Космооперная галактика, "Сделай сам". Часть 6: Место наземных войск в стратегии

May 23, 2020 08:28

Этот пост во многом основан на том, что я писал раньше, в том числе и в комментариях к совершенно другим журналам, поэтому писать его просто. Но он занимает логичное место в этом цикле. К тому же, систематизирует и исправляет более ранние записи.

Вместо эпиграфа, процитирую fonzeppelin

[Spoiler (click to open)]Мы к планете не подходим: нет дурных лезть на рожон
Для нее давно уж нами ломик верный припасен
Пусть стратеги копья ломят, про "террор" и про "ресурс" -
Но исход войны решает средней школы знаний курс

Стала логика занудной, как ответ на “дважды два”:
Путь планеты предсказуем: рассчитав его сперва,
Ей навстречу запускаем мы кирпич потяжелей.
Ну а дальше все решают, Ньютон, Джоуль и Эйнштейн.

Лом нацелен в атмосферу из мерцающей дали,
С миллиарда километров отбомбились корабли.
Бестолково смотрят в небо ПэВэО и ПэКэО -
Лом - дешевый, лом - холодный; всех не сбить до одного!

В кутерьму воздушной битвы нынче лезет лишь болван
Ведь твердили раз за разом: «Космос вам не океан!»
Хоть космический - «КОРАБЛЬ», но по сути он - снаряд,
И баллистики законы всю стратегию вершат.

Наши действия конечно, кто осудит (кто-то - нет)
Звездный викинг, Царь Пиратов, Император Всех Планет…
Но бессильны их угрозы: гоним неучей взашей.
Потому что вместе с нами - Ньютон, Джоуль и Эйнштейн


О чем хотел нам сказать автор?О том, что когда речь заходит о войне на поверхности, космос это ultimate high ground. Из космоса прекрасно видны базы и перемещения наземной техники и авиации, из космоса они могут быть поражены значительно меньшими силами, чем наоборот. В реальности, конечно, есть облака и технологии снижения заметности, есть подводные лодки, а еще можно двигаться достаточно быстро, чтобы выйти из зоны поражения. От лазера, конечно, не убежишь, а вот от кинетического снаряда - вполне. То, что у атмосферы есть окно прозрачности в инфракрасном диапазоне, которое могут использовать лазеры соответствующей частоты, то, что защита от кинетических снарядов возможна способом, описанным в художественной книге "Роза и Червь", это тоже детали. Суть не меняется, и суть проста.


Стратегия

Разумеется, с учетом этого возникает очень хороший вопрос: "Зачем лезть на планету или вообще в ее окрестности, если проще разбомбить?" Да, бывает так, что проще разбомбить. Как писал Корбетт, цель операции может быть позитивной (хотим что-то получить) или негативной (хотим не дать противнику что-то получить). Если цель операции чисто негативная (например, уничтожить заводы противника), проблема действительно может быть решена орбитальной бомбардировкой. Многих негативных целей можно будет достичь вообще не приближаясь к планете или хотя бы не задерживаясь возле нее надолго.

Увы, большинство войн в конечном счете имеет позитивную цель. Позитивная цель может не находиться на этой планете. Скажем, чарийцы из прошлого примера хотят уничтожить заводы горской колонии в системе 61 Девы, чтобы тамошние рейдеры не беспокоили их коммуникации во время войны в системе HR 6998. Цель чарийской операции в системе 61 Девы негативная. Но рано или поздно дело дойдет до заветного хрендостаниума с планеты Пандора, который хочется получить себе. Вариант "так не доставайся же ты никому" чарийцев не устраивает. Позитивная цель, в свою очередь, бывает двух подтипов:

1) Целью является движимое имущество. Нужно овладеть им и вывезти за пределы контролируемой противником территории. Типичный случай для упомянутой в предыдущем посте эпохи викингов. Здесь, в принципе, тоже можно обойтись без наземной операции. Скорее всего, дело будет так. Над планетой Пандора внезапно появляется чарийский флот и громко бибикает с орбиты требует отсыпать годовой запас хрендостания. Космофлот защитников в явном меньшинстве, разбит и отступает. Местный губернатор прикидывает к носу, сколько придется ждать подкреплений, если их вообще удастся запросить, и сколько слабо защищенных объектов гражданской инфраструктуры за это время успеют разломать орбитальные бомбардировщики даже в вальяжном и оставляющем время на размышления темпе. Почти наверняка губернатор приходит к выводу, что выполнить требования чарийцев проще, чем потом наводить порядок в доме. Либо сразу, либо после парочки орбитальных ударов для подтверждения серьезности намерений. Кстати, в данном кейсе требования чарийцев вряд ли окажутся совсем безумными. Им ведь через год сюда снова возвращаться. Если все это время колонисты будут восстанавливать нанесенный ущерб, нового хрендостания они не добудут. Если бомбардировка приведет к коллапсу колонии, нового хрендостания не будет ни у кого, вплоть до новых инвестиций. Так что, не стоит забывать про коэффициент вредного действия.

2) Целью является недвижимое имущество. Недвижимый объект необходимо использовать по месту расположения, для чего требуется обезопасить само место расположения объекта. Материальное олицетворение целей войны в данном случае не хрендостаний в любых количествах, а сама планета Пандора, которую чарийцы хотят взять под контроль. В частности, местный добывающий комплекс и упомянутое в предыдущем посте циклопическое сооружение безракетного старта. Их желательно захватить с минимальными повреждениями. По условию задачи, опция "так не доставайся же ты никому" не устраивает стороны конфликта, поэтому применение ОМП непосредственно на оспариваемой территории ограничено. Каждый разрушенный объект инфраструктуры требует от победителя новых инвестиций прежде, чем он сможет воспользоваться плодами победы. Для сооружений, которые гораздо проще и дешевле восстанавливать, чем строить заново, существует уровень допустимых повреждений, но он в любом случае отличается от "сжечь до основания". Также предполагается, что в империи горцев вертикаль власти работает нормально. Выплата дани еще сойдет губернатору с рук, все все понимают. Игры в выжженную землю от него тоже не ждут. Но если он сдаст планету без боя, то это уже государственная измена, и не сносить ему головы. Поэтому губернатор отвечает: "Молон лабе". И чарийцы вынуждены "молон", иначе останутся без "лабе". Начинается наземный бой. И проблемы не закончатся вместе с ним. Потому что эксплуатация высокотехнологичной промышленности невозможна без лояльности или хотя бы молчаливого одобрения местного населения. Это на сахарные плантации можно было загнать умирающих рабов. Шахты с железными дорогами устроены иначе. Если одна половина колонистов ушла партизанить, а другая работает в режиме итальянской забастовки, выполняя все приказы оккупационной администрации настолько плохо, насколько это возможно, то единственной приобретенной ценностью является земля под ногами, и та горит. Это тоже накладывает ограничение на применение ОМП и в целом способствует появлению законов и обычаев войны, снижающих градус беспредела. Грабить и вырезать крестьян может быть весело и просто, но вот кто потом будет работать?

Оперативное искусство

Если предположить, что у стороны А в космосе нет ничего, а у стороны Б там есть что-то пилотируемое, боевое и с автономностью от шести месяцев до нескольких лет, то сторона А заведомо слабейшая и может в лучшем случае продлить агонию. Любые контрмеры, кроме, может быть, планетарной лазерной сети, неизбежно являются средствами вывода грузов на орбиту, и позволяют нормально там воевать. То есть, ничего такого у стороны А по условию нет. Максимум, что она может, это получить некоторый район, надежно прикрытый средствами ПКО. Если денег хватит. Еще, как вариант, у стороны А могут быть волшебные дефлекторы, выполняющие такую же функцию. К счастью, в описанном выше кейсе с Пандорой "продлить агонию" - это все, что нужно стороне А. К ним ведь уже выехала помощь из метрополии, нужно только продержаться. Да, продержаться несколько месяцев. Страшно жить на окраине империи.

Чтобы потом не растекаться мыслью по древу (больше, чем обычно), скажу сразу. Если у стороны А в космосе что-то есть, и у стороны Б тоже, то в интересах атакующего сперва свести задачу к предыдущей. Иначе у него возникнут серьезные проблемы с удержанием захваченной территории. А оно ему надо?

Допустим, у стороны А в космосе уже нет ничего, но на поверхности она имеет свой максимум. Тогда задача стороны Б заключается в том, чтобы свести задачу к предыдущей. Здесь возникает некоторое пространство для затяжных планетарных сражений. Основой боевой устойчивости наземных войск являются стационарные системы ПКО/ретрансляторы щита. Наступающие высаживаются за пределами области, надежно прикрытой ПКО, и прорываются к ним по земле, чтобы вывести из строя. Это сложно, если мы имеем дело с активной защитой, которая занимается перехватом снарядов, потому что любая система ПКО является дорогой, но рабочей системой ПВО, а любая система ПВО является дорогим, но рабочим артиллерийским орудием. Это несколько проще с волшебным щитом. В любом случае, когда это происходит и прикрытый район сужается, вместе с ним смещается линия фронта. Наземные войска стремительно отступают, надеясь не попасть под орбитальную бомбардировку. Или нет.



Тактика

Если у нас в качестве орбитального оружия выступают волшебные лучи добра, которые плевать хотели на термодинамику, превращают с геостационара поверхность в ровный слой обсидиана и не превращают при этом носитель в горстку пепла, то никаких "или нет". Вся техника в районе, который вдруг стал уязвимым, выбивается быстрее, чем поймет, что происходит. Если там что-то более жизненное, то перед атакующим в определенный момент будет стоять задача занятия территории, которую уже разбомбили, но какое-то количество врагов там еще прячется. Никаких серьезных огневых точек у защитников уже нет, все подавлены. Никаких подкреплений они уже не получат, потому что орбитальная группировка ведет огонь на отсечение. В общем-то, исход сражения за город, перевал или другой участок сложной местности уже решен. Но упрямые враги прячутся в развалинах и готовы отстреливаться, чтобы отнять у штурмующих побольше времени и, если повезет, жизней. Гибкая оборона, все дела. Занимает территорию всегда пехота, сколько бы бомб ни было на нее сброшено. И этой пехоте нужно получать оперативную огневую поддержку. Без неизбежных при орбитальном или даже воздушном ударе проволочек. Отсюда следует, что огневая поддержка должна идти прямо в боевых порядках пехоты, и желательно обладать повышенной боевой устойчивостью. Как минимум быть неуязвима для противопехотного оружия, как максимум вообще не особо уязвима для чего-либо, что может остаться у врага в такой ситуации. Здесь к месту приходится бронетехника.

Обороняющиеся, кстати, тоже хотят в рамках данного кейса иметь мобильную огневую поддержку. Но им хуже, потому что господство в воздухе и космосе они утратили. Чтобы огрызаться больнее, им нужны машины, способные хорошо прятаться на сложной местности от обнаружения с воздуха/орбиты и быстро менять позицию. И быть неуязвимы для противопехотного оружия. И вообще не особо уязвимы для чего-либо, что может нести на себе пехота. %Звуки танковой засады%

Да, как ни смешно, современный ОБТ - это та самая штука, сочетающая высокую огневую мощь с защищенностью и подвижностью. Разработанная с учетом вероятного применения в ситуации, когда death from above может нагрянуть в любой момент. Все армии сверхдержав пересели на механизацию именно потому, что если любые стационарные узлы обороны могут быть накрыты ядерным грибочком, быстрота развертывания и свертывания огневой позиции обретает решающее значение. От того, что ядерный грибочек меняется экологически чистым кинетическим снарядом, сходным по мощи, коренных изменений в доктрине не происходит. ОБТ будут, скорее всего, существовать и применяться до тех пор, пока вообще существуют наземные бои. Да, исходя из сказанного выше, дело это очень ситуативное. На ход войны звездных империй такой бой может оказывать не больше влияния, чем штыковая заруба в конкретном окопе - на ход Верденской битвы. Но вся эстетика (великая вещь) сохранится. В фильмах "про спецназ" рукопашный бой присутствует гораздо чаще, чем следовало бы из соображений реализма. Потому что это круто выглядит на экране, и людям нравится.

Вспоминаем ваху

Пару постов назад я отвергал шагоходы, потому что "овчинка не стоит выделки". Но именно в этот момент, когда пришло время боя на сложной местности в условиях вражеского господства в воздухе, они могут сказать свое веское "врум-врум". Даже не только легкие разведывательно-дозорные, но и легкие засадные. Конечно, ховертанки еще приятнее, но это дополнительный кларктех. Комбинация "Страж"+"Цербер" (шагоход и легкий танк) выглядит убедительнее. "Церберы", вообще говоря, бывают трех типов, и каждый отжигает по-своему, но это нюансы. В Only War Core Rulebook я в свое время прочитал следующее:

Истребительный полк
Истребительные полки, служащие главным звеном множества
великих стратегий, используют обманчиво лёгкую технику, не-
сущую огромную огневую мощь. Они держатся позади, но по-
лучив приказ, вместе с пехотой делают стремительный рывок и
расправляются с приоритетными целями. Этот образ действий
приводит к тому, что уничтожающие врага за врагом солдаты
начинают считать себя героями, хотя в глазах других гвардейцев
они превращаются в жадных до славы сорвиголов.

Нет, конечно же они работают не совсем так. Вернее, так они работают в наступлении, а в обороне - несколько иначе. Они вместе с пехотой остаются на месте именно тогда, когда все остальные делают стремительный рывок... назад, под прикрытие ПКО. А дальше - сису.

Тактика «Мотти» (с фин. Motti - способ заготовки леса на дрова, при котором брёвна не складируются в штабели, а укладываются в отдельные поленницы объёмом 1 м3 для удобства подсчёта) - партизанская тактика ведения боевых действий, активно применявшаяся финнами в ходе Советско-финской войны. Заключается в разделении численно превосходящей группировки противника на отдельные обособленные группы с отсечением их друг от друга и от основных сил противника, с последующим методичным уничтожением. Наиболее характерной чертой тактики «Мотти» является нападение малых подвижных групп на рассредоточенные подразделения противника (проще говоря, на колонны войск) с целью нанести как можно больший ущерб коммуникациям противника, остановить и обездвижить его.

Малые подвижные группы - это и есть Fast Attack, а группа, ориентированная на такие действия, называется Outrider Detachment. Возможно даже в буквальном смысле Outrider: почему бы пехоте не использовать местный аналог лошадей для повышения мобильности. Истребительные полки - это круто, практично и не слишком завирально, значит, этому есть место в космоопере. Надо только чтобы все эти действия служили чему-то кроме нагнетания пафоса. Например, если истребительные полки не задержат продвижение противника, то линейная пехота не успеет сформировать новую линию фронта, и через открывшуюся после падения башни ПКО дыру произойдет прорыв обороны на всю глубину, который станет для нее фатальным. А если задержат, то, быть может, к месту действия даже подтянутся мобильные комплексы ПКО из резерва.

Кстати, если вы хотите перебросить войска от одного позиционного района ПКО к другому без того, чтобы их разбомбили в дороге, то штатные средства ПКО/ПВО тоже должны идти прямо в боевых порядках. А значит - обладать той же маневренностью, что и бронетехника. И той же защищенностью, потому что %звуки танковой засады%. Кто сказал "ЗСУ"? Именно выбивать ЗСУ у таких групп будет целью истребительных полков атакующего. Прорыв к стационарным средствам ПКО, скорее всего, потребует более тяжелой техники.

На этом пока все.

космос, фантастика, кгсс

Previous post Next post
Up