Серия статей «Кто ты Человек Разумный?». Часть 6 из 18.
Данная статья не про юридические аспекты, религиозные или личные представления, которые есть у каждого. И не про периодизацию развития (тем более что в научном Обществе нет общепринятой ее модели) т.е. физиологические и психические процессы развития.
Статья про глубокое понимание наиболее важных вопросов в развитии будущего маленького человечка, пришедшего в наш мир и беззащитного перед ним.
💡 Статья про осознание ответственности Человека перед будущим Человеком!
Она направлена на, то чтобы обратили внимание на важные и значимые моменты, от которых зависит будущее ребенка во взрослой жизни ... его становление как Человека!
Изображение от Freepik
Одна из наиболее распространенных ошибок и частое заблуждений, заключается в том, что мы воспринимаем детей людьми изначально, а часто и не осознаем их существенное отличие от нас.
Вспомните, что Дети-Маугли не социализируются и остаются теми, кто их воспитывал до конца своей жизни. Многочисленные случаи обнаружения и попытки перевоспитания тому подтверждение. В полной мере ни один из них не стал Человеком в полном смысле этого слова.
Как ребенок становиться Человеком
Становление происходит с рождения до возраста, приблизительно, 10 лет. Это самые важные годы развития ребенка, проблемы этого периода будут преследовать его всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому психологи при работе пристальное внимание уделяют детству, а не потому, что хочется найти виноватых в виде, например, родителей.
👉 В этот период его жизни всю полноту ответственности, за будущего Человека, несут взрослые - значимые взрослые т.е. те люди которые его растят и воспитывают - это могут быть родители, приемные родители, бабушки и дедушки, или другие близкие и не очень родственники …
Ключевым моментом является физическое развитие психики ребенка - формирование психофизиологических процессов. Психика ребенка развивается, усложняясь в своем развитии - появляются новые механизмы восприятия мира, способы взаимодействия с ним, развиваются мыслительные процессы.
💡 Ребенок проходит последовательный процесс развития и на ранних стадиях определенные способности у него еще не развиты.
💬 Например, ребенок до 4-6 лет не в состоянии учитывать логические связи действия с прошлым. Поэтому, меня всегда умиляют родители, которые на детской площадке, при конфликте детей, вмешиваются со словами: «Объясните своему ребенку». Детям свойственен эгоцентризм мышления.
Эгоцентризм мышления - это скрытая умственная позиция, означающая неспособность изменить исходную позицию даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.
Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.
👉 Способность логического мышления начинает формироваться, только в начальных классах школы.
На этом десятилетнем этапе, взрослым ВАЖНО помнить про:
📌 амнезию детства;
📌 импринтинг;
📌 критичностью мышления;
📌 активное изучение мира и его границ;
📌 первичность невербальной информации (что делается) на вербальной (что говориться);
📌 адаптация.
Амнезия детства
Вы не задумывались, почему не помните события первых 3-4 лет жизни? Или лишь отрывочно, без целостной картины?
Впервые, на это обратил внимание Зигмунд Фрейд, что также подтверждается и другими исследованиями. В чем же причина?
Есть разные объяснения данному явлению, например, что этот период для ребенка слишком травмирующий для будущей жизни и таким образом психика защищает нас от психической травмы, или мнение о том, что наш мозг в этот период только развивается и информация просто не сохраняется.
Зигмунд Фрейд, например, полагал, что это результат подавленных сексуальных и агрессивных ощущений ребенка по отношению к родителям.
Все это конечно интересно и большой простор для интерпретаций и «психологической» работы с травмами детства, но...
Стоит отметит, что в возрасте 3 - 4 лет:
👉 на физиологическом уровне - гиппокамп участвующий в консолидации воспоминаний созревает через год-два после рождения.
👉 на психологическом уровне - идёт развитие речи и начинается целенаправленное обучение.
В совокупности эти факторы и формируют новые способы организации опыта и формирования памяти. И они несовместимы с предыдущим способом.
💡 Разность кодировок основная причина т.е. меняется функциональная особенность запоминания и мы утрачиваем доступ ранней информации. По современному - мы теряем «программу» для открытия этих «файлов».
Дети кодируют свои переживания в истинном виде (детская непосредственность) и не связывают их со смежными событиями. Взрослые выстраивают воспоминания категориями и схемами т.е. взаимосвязями различной контекстной информации. Иногда, они фрагментарно прорываются т.е. они не пропадают и остаются с нами всю жизнь, оставаясь практически недоступными.
💡 Ребенок мыслит образами до этого возраста, а после с развитием речи переходит на мышление словами.
Это самый первый шаг в становлении ребенка Человеком, при пропуске в развитии (Дети-Маугли) исправить не получиться ... дорога маленького существа уходит в сторону от Человека.
Но иногда, они фрагментарно прорываются т.е. они не пропадают и остаются с нами всю жизнь, оставаясь практически недоступными.
Импринтинг
👉 Импринтинг (буквально) - это «ДЕЛАЙ КАК Я»! Без оговорок и скрытого подтекста - делай как Я, значит повторяй мои действия точно!
И он повторяет. Так принимаются программы морали, программы выживания в мире людей.
Бессмысленно объяснять ребенку, что что-то нельзя делать, если сами не следуете заявленным правилам.
Он будет копировать Ваше поведение и влиять на этот процесс «насильственным» способом не только бессмысленно, но и опасно. Будут формироваться извращенные модели поведения т.е. удовлетворение потребности косвенным образом.
Критичностью мышления
👉 Все что Вы говорите ребенку, не подвергается критичному мышлению. Ребенок все сказанное и сделанное воспринимает буквально. Скрытые смысли не считываются им.
Критичность мышления ребенку заменяет импринтинг. Он полностью доверяет своим воспитателям.
💬 Например, если Вы скажите ему в порыве гнева, что Вы его не любите - он реально будет испытывать чувство потерянности и отвержения. Что для ребенка, на уровне базовых инстинктов, равносильно угрозе жизни! Аналогично будет и при отказе от общения и прочих аналогичных ситуациях.
В связи с этим, вспомнил случай из жизни.
Междугородняя скоростная электричка, четыре часа пути до Нижнего Новгорода из Москвы. В поезде были дети, а им тяжелее всего. Взрослый не высидит, а ребенку вообще мука.
Наблюдаю сцену. Бабушка подводит внука лет 5 к двери несущегося на скорости 120 км/час поезда и объясняет, что сейчас она откроет двери и он вылетит в них, если только ... он не будет себя вести спокойно! Он чуть не зарыдал ... и действительно сидел тихо приунывший.
Все познается в сравнении ... в мое детство «волчок кусающий за бочек» или «дядя милиционер, который заберёт непослушного ребенка» уже не выглядит так страшно.
Самая страшная и нелепая ошибка взрослых - это восприятие ребенка как взрослого.
Активное изучение мира и его границ
👉 Физическая активность - для ребенка это способ познания мира. Подвижность, игра, взаимодействие с предметами и их физическое разрушение - основные виды физического взаимодействия ребенка.
Он ломает игрушки или другие предметы, не потому что является агрессивным - это такой способ познания, понять суть вещей и своим возможности. Нужно внимательно наблюдать и аккуратно контролировать, чтобы он не причинил себе вред - и только.
Сломанное можно починить или купить новое, а вот ребенка …
Первичность невербальной информации (что делается) на вербальной (что говориться)
👉 Рождаясь маленькое, крохотное создание не знает слов и не знает мира, в котором оно очутилось. Единственный способ понять, что эти двое склонившиеся над ним хотят … съесть или накормить, кинуть на произвол или защитить, накормить … расшифровывать он может только по невербальным признакам. Мимика, движения, тон голоса - все это несет угрозу или защиту.
В последствии, когда ребенку становятся доступными слова возможности возрастают, но этот механизм живет в нас всю жизнь!
Базовые механизмы работы мозга периода «Амнезии Детства» никуда не деваются - это то что можно назвать бессознательным т.е. идет постоянная перекодировка: образов в слова, слов в мысли, мыслей в образы и обратно.
Еще одна причина, почему бессмысленны объяснения, не подкрепленные соответствующими действиями.
Вы можете выпрыгнуть из штанов или совершить подвиг сутулого, но все слова пройдут мимо - останутся только действия, и только они будут восприняты ребенком.
Адаптация
Ребенок не мыслит как взрослый человек, он адаптируется к миру, в котором он оказался, и правилам Общества (Человечества). Стремиться вписаться в этот мир своих - мир ЛЮДЕЙ!
👉 Во время развития, ребенок будет вырабатывать стратегии «выживания», искать способы удовлетворения своих, в том числе и нереализованных, потребностей - защите, любви, развитии, внимании, принятии, самореализации, ценности ...
Взрослые помогают (должны помогать) ребенку выработать адекватные способы реализации потребностей и исключить проявление неадекватных.
Примеры неадекватных проявлений: отсутствие внимание вызывает потребность в его привлечении через саморазрушающее поведение, потребность в любви реализуется через унижения и страдания.
Воспитание ребенка делает его Человеком!
Да, многие наши проблемы в жизни из нашего детства. Наши родители старались как могли в меру своих знаний и пониманий. Мы вырабатывали свои модели выживания. Но вот будучи уже взрослыми людьми ссылаться на тяжелое детство, нерадивых родителей и ничего не делать...
Как минимум можно не повторить эту грустную историю со своими детьми и это-то в Ваших руках!
💡 Вспомните себя в детстве, посмотрите на них глазами своего детства и, возможно, что-то измениться в отношении к ребенку … ребенок не Человек, он еще готовиться им стать под Вашим руководством!
✅ Рекомендую книгу «Психология человека от рождения до смерти» под общей редакцией А.А. Реана. Подробно про психологию человека и развитие психики, и психических процессов. Много интересных фактов про развитие психики ребенка в разных возрастах - этапы развития мыслительных процессов, особенности, половые различия. Исчерпывающая информация, много ссылок на практический опыт, эксперименты и исследования.
После этих десяти лет и становления себя Человеком - «внезапно подкрадется» пубертат. Осознание себя Личностью - но это уже другая история!
🙏 Благодарю за понимание!
📋
Автор статьи - Николай А. Гоголев