В честь кого назвали Верещагино или За державу обидно!

Mar 01, 2019 15:46

Недавний конфуз с раскрашенными вручную фотографиями XIX века Уральской Горнозаводской железной дороги, принятыми мной за цветные фотографии Прокудина-Горского начала XX века, побудил меня к более тщательному изучению документальных свидетельств строительства этой магистрали. Так родилась идея этого поста.

Бытует широко распространённая легенда, нашедшая отражение даже в статье Википедии, что город и одноимённая станция Транссибирской магистрали Верещагино названы в честь художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина, автора картины "Апофеоз войны". Дескать, в 1904 году по железной дороге на Дальний Восток ехал Верещагин для участия в Русско-японской войне, а на этой станции его поезд задержался из-за какой-то поломки. От нечего делать Верещагин успел сделал зарисовки окрестностей и попутчиков-солдат, которые должны были послужить основой для создания будущих картин, но сгинули вместе с Василием Васильевичем 13 апреля этого же года при подрыве броненосца «Петропавловский». Тем не менее, спустя целых 10 лет местные жители внезапно вспомнили о проезжем художнике и попросили переименовать станцию Вознесенская, а заодно и поселок Александровский - чего мелочиться-то? - в память о Верещагине. А власти взяли и согласились. И ладно бы местные, губернские - официально это название закреплено в приказе Министерства путей сообщения № 354 от 8 декабря 1915 года "О переименовании с 18 апреля 1916 года станции «Вознесенская» Пермской железной дороги в станцию «Верещагино».
Конечно же, легенда эта врёт, но только частично. Станция Вознесенская и посёлок Александровский действительно были переименованы в честь художника Верещагина, но не проезжего баталиста Василия Васильевича, а первого пермского пейзажиста Петра Петровича. В этом легко убедиться, взглянув на карту Транссибирской магистрали времён Русско-Японской войны - ветка через Пермь с станцию Вознесенскую в то время вообще была тупиковым ответвлением до Котласа.




Основателем целой династии пермских художников Верещагиных был иконописец Прокопий Данилович Верещагин, расписывавший церкви города Кизела. Родительское ремесло наследовал его сын Пётр Прокопьевич, который стал первым учителем уже своим сыновьям Петру, Митрофану и Василию. В 1843 году отец умер и их учителем стал именитый художник А.У. Орлов, живший в 40х-50х годах XIX века в Перми, а также родной дед по матери Иван Васильевич Бабин, тоже живописец и иконописец. По рекомендации Орлова все трое братьев окончили Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге и впоследствии внесли значимую лепту в отечественную живопись. Младшие братья пошли по прямым стопам отца и дедов. Василий Петрович стал автором множества известных картин, включая серию про жизнь русских богатырей, но кроме картин он также писал иконы, в том числе для Храма Христа Спасителя в Москве и для Успенского собора Киево-Печёрской Лавры. Митрофан Петрович известен по совместной с братом Василием работе - росписи церкви в Елабуге. Творческая же судьба старшего брата сложилась несколько иначе.
Одним из учителей Петра Верещагина был С.М. Воробьёв, известный ландшафтный живописец, много лет проживший в Италии. Его уроки оказали сильное влияние на Петра Петровича и предопределили выбор в его художественных предпочтениях. Вот только от рисования итальянских пейзажей молодой художник отказался в пользу родной державы. За время учёбы П.П. Верещагин был удостоен малой и большой серебряных медалей. За картину «Вид Нижнего Новгорода» (1865) - звания классного художника 3-й степени, за «Вид Динабурга» и «Рынок в Нижнем Новгороде» (1867) - 2-й степени, за «Вид из окрестностей Люцина» (1868) - 1-й степени, за «Вид Кремля» и «Толкучий рынок в Москве» (1871) - академика, с формулировкой "за отличные познания в живописи пейзажной". В 1866-1870 гг. преподавал рисование в уездных училищах Витебской губернии.
А к 1870-м годам в Прикамье наступила эпоха перемен, выразившаяся в промышленном буме. П.П. Верещагин к тому времени уже был неутомимым путешественником и известным художником, создавшим серию видов российских городов - Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Пскова, а также пейзажи Крыма, Кавказа, Прибалтики. И не случайно именно к нему обратилось акционерное "Общество Уральской Горнозаводской железной дороги" с предложением воспроизвести на холсте те места, по которым дорога или уже прошла, или должна была строиться в ближайшее время.
Так Пётр Петрович стал первым профессиональным художником, обратившимся к широкому изображению в живописи Урала и первой в этих краях железной дороги - Уральской Горнозаводской. В числе его работ - виды центра губернии - родного его города Перми, Нижне-Тагильского и Верхне-Яйвинского городов-заводов, "Вид реки Чусовой при пересечении мостом железной дороги", "Станция Чусовская" и другие. Всего в цикле порядка 30 картин и этюдов. Встретить их можно в экспозиции любого уважающего себя музея, о коллекционерах академической живописи и говорить нечего. Единственный раз все вместе они были показаны на персональной выставке Верещагина в Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Именно за это творчество благодарные земляки из Пермской губернии увековечили его имя в названии железнодорожной станции. Конечно, справедливей было бы переименовать какую-нибудь станцию Горнозаводской или Луньевской ветки, хоть ту же Яйву, но приз достался тому, кто первым догадался и подсуетился.
Шесть верещагинских работ из "Горнозаводской" серии сейчас хранятся и выставляются в Пермской художественной галерее, собирать их начал её основатель искусствовед Николай Серебренников и поступали картины в основном из Государственного музейного фонда в 1920-х годах. Но одна картина стоит особняком, это "Архиповка", приобретённая из частной коллекции в 1948 г. Приглядитесь к ней:



Верещагин настолько точен в деталях, что по его полотнам можно изучать историю. Рядом с железной дорогой стоят времянки строителей, но по ней уже тянет поезд паровоз типа О-3-О. Значит, движение уже открыто и на картине, судя по лёгкой одежде людей, август 1878 года.

здесь красивая местность, эти ваши интернеты, настоящая железнодорожная магия

Previous post Next post
Up