями и комфортной жизнью потеряно гораздо больше. «Был у Вас друг - довели до самоубийства, у любовницы жизнь искалечена, из Зины сделали механизм, куклу, был я, любил - теперь враг. Ну что, нашли Вы свое счастье?» - спрашивает Алексей у Георгия Степановича.


Алексею и Тамаре Ивановне удается отнести чемодан в милицию, выскользнув из тисков «друзей» отца, которые готовы были убить сына бывшего друга. Но Георгий Степанович говорит главному герою очень важные слова: «Бывают шаги в жизни, после которых поступать можно только определенным образом: ни я, ни Юра свернуть уже не можем, поэтому нельзя стоять у нас на пути… Нас нельзя загонять в угол». Люди, подобные Юрию Васильевичу и Георгию Степановичу, относились к одной из трех групп («цеховикам»), стремившихся к легализации своего криминального капитала. На них и была сделана ставка при развале СССР и в период приватизации.

Фотографии взяты с сайтов:
http://www.vida.ru/tvgrid/gallery.asp?id=350&p=75372&tp=1
http://www.kinomania.ru/film/84690/frames/

Previous post Next post
Up