75 лет назад возобновлёно движение экспресса "Красная стрела"

Mar 23, 2019 10:21

Недавно я писал о женщине-машинисте бронепоезда, а сегодня хочу вспомнить о женщине-кочегаре и торжественном событии, в котором она приняла участие.

Первый после снятия блокады Ленинграда рейс легендарный экспресс «Красная стрела» совершил 75 лет назад - 20 марта 1944 года. Комфортную поездку пассажирам обеспечивала зенитка - на случай авианалёта в состав «Красной стрелы» включили бронированный вагон с зенитной пулемётной установкой.


Рейсы «Красной стрелы» были отменены 24 июня 1941 года в связи с введением военного положения. Один из составов поезда был эвакуирован в Цирульск, другой укрыт в бывшем Царском павильоне возле Обводного канала. Но неожиданно в конце 1943 года вагоны «Красной стрелы», которые оказались в запущенном состоянии, стали приводить в порядок. Это происходило в то время, когда территория, по которой проходила железнодорожная линия Ленинград - Москва, ещё не была полностью освобождена от фашистов. И уже не только составы «Красной стрелы» готовились к работе. Среди локомотивных бригад Москвы и Ленинграда разгорелось соревнование за право вести первый после блокады поезд.
20 марта 1944 года на Московском вокзале в Ленинграде главный кондуктор Михаил Кардаш, обслуживавший «Красную стрелу» ещё до войны и получивший в 1943-м звание Героя Социалистического Труда, рапортовал начальству о готовности поезда к рейсу. К этому моменту уже были известны имена паровозной бригады победителей: машинист Пётр Волосюк, его помощник Виктор Петров и кочегар Татьяна Глазовская. Для Татьяны и Виктора этот рейс станет судьбоносным - после него они соединятся в семью, чтобы в любви прожить много лет и вырастить пятерых сыновей. А право вести «Красную стрелу» из Москвы в Ленинград завоевала бригада Героя Социалистического Труда машиниста Василия Виноградова. Помощником был Анатолий Соловьёв.
Оба состава в одну и ту же минуту 21 марта 1944 года остановились у платформ в Москве и Ленинграде. «Красная стрела» после более чем тысячи дней перерыва вновь стала регулярно курсировать между двумя главными городами страны. В своём дневнике пассажир этого рейса ленинградский журналист Матвей Фролов написал: «Если бы не пулемёт на вагоне, прицепленном в хвосте поезда, трудно было бы и подумать, что война продолжается…» Кстати, именно ко времени восстановления движения «Красной стрелы» на Московском вокзале была открыта первая в послеблокадном Ленинграде парикмахерская.
Несмотря на то что дата первого рейса «Красной стрелы» после снятия блокады отмечается каждый год, до сих пор никто не знает, кого или что вёз поезд в этом рейсе. Такое обилие загадок, очевидно, осталось в силу того, что долгие годы - и до войны, и после - «Красная стрела» круглосуточно охранялась сотрудниками НКВД. А посему история о ней писалась исключительно официальная, а люди, обслуживающие её, предпочитали молчать.

праздник, Великая Отечественная война, настоящая железнодорожная магия

Previous post Next post
Up