Электричка на ладони

Jun 23, 2019 17:11



"На шестом году жизни я при содействии руки отца в первый раз сдвинул ручку регулятора и стронул паровоз. С тех пор я нежно люблю паровозы."
Сергей Григорьев

В моей руке красивейший брелок с поездодевочкой ЭТ2М-028 изначальной зелёной расцветки МПС - сейчас-то все электрички перекрасили в серо-красную гамму ОАО "РЖД". Сам брелок появился на свет благодаря нежной любви к электричкам юной студентки и будущего машиниста локомотива Соне "Дрофе" Дорофеевой. А вот идея изобразить именно эту электричку родилась не просто так.


[История создания электрички]

4 мая 1990 года Верховным Советом Латвийской ССР была принята «Декларация о восстановлении государственной независимости Латвийской Республики». Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) очень быстро стал для России заграничным, поэтому возникла потребность в освоении производства электропоездов для МПС РФ на российских предприятиях.
В конкурентную борьбу за это право вступили два производства: подмосковный ДМЗ и ТорВЗ из Тверской области. Демиховский машиностроительный завод начинал с узкоколейных вагонов для торфоразроботок и самосвальных вагонов - думкаров. Но уже в начале 80-х годов его перепрофилировали в производство прицепных вагонов как раз рижских электричек. Торжокский вагоностроительный завод был единственным в стране, изготавливавшим подвижной состав для железных дорог колеи 1000, 900, 750 мм: грузовые и пассажирские вагоны общего назначения, путеукладчики, мотодрезины нескольких видов, электротепловозы. Первый взялся за воплощение в жизнь проекта перспективного электропоезда постоянного тока ЭР24, заброшенный рижанами в связи с распадом СССР, назвав своего первенца ЭД2Т. Второй выбрал путь копирования под именем ЭТ2 серийного (с 1988 г.) рижского электропоезда ЭР2Т, который отличался от прообраза главным образом антивандальным исполнением сидений и незначительно элементами кузовов вагонов.
Копирование серийного поезда позволило ТорВЗ выиграть напряжённую гонку. В августе 1993 года опытный образец ЭТ2-001 презентовали на станции "Санкт-Петербург - Главный" под баннером с надписью «ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ЭЛЕКТРОПОЕЗД». ДМЗ закончил работу по созданию своего моторного промежуточного вагона (Мп) месяцем позже, к августу предоставив только вагоны Пг (прицепной головной) и Пп (прицепной промежуточный) собственного производства, движимые пока рижскими моторными вагонами ЭР2Т. Опытный состав от ДМЗ назывался ЭД2Т-0001 с претензией на больший объём заказов. Тем не менее, ЭТ2-001 и ЭД2Т-0001 прибыли на экспериментальное кольцо ВНИИЖТ в один день. Испытания обоих поездов проводились в ноябре и декабре 1993 года; какой из поездов первым получил разрешение на эксплуатацию с пассажирами - неизвестно. Оба опытных образца пошли в серийное производство, породив целый ряд моделей и модификаций. Но конкуренцию в итоге выиграл ДМЗ, а Торжокский вагоностроительный завод к 2016 году обанкротился и находится в процессе ликвидации, раздираемый заинтересованными в его территории и интеллектуальной собственности сторонами.
А тогда до банкротства было ещё далеко. С 1993 года ТорВЗ выпустил 26 электропоездов ЭТ2, плюс 14 головных секций ЭТ2Р, плюс парочку экспериментальных моделей электричек в единичном экземпляре, в серию не пошедших, но одна из которых - ЭТ2Л "Гудок" с присвоенным номером 027 - была допущена к перевозке пассажиров и даже побегала на линии Санкт-Петербург - Великий Новгород в качестве экспресса. Но уже к концу 90-х стало ясно, что "Этэшку" нужно модернизировать - хотя бы для того, чтобы можно было использовать нечётное количество вагонов, как у конкурента "Эдика".
В августе 1999 года на свет родился модернезированный электропоезд постоянного тока ЭТ2М, выпуск которого продолжался до 2010 года. Всего было построено 109 электричек плюс несколько отдельных секций и вагонов, итого 1060 вагонов всех типов. Первенец серии ЭТ2М получил следующий порядковый номер 028 и внешне был братом-близнецом последних ЭТ2, однако с номера 029 добавили кое-какие отличия. Во-первых, стенка под лобовыми стёклами (на которой расположены буферные фонари) расположена под другим углом наклона (на предыдущих составах имеется наклон в обратную сторону). Во-вторых, исчезло скругление лобовой части (оба лобовых стекла расположены в одной плоскости). В-третьих, изменилась конструкция самих буферных фонарей.
ЭТ2М-028 отправили на Свердловскую железную дорогу (как и 90% всей последующей модернезированной серии), где с 2006 г. и до сих пор служит в депо Нижний Тагил. Автор этих строк неоднократно ездил на нём по окрестностям родного города Чусового. Этим фактом и обусловлен выбор конкретной поездодевочки для меня.










хорошие люди, настоящая железнодорожная магия

Previous post Next post
Up