"Ну, погоди!" возвращается

Dec 19, 2019 17:17

Анимация не знает границ, считает председатель правления киностудии «Союзмультфильм», председатель правления Ассоциации организаций индустрии анимационного кино, генеральный директор киностудии имени М. Горького Юлиана Слащёва. Она рассказала о новинках, которые готовит «Союзмультфильм» для юных зрителей, о планах по восстановлению былой славы Киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького и создании на базе «Центрнаучфильма» кластера по производству документальных и научно-популярных фильмов.


- С 2017 года вы председатель правления киностудии «Союзмультфильм». Как вы для себя определяете вашу роль в работе студии, вмешиваетесь ли вы в творческую составляющую её деятельности?
- Я думаю, эту роль по отношению к творческим единицам на студии можно охарактеризовать как сервисную. В мои задачи входит решение вопросов интеграции с другими подразделениями компании, рынком и контрагентами на рынке, при этом я ни в коем случае не вмешиваюсь в процесс креатива. А в целом по отношению к студии, конечно, моя роль - в формировании стратегии и видении её реализации и развития.
В команде «Союзмультфильма» сейчас работают сильные продюсеры, режиссёры, художники-постановщики, у которых в резюме успешные проекты. Это даёт возможность делегировать им принятие решений, которые касаются творческой составляющей.
Единственное, что я могу, - дать рекомендации исходя из глобальных тенденций. Например, поднять ту или иную тему или скорректировать внешние образы персонажей. У меня хорошая насмотренность, я изучаю много детского визуального контента - российского, европейского и американского производства. Поэтому считаю очень важным давать такой комментарий, ведь одна из актуальнейших задач для нашей анимации сегодня - научиться создавать персонажей для конкретных целевых аудиторий и синхронизировать их образы с историями и сценарием. Необходимо очень точное таргетирование. Одни фильмы должны быть предназначены для детей от нуля до трёх лет, другие - от четырёх до шести и т.д. Если мы попадаем в целевую аудиторию, значит, проект успешен.
При этом я никогда не буду говорить о том, чтобы художники перерисовали героев или заменили что-то в сценарии. Моя роль - координирующая, я решаю глобальные проблемы и создаю некий сопутствующий функционал вокруг творческих людей, чтобы они могли работать.

- Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны небольших студий, например, с «Анимаккордом» или «Мельницей»?
- Конкуренция, безусловно, есть. И «Анимаккорд» и «Мельница» - это большие частные студии. Есть ещё целый ряд успешных частных студий, например, «Рики», «Аэроплан», где работают талантливые и опытные люди. При этом, как ни парадоксально это прозвучит, у них более долгая история становления и формирования, чем у возрождённого «Союзмультфильма». По сравнению с ними мы - стартап, который имеет легендарный бренд. «Союзмультфильм» начал жить как студия чуть больше двух с половиной лет назад, когда пришла новая управленческая и творческая команда.
Сейчас у нас в работе десять сериальных проектов, один полнометражный фильм в производстве и ещё один - в разработке. Это очень большое количество проектов одновременно. Едва ли найдётся на нашем рынке другая студия, которая одновременно запускает столько проектов. Может быть, только «Паровоз». Но в целом можно сказать, что мы сегодня конкурируем скорее с иностранной анимацией.
В то же время все российские анимационные студии консолидированы идеей развития индустрии. У нас есть Ассоциация анимационного кино, которая объединяет более 45 студий. Мы регулярно собираемся, решаем проблемы индустрии, поддерживаем мероприятия, которые проводит компания «0+ медиа», входящая в холдинг «ВГТРК». Мне очень нравится, как происходит взаимодействие внутри нашей отрасли. И я думаю, российская анимация будет развиваться ускоренными темпами, если мы будем делать партнёрские проекты.

- Назовите, пожалуйста, самые сильные, на ваш взгляд, проекты «Союзмультфильма», которыми вы гордитесь.
- «Простоквашино» - наш локомотив. Благодаря этому проекту мы смогли вернуть студии генетическую память, наладить процесс производства. Также считаю очень успешным сериал «Оранжевая корова» для детей от трёх до шести лет. У проекта мощные партнёры - «Первый канал. Всемирная сеть» и крупная международная продюсерская компания Cyber Group, головной офис которой находится во Франции. Её инвестиции позволили «Оранжевой корове» стать первым международным проектом «Союзмультфильма».
Также назову обучающий проект «Пластилинки». Он предназначен для самых маленьких - от нуля до трёх и сделан в технике пластилиновой анимации, которая сегодня применяется крайне редко. Уже сняты несколько циклов: «Музыкальные инструменты», «Животные» и «Цифры». Партнёром по производству сериала также выступает «Первый канал. Всемирная сеть».
Помимо этого «Союзмультфильм» сейчас начинает разработку новой версии «Ну, погоди!». Думаем, в какой технологии будет делаться мультфильм, выбираем режиссёра и художника-постановщика. Надеюсь, что новые серии выйдут в августе 2020 года, и этот проект может повторить успех «Простоквашино».
Самая большая проблема в кино - мало кто может писать смешно... Да, юмор пишется сложнее всего, особенно в случае с «Ну, погоди!», где нет диалогов. У нас в стране есть десяток людей, которые умеют написать смешные диалоги. А вот придумать драматургию и смешные физические гэги смогут единицы.

- У вас есть психологи, которые помогают работать сценаристам над сюжетами?
- Да, детские мультфильмы, особенно preschool-сегмента (для дошкольников) и для младшего школьного возраста, не снимаются без участия психологов. Это общемировая практика. Это важно, поскольку с помощью мультфильма закладываются ценностные ориентиры и ролевые модели. Мы прибегаем к помощи психологов, чтобы не навредить.

- Что вы думаете о патриотическом воспитании подрастающего поколения при помощи мультфильмов или фильмов для детей и юношества? Каким оно должно быть?
- «Прямым текстом», установками пробудить патриотическое чувство нельзя. В мультфильмах, при помощи которых мы пытаемся чему-то научить ребёнка, развивать его, не должно быть назидательности, навязчивости. Если мы и показываем образ, связанный с национальным самосознанием, культурой, то он должен быть в первую очередь привлекательным, харизматичным, чтобы любовь к нему появлялась естественно, за счёт его обаяния. Такими персонажами наполнена «Золотая коллекция советских мультфильмов».
Сегодня мы видим свою задачу в том, чтобы с помощью нашей анимации продвигать общечеловеческие ценности - уважение к старшим, умение дружить, понимание, что такое школа, соседство, окружающий мир - и показывать здоровые ролевые модели.
У нас, например, есть фестивальный короткометражный мультфильм «Привет, бабульник!». Он про девочку, которую родители на Новый год оставляют с бабушкой и её возрастными подругами. Девочка думает, что её ждет смертельная скука, но всё оказывается наоборот. Она валится с ног и засыпает посередине праздника. В наших мультфильмах «Простоквашино» и «Приключения Пети и Волка» в творческой и интересной форме рассказывается о стране, городе, деревне. Традиционные ценности передаются с помощью ярких, харизматичных образов. Это максимально возможное введение патриотической темы в анимации.

- Какова экономическая ситуация на студии сегодня?
- Когда два с половиной года назад мы пришли на «Союзмультфильм», студия была в предбанкротном состоянии с долгом в 30 млн руб. На ней ничего не производилось, существовал серьёзный финансовый кризис. В этом году выручка составит более 300 млн руб. Но при этом прибыль будет минимальной, поскольку студия находится в экстенсивной фазе развития. Государство даёт нам 50% на проект, а вторую половину мы финансируем самостоятельно, привлекая внебюджетные средства.
Если не получается найти инвестора на проект, который по нашим прикидкам будет успешен, мы дофинансируем его сами. Иногда мы останавливаем фильм на 10-12-й серии, понимая, что у него нет коммерческой перспективы. Мы сегодня сами должны зарабатывать себе на жизнь, потому что бюджетных средств хватает на жизнеобеспечение, но недостаточно для нашего развития. Но долгов у студии на данный момент нет.

- В этом году вас назначили генеральным директором киностудии имени М. Горького, в состав которой входит и «Центрнаучфильм». С чем пришлось столкнуться?
- Киностудия находится в сложном состоянии. При этом она прибыльная: зарабатывает 96% своего дохода на сдаче в аренду студийного комплекса и кинотеатрального реквизита, офисных помещений и на их обслуживании. Всего 4% студия зарабатывала на своей профильной деятельности. При этом «Золотая коллекция студии им. Горького» ей не принадлежит, и нам предстоит проделать работу по возврату прав. Почему я спокойно смотрю в будущее киностудии им. Горького?
Мы прошли сложнейший путь на «Союзмультфильме», отвоевали все права и вернули их студии. Нам удалось вывести все процессы в прозрачную область ведения дел и взаимоотношений с партнёрами. Со всем этим есть серьёзные проблемы на киностудии им. Горького. Но самая главная из них - в кинопроизводстве.
Да, есть госдотации на игровое и документальное кино, однако оно практически не доходит до экранов: фильмы ложились в стол на протяжении многих лет. Почти весь продакшн происходит на стороне, никакого собственного производства у студии фактически не было. Технический комплекс изношен и не инвентаризирован, имущественный находится в полуаварийном состоянии. Однако плюс в том, что он очень масштабный, и если им грамотно управлять, отреставрировать, это может давать очень хороший доход, которого будет хватать на кинопроизводство плюс к госсубсидиям.

- Какие шаги по возрождению детского и юношеского кинематографа вы собираетесь предпринять?
- Мы будем развивать студию по двум основным направлениям. Первое - создание игрового (детского, семейного) кино, которое будет сниматься непосредственно на киностудии им. Горького. Второе - документальное, научно-популярное кино. Мы хотим создать кластер на базе киностудии «Центрнаучфильм» и собрать там все талантливые команды, которые работают в документальном и научнопопулярном кино. А также взять в дело все научные разработки для кино, которые существуют на «Центрнаучфильме» и в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ). Мы переведём все разработки в «Центрнаучфильм» и создадим Research development (RD) - научно-исследовательскую производственную базу для разработок в области кино. Остальные активы собираемся выставить на продажу.

- В СССР для детей и юношества писали и снимали кино талантливые писатели и кинематографисты. Как обстоят дела сегодня?
- Мы практически с нуля собрали команду «Союзмультфильма». Средний возраст сотрудников студии составляет 28-30 лет. Ведём поиск кадров на конкурсах, питчингах и фестивалях. Каждый год делаем свой питчинг на Открытом российском фестивале мультипликационного кино в Суздале, отбираем молодых авторов и предлагаем сделать на «Союзмультфильме» свой проект. Кроме того, мы планируем также подключать профильные вузы и отбирать лучших студентов последнего курса. Вот, например, подписали договор с Донским государственным техническим университетом, который находится в Ростове-на-Дону. Вуз открыл у себя технопарк, где можно и учиться, и создавать анимацию. В планах - охватить московские и петербургские вузы. В любом случае даже лучших выпускников профессионального киноколледжа при ВГИКе или режиссёрского факультета ВГИКа нужно брать и доучивать на практике. С киностудией им. Горького ситуация проще, поскольку рядом находится ВГИК.
У нас есть идея на базе «Центрнаучфильма» создать экспериментальную площадку для съёмок дипломных работ выпускников этого вуза, чтобы отсматривать сценаристов, режиссёров-постановщиков и операторов и выбирать лучших для работы на студии.

- Сколько времени потребуется студии им. Горького, чтобы вернуть себе былую славу?
- Для начала нам предстоит большая работа по восстановлению производства. На «Союзмультфильме» на это ушёл год, и это очень быстро! Теперь от нас требуют того же на киностудии им. Горького, однако здесь ситуация сложнее, поскольку это кинорынок, который более перегрет и перекормлен заказами, чем анимационный. Собрать аниматоров было проще, чем кинематографистов.
Нам нужно репутационно вернуть интерес хороших режиссёров и авторов к детскому и юношескому кино, желание сотрудничать с нами. Для этого киностудия проведёт питчинги и собственные фестивали.
При этом мы пока не собираемся конкурировать с мейджорами, делать блокбастеры. Начнём с малобюджетного кино для детской аудитории и семейного просмотра, ориентированного на интернет-платформы и, возможно, на ТВ-каналы. Здесь мы отработаем команды, подберём креативный ресурс. В планах - запускать по 20-30 научно-популярных фильмов в год и до 10 игровых фильмов в партнёрском производстве.

Наталья Гриднева

детское

Previous post Next post
Up