Дублирую
свой пост из АТ.
В некотором роде, продолжение цикла бонусных материалов к
книге "Большая пушка в Большой Игре". Сначала не хотел затрагивать эту тему, но в комментариях были вопросы, заставившие ее коснуться. Интересовала читателей, конечно, тема секса. Вернее, почему отношение к сексу в обществе будущего другое. Но тема секса всегда
(
Read more... )
Тут влияют три вещи: насколько хорошо страна построена под детей, насколько такие вещи субсидируются государством, как дорого стоят нужные товары по отношению к средней зарплате. Третий параметр имеет шансы улучшиться, если трудовую деятельность в качестве квалифицированных специалистов люди будут начинать раньше. Первые два относятся к области политических решений.
2) Насколько мне известно, вопрос пока что дискуссионный. Сейчас бы еще знать, какие гены мы хотим культивировать и зачем.
Reply
И на примере Западной Европы/США/Японии мы как раз видим, что "чайлд-френдли" среда, госсубсидии и высокие доходы населения не обеспечивают рождаемости на уровне простого воспроизводства. Хотя нельзя сказать, что они там не стараются что-то с этим поделать.
2) Скажем так. Все известные случаи практического применения "высокой теории воспитания" давали на выходе пристойный результат только на высококачественном человеческом материале и у высококлассных операторов. Если хотя бы одно из условий не соблюдалось, на выходе "антропофабрики" был преимущественно набор социопатов.
С уважением,
Asdetr.
Reply
2) На техническом уровне, где доступна антропофабрика, ни то, ни другое проблемой уже не является. Это высокий биотех. Возможность генетически модифицировать человека на уровне зиготы уже есть, к третьему этапу можно будет модифицировать как надо.
Reply
1) Вот опять тот самый момент - говорить о "высоких" и "низких" ценах на жилье/уровне доходов/комфортности обстановки имеет смысл в аспекте сравнения с устоявшимися представлениями о должной их величине. Т.е., не "везде, где вы перечислили, высокие цены на жилье", а "везде, где вы перечислили, цены на жилье уровня не ниже Х выше пороговых, которые граждане сочли бы комфортным для деторождения". И да, если у "светских евреев" демпоказатели отличаются от европейцев, это именно различное "брачное поведение" - по определению. (Кстати, а кто такие "светские евреи"? Если по принципу "который не является ортодоксом - сразу светский", то особенности "брачного поведения" довольно очевидны)
2) Во-1х, "на техническом уровне, где доступна антропофабрика, ни то, ни другое проблемой уже не является" и "сейчас бы еще знать, какие гены мы хотим культивировать и зачем" - мало-мало взаимоисключающие утверждения, Тзинч одобряет.
В главных, если постулируются "высокий биотех", позволяющий "модифицировать как надо человека на уровне зиготы", и "антропофабрика" как социальный институт - рассуждения о "естественной демографии" обесцениваются по построению.
И да, смысл обосновывать слабое фантдопущение (тыщ-пыщ на космических бороздителях) сильным ("высоким био- и социо- техом") для меня довольно туманен.
С уважением,
Asdetr.
Reply
Мой тезис был про то, что в основе "хорошего брачного поведения" должна лежать материальная способность вырастить детей. Попытки играть с ней через занижение стандартов, как вы предлагаете, неизбежно выйдут боком.
2) Дело в том, что антропофабрика существует не "сейчас", а в более отдаленном будущем. "Космические бороздители" при желании можно совместить хоть с рыцарями и крестьянами, но любые реалистичные прикидки темпов роста численности населения до тех пор, пока технологии еще остаются обозримыми, без дополнительной акселерации ведут к тому, что первую же обнаруженную землеподобную планеты заселить не успеют.
Reply
2) Вполне вероятно, но "обосновывать" "твердую космофантастику" вот таким вот волшебным биотехом (а генное конструирование человека с точностью до поведенческих предпочтений - это именно высокая магия) - это как "обосновывать" внедрение Командирской-Башенки-На-Т-34 (Тм) путешествиями во времени.
С уважением,
Asdetr.
Reply
2) А генное конструирование человека с точностью до поведенческих предпочтений у меня там точно было? Или предполагался элемент воспитания?
Reply
2) Сначала не было, потом появился - в ответ на соображение, что если поместить много "детей Кать" в чудо-интернат, на выходе получим много хорошо индоктринированных "детей Кать". Каковая тема тоже гораздо богаче, чем очередные перестрелки на керболетах. :)
С уважением,
Asdetr.
Reply
2) А собственно чем лучше система воспитания в традиционных семьях кроме того, что она привычная? Неужели сейчас наше общество состоит из кристально честных альтруистов-трудоголиков с активной гражданской позицией и хорошо развитым критическим мышлением?
Reply
Идея 1: "производительность труда несколько выросла и теперь девицы массово могут позволить себе рожать в 25-35-45 лет". Производительность труда и материальный достаток в развитых странах с 70-80х гг заметно выросли, но девицы рожать больше не стали, поскольку выросли личные запросы (что важно - не только материальные). "Чем раньше человек начнет зарабатывать, тем дороже он возьмет ипотеку".
Идея 2: "мы поставим 19летних девиц к станку, из-за чего у нас вырастет производительность труда и общественный статус этих девиц и поэтому они массово захотят рожать в 25-35-45 лет". Нет, статус от этого не вырастет - зарплату "выше среднего" все зарабатывать не смогут.
Идея 3: "мы поставим 19летних девиц к станку, из-за чего у нас настолько вырастет производительность труда и темпы роста этой производительности вырастут, что рост запросов за ним не успеет, и тогда девицы уже наконец массово начнут!" Ну, может и сработает, почему нет. Но предлагаемая мера его не обеспечивает, а что обеспечивает - непонятно, итс мэджик.
Идея 4: "мы поднимем до 100 лет пенсионный возраст и девицы будут массово рожать в 30-50-70 лет". Да, вот эта идея кажется удачной, не требующей сильных фантдопущений и на первый взгляд не содержащая очевидных ловушек.
2) 2мя вещами. Во-1х, она работает - в отличие от всяческой нетрадиционной прогрессивной педагогики. Во-2х, перед ней не стоит задача воспитания "70% детей от 10% женщин". Добавлю, от 10% женщин с Низкой Социальной Ответственностью Тм.
С уважением,
Asdetr.
Reply
2) Короче, ничем кроме того, что она привычная, не лучше. По нехорошим слухам, перед ней сейчас стоит задача воспитания "70% детей от 10% мужчин". И тоже от 10% мужчин с Низкой Социальной Ответственностью(тм), если понимать под таковой нежелание быть примерным семьянином.
Reply
Если смотреть записи о браках и прочие архивные материалы, можно много чего увидеть. И долю холостяков/старых дев, и динамику этого самого возраста бракосочетания, и общий демографический эффект от городов, особенно крупных. И да, возраст и ценз вступления в брак - основной инструмент планирования семьи в традиционных обществах. А еще можно вспомнить, что естественным состоянием человеческого общества, является группа из 50-100 особей, живущая охотой и собирательством. И аргументация от "естественности" и "помех" оказывается слабоватой.
И да, "я полагаю это вполне естественным менталитетом, к которому можно стабилизироваться, если убрать помехи" вместе с "зачем садиться писать космическую фантастику, если в голове у автора стимпанк" смотрится хорошо - Тзинч одобряет.
2) Не от 10% мужчин с Низкой Социальной Ответственностью, а от 10% Успешнейших и Наилучших Сыновей Рода Человеческого - правильно расставляйте акценты. Хотя слухи, по всей видимости, врут несколько преувеличивают.
И да, "традиционная семья" ничем не лучше и даже хуже. Хуже нее, разве что лишь все остальное.
С уважением,
Asdetr.
Reply
История никогда не повторяется точь в точь, она воспроизводит себя на новом уровне. У вас тоже некоторый тзинч: топить за стимпанк и быть против женского труда. Или вы против оплачиваемого женского труда?
2) Почему тот же критерий, который выделяет худших женщин, будучи применен к мужчинам внезапно начинает выделять "наилучших"?
Reply
Разумеется, бывает по-всякому. Но Вы зачем-то решили, что Вашему сеттингу требуется демографическое обоснование. В процессе поиска Вы предложили некие решения, а я указал на их "недокументированные технические особенности".
Почему Вы решили, что я за что-то топлю - для меня загадка. Тем более "за стимпанк" и "против женского труда" - вот это откуда?
2) Потому что это на самом деле разные критерии. Сравниваются женщины, отказывающиеся от заботы о собственном потомстве, и мужчины а) способные и готовые обеспечивать свое многочисленное потомство от одной или нескольких женщин или б) достаточно ловкие и хитрые, чтобы поручить заботу о своем потомстве другим мужчинам.
Ключевым моментом тут, разумеется, не чьи-то представления о прекрасном, а то нехитрое обстоятельство, что предлагаемая Вами модель антропофабрики осуществляет беспрецедентно сильное эволюционное давление на популяцию по направлению, существенно отличающемуся от естественного.
С уважением,
Asdetr.
Reply
vs
>А еще можно вспомнить, что естественным состоянием человеческого общества, является группа из 50-100 особей, живущая охотой и собирательством. И аргументация от "естественности" и "помех" оказывается слабоватой.
Ну и кто тут за Тзинча? Если уж на то пошло, сама современная модель семьи как "ячейки общества", устроенного сложным образом вокруг частной собственности и рыночных отношений, резко отличается от концепции рода-племени и "осуществляет беспрецедентно сильное эволюционное давление на популяцию по направлению, существенно отличающемуся от естественного". В естественном состоянии, когда все эти 50-100 особей занимаются в основном загонной охотой, ваши концепции (а) и (б) одинаково лишены смысла. Просто в силу специфики загонной охоты. Семья, которую мы знаем, - результат эволюции техносферы, а не человека.
Так что, плохой аргумент против антропофабрики.
Reply
Продемонстрируйте, что традиционная семья "от неолита до Просвещения" "давила" иначе, чем "естественная ячейка общества", или снова Вы. :)))
>>> Если уж на то пошло, сама современная модель семьи как "ячейки общества", устроенного сложным образом вокруг частной собственности и рыночных отношений, резко отличается от концепции рода-племени и "осуществляет беспрецедентно сильное эволюционное давление на популяцию по направлению, существенно отличающемуся от естественного"
Во-1х, чтобы говорить о эволюционном давлении Х, нужно указать признаки, по которым осуществляется отбор посредством Х, просто констатации изменившихся условий недостаточно. Также, чтобы говорить о силе давления нужно количественно указать на эволюционную полезность/вредность признака. Легко видеть, что в Вашей модели "антропофабрики" оба условия соблюдаются (признак - готовность женщины отказаться от заботы о потомстве, выгодность=(70/10)/(30/90)=21 - цифра не то что заоблачная - загелиопаузная).
Во-2х, да, это так. Модерновая семья 20го века - это действительно новое явление, долгосрочные последствия которого трудно предсказуемы (и небезынтересны для обсуждения). Тем не менее, она сохраняет черты традиционной семьи (которая существовала в "концепции рода-племени") и, в целом, функционирует по ее принципам.
>>>В естественном состоянии, когда все эти 50-100 особей занимаются в основном загонной охотой, ваши концепции (а) и (б) одинаково лишены смысла. Просто в силу специфики загонной охоты. Семья, которую мы знаем, - результат эволюции техносферы, а не человека.
Во-1х, в естественном состоянии все эти 50-100 особей занимаются в основном индивидуальным сбором грибов и лягушек, а загонные охоты устраивают по большим праздникам, и участвуют в движухе 1/5-1/3.
Во-2х, если речь идет о способах достижения мужского репродуктивного успеха, (а) и (б) не "концепции", а результаты наблюдений на этнографическом и историческом материале.
И да, все это не "аргументация против антропофабрики" (аргументация против антропофабрик будет более весомой и доноситься до антропофабрикантов адресно), это аргументация (одна из линий) против идеи антропофабрики как обоснования твердо-нфного сеттинга.
С уважением,
Asdetr.
Reply
Leave a comment