Kingdom Come, сексизм и не только

Apr 16, 2019 00:11

Дисклеймер: Очевидно, что этот текст мрачен и полон спойлеров. Вас предупредили.

Помните эту чудесную игру "Kingdom Come: Deliverance", которая в прошлом году знатно хайпанула на конфликте с феминистками и меньшинствами. Дескать, там нет негров, потому что в Богемии XIV века их не было, там нельзя быть геем, потому что в Богемии XIV века вы бы просто не думали в эту сторону, и за женского персонажа играть тоже нельзя, потому что угнетение. Играть я в нее не стал - не мой формат. А вот гейм-муви посмотрел. Потому что мне анонсировали красивую рисовку и интересный сюжет, а для того, чтобы насладиться ими, совершенно не обязательно каждые 5 минут думать о том, где бы твоему герою посрать. И досмотрев до конца я понял, что хайп был именно хайпом. Начнем с того, что (спойлер) в игре есть геи, и они важны для сюжета. Но речь совсем не о том. Речь о множестве комментариев вроде "В kingdom come deliverance могли бы сделать игру за женского персонажа, когда напали половцы тебя бы изнасиловали, потом когда попадаешь в замок, так же изнасиловали, потом когда закопал родителей тебя снова изнасиловали, потом когда научился читать, и варить зелья тебя объявили ведьмой изнасиловали и повесили на площади, конец игры". Комментариев, которые вызывали дикий срач о том, как оно все в Средневековье было. Как оно все в Богемии было - разговор отдельный, а мы сегодня поговорим о том, как оно все есть в игре.

Сначала лирическое отступление о том, почему Генри не может быть черным. Дело в том, что (основываясь на словах стримера, у которого это было не первое прохождение) игра на проверку не является очень уж ролевой. Игроку предлагаются несколько способов решения стоящих перед ним задач, а вот отыгрыша как такового не предлагается: Генри - это уже готовый персонаж с прописанным характером, который во всех катсценах все равно действует в определенном стиле, какие бы реплики ты ни выбирал. Его глобальные цели в жизни и стремления тоже заданы сюжетом, а не тобой. И в таком ключе отказ от какой-либо кастомизации оправдан. Она была бы просто лишней тратой ресурсов разработчика, проходящей мимо гейм-фокуса. Да, хотя возможность создать персонажа с нуля привычна по многим играм, она не является (как показал тот же "Ведьмак") самоцелью, а представляет собой лишь дополнительное средство погружения. Харизматичный и узнаваемый герой с прописанной личностью - вполне стоящая альтернатива кастомизации, тем более что ее очень часто (привет, Обливион, привет, Масс Эффект) делают спустя рукава. То есть, тут ведь как. Если ты не добавишь возможность играть за гей-ниггера из далекого космоса, SJW будут бомбить. Но если ты ее добавишь, и прохождение за гей-ниггера будет хоть чем-то отличаться от прохождения за белого человека, они будут бомбить В ДВА РАЗА СИЛЬНЕЕ, в какую бы сторону оно ни отличалось. Если в этом мире черные в худшем положении, разрабы козлы по понятным причинам. Если напротив угнетены белые, разрабы козлы, потому что блекфейс не ОК, своим вымышленным обратным расизмом вы обесцениваете страдания жертв настоящего расизма и так далее. И получается, что люди, жаждущие сочных черных задниц посреди монитора, требуют потратить кучу трудодней художников (вы ведь хотите, чтобы персонаж был не просто с черной кожей, но и с другими признаками негроидной расы) на чисто косметическую фичу, которая на сюжете никоим образом не скажется. И, следовательно, приоритетной не является.

Из этого лирического отступления важен вывод: игра отказалась от богатого выбора "за кого играть" в пользу глубокой проработки протагониста. Сразу скажу, получилось не без огрехов, и виновник тому - открытый мир. Этот мсье позволяет тем, кто смелый-ловкий-умелый, разжиться очень приличной снарягой и неплохо вкачать скиллы гораздо раньше, чем предполагалось по сюжету, даже не очень сильно от него отходя. Поэтому как зритель я ловил лютый фэйспалм, когда в основном квесте бандиты оставляют бездоспешного лучника "караулить" Генри, а тот уже в полной миланке. И когда во время похода в кабак пьяница называет "задохликом" протагониста и честно пытается набить тому рожу... даже если Генри к тому моменту круче, чем яйца, и вообще приперся туда в топовой броне. То есть, с адекватной реакцией сюжета на видимый статус протагониста господа разработчики облажались.

Но возвращаемся к сексизму. Словно прочитав комментарии, разработчики анонсировали выход в скором будущем DLC с говорящим названием "Женская доля". Готовимся к интерактивной порнухе - или нет?

Понятно, что вопрос риторический. Дело в том, что, по итогам гейм-муви, у меня сложилось впечатление, что игра состоит:
- На 50% из пейзажного порно и тамагочи (покорми своего персонажа, уложи его спать и любуйся видами Богемии);
- На 40% из скандалов-интриг-расследований и квестов формата "подай-принеси";
- На оставшиеся 10% да, из боевки... но тут ведь как...
Типичное задание Генри подразумевает, что он действует один. Противников обычно бывает несколько. А значит, лучший способ выиграть бой - по стелсу. Вся прекрасная боевая система, про которую было так много понтов, выглядит неплохо для поединков. Но по сюжету игрок будет расследовать деятельность некоей банды отморозков. Логично, что поединков у него будет не так много, бои не являются самоцелью в этом сюжете, быстрые ноги ничего не боятся, а в тех случаях, когда драки не избежать, удар кинжалом в спину энергетически выгоднее. Есть, правда, еще такое явление, как массовые бои. Штуки 3-4 за всю игру. Но, честно говоря, они производят впечатление худшей стороны геймплея, без которой игра особо не потеряла бы. Потому что если игра - рубилово от первого лица, сделать в ней нормальные массовые бои а) очень сложно и б) не слишком нужно. Они идут мимо гейм-фокуса. Впрочем, при такой разбивке времени, как изложено выше, я бы сказал, что боевка как таковая в Kingdom Come мимо гейм-фокуса. А 95% игры проходят в жанре детектива на фоне тамагочи с элементами стелс-экшна. Через такой жанр вполне можно провести женского персонажа, не отступив от историчности.

Но эта разбивка - только мое мнение. Что же считают фичами сами разработчики?
1) Огромный реалистичный открытый мир: великолепные замки, бескрайние поля, и всё это в потрясающей hi-end графике, - то самое пейзажное порно, от пола протагониста никак не зависит.
2) Нелинейный сюжет: проходите квесты множеством способов, наблюдая последствия каждого принятого решения, - конечно, у девушки будет другой стиль, другие способы и, местами, другие квесты, но в целом это не проблема.
3) Развитие персонажа: улучшайте свои навыки, получайте новые очки талантов, обновляйте своё снаряжение, - по той же категории проходит.
4) Испытание поединком: дальний бой, скрытность или рукопашная, выбор оружия за вами.
Здесь потребуется больше одной строчки. Практика современных реконструкторов показывает, что при желании девушка вполне способна освоиться со всем комплектом средневекового снаряжения. Конечно, остается аргумент "кто бы ей это дал"... но в наиболее простом варианте прохождения, свой первый КДВ Генри получает, украв его. В дальнейшем проще всего тоже красть - или снимать с трупов врагов. Остается аргумент: "а не докопаются ли на улице до девушки в доспехах". Но для этого там сначала надо разглядеть девушку. Вариант "переодеться в мальчика" для наиболее отчаянных особ всегда был актуален. Дополнительные сюжетные трудности - это даже хорошо. Если, конечно, не скипать их. Привет "Масс Эффекту 2", где Шепард радостно прилетает на Цитадель на корабле с опознавательными знаками террористической организации, и никого это не колебет: ни самого Шепарда, ни местных воякеров. Хотя из покраски корабля можно было бы сделать небольшой, но забавный квест.

5) Динамический мир: ваши действия влияют на реакцию окружающих вас людей. Дерись, воруй, соблазняй, угрожай, убеждай или давай взятки. Все зависит от тебя. - Про драки поговорили выше, остальное несомненно доступно для девушки.

6) Историческая точность: встретьтесь с реальными историческими персонажами и погрузитесь в мир средневековой Богемии.
Казалось бы, по тому же разряду, что и 3. На деле все несколько сложнее.

Дело в том, что в средневековой Богемии конкретная специфика жизненного пути мужчин и женщин фатально отличалась. Несмотря на то, что жанр детектива на фоне тамагочи с элементами стелс-экшна не требует от персонажа быть машиной смерти или вообще уметь драться, для него все же очень важно, будет персонаж мужчиной или женщиной, если действие разворачивается в обществе, где пол - это важно. Девушка не прошла бы по пути Генри не потому, что ей меча не дали бы. И не потому, что ее насиловали бы на каждом шагу, что за больные эротические фантазии? А потому что Генри, скажем, в ходе сюжета вступает в монастырь ордена св. Бенедикта как послушник. Или внедряется в лагерь бандитов под видом новобранца. Или оказывается пажом молодого повесы. Для девушки можно было бы сделать подобные квесты. Женские монастыри тоже были. В лагерь бандитов можно внедриться другими способами. Можно оказаться служанкой развратной леди. Но нельзя засунуть девушку в сюжет Kingdom Come ничего не меняя, как это делают в серии TES, или ограничившись парой косметических изменений, как это делают Bioware. Историческая точность означает, что нельзя просто взять и "добавить женского персонажа в игру". Нужно переписать чертову половину сюжета, чтобы игра после этого смотрелась нормально. Конечно, в итоге получится что-то не сильно менее интересное, чем оригинал, хоть и со смещенным фокусом. Но это как минимум тема для DLC, как максимум для аддона.

P.S. Пока писал, вспомнился другой мой пост. Там про важность пола героя в "Звездных Войнах".

фэнтези, история

Previous post Next post
Up