Внезапная пятиминутка "Звездных Войн"

Mar 17, 2018 07:19

Логическая цепочка началась с того, что я услышал следующий тезис о "Пробуждении силы": вместо новой принцессы Леи, которая была героиней, но при этом была женственной, нам дают порождение американского спроса на героин_есс, которую можно заменить на мальчика - и ничего не изменится. Такое утверждение вызывает развитие мысли сразу в нескольких направлениях.

Для начала, если подумать, много ли изменится в оригинальной трилогии "Звездных Войн", если заменить Лею на мальчика? С точки зрения сюжета - ничего. Ну, почти. Придется вымарать романтическую линию с Соло (до "Горбатой горы" оставалось более четверти века), но она носит явно второстепенный характер, и показанные отношения персонажей вполне могли быть разыграны как дружеские. Из серии тех дружеских, про которые потом юные фанатки додумывают. Но постойте, что если сделать Соло девочкой... ох, заговариваюсь. Пленение Леи на "Тантиве" не является похищением прекрасной дамы с бала. Идет сражение, она выбрасывает с корабля капсулу со стратегически важной информацией, после чего оказывает бесполезное сопротивление превосходящим силам противника, и попадает в плен. Спасение Леи со "Звезды Смерти" не является вызволением прекрасной дамы из высокой башни. Да, она не делает ложкой подкоп до вакуума, чтобы потом добираться пешком до мест, где есть кислород. Но моментально хватается за протянутую руку помощи, чтобы вырвать из нее бластер. Попади в эту историю не принцесса, а принц Альдераана, кто бы сказал, что его образ опорочен? Дальше персонаж раскрывается в том же духе.

Так почему же Лея принцесса? В первую очередь потому, что назвав ее принцессой, хотя титул для сюжета вообще ни разу не был важен, она с тем же успехом могла быть просто дочерью планетарного губернатора/президента/произвольного богача, Лукас одним словом сделал целый вагон культурных отсылок к историям о спасении принцесс, накопленным на тот момент западной и не только культурой. Когда стоит задача уложить экспозицию абсолютно нового сеттинга в жестко ограниченное экранное время, которое хочется заполнить чем-то более милым глазу зрителя, чем самосвал информации, опора на штампы, которые потом будут раскрыты зигзагом, является очень сильным ходом.

Кроме отсылок, стоит отметить потрясающую актерскую игру. Образ, созданный Кэрри Фишер, - это не мужик в юбке, а боевая принцесса. Это есть в деталях изображаемых ею реакций, это есть в "экранной химии" - взаимодействии с другими актерами. Я не являюсь большим специалистом в данном вопросе, но субъективное впечатление - и не только мое - говорит, что у актрисы получалось, проделывая все то крутое, что было прописано в сюжете для персонажа, делать это элегантно, не просто "оставаться женственной", но производить впечатление девушки благородных кровей, что несколько сложнее. Нечто подобное получилось и у Фелисити Джонс (Джин Эрсо, если кто не в курсе), правда, в отличии от Кэрри Фишер, к своим "Звездным войнам" она подошла после почти 20 лет кинокарьеры и номинации на "Оскар" за лучшую женскую роль. Но это то, чего вообще не получилось у Дэйзи Ридли.

Пока я смотрел новые эпизоды ЗВ, меня не покидало ощущение, что с Рэй что-то не так. Именно это "что-то" наверняка заставляет многих людей придираться к ее "мерисьюшности" и задаваться вопросами, чего это она так быстро учится. Смешной перевод от студии deBohpodast расставил все на свои места. Как водится, в смешных переводах образы героев изменяют. Так вот, при внимательном рассмотрении вопроса, я сделал вывод, что Дэйзи Ридли играет не того персонажа. По сюжету она беспризорник, который кроме свалки в жизни ничего не видел, и внезапно попал в большой мир. По актерской игре она супершпионка, оказавшаяся в ситуации, которую можно назвать критической, но нельзя назвать совсем непривычной. Важно ведь не столько то, что она закладывает лихие виражи, чинит "Сокол" и бьет лорда ситхов световой палкой.

image Click to view


Вот вам сцена с палкой. Сама по себе драка поставлена неплохо. Но посмотрите на ее лицо и скажите - вы хоть на секунду верите, что этот человек делает то, о чем позавчера читал только в книжках, причем помеченных грифом "волшебные сказки"? Когда в руку такого человека прилетает меч, на его лице должны плавно сменять друг друга эмоции: "Че, так правда бывает? - АААААкуданажатьмамародименяобратно!!!" На лице Рэй мы видим саму смену, но видим совсем другие эмоции, которые я бы охарактеризовал как: "Ух ты, сработало! - Ну все, сука, ща огребешь". Очень похоже на то, что Ридли пыталась сыграть достоверно, а вышло то, что вышло.

image Click to view


Для сравнения, первый бой Люка и Вейдера. Зрителю очевидно, что Вейдер полностью контролирует ситуацию, а Люк полностью это понимает, и пытается бороться несмотря на. После выпадания из окна даже заметно, что Люк уже не ищет встречи, он пытается сбежать. И действительно до смерти испуган выскочившим из-за поворота Вейдером.

Именно разница между хорошей и плохой актерской игрой есть та причина, по которой мы прощаем мерисьюшность одних персонажей и цепляемся к другим. Если заменить Рэй на мальчика, ничего не изменится. Для сюжета - ничего. Даже если говорить о ее любовном треугольнике с Кайло и Сноуком, "Горбатая гора" была за 20 лет до, сейчас этим уже никого не удивишь. Для "экранной химии" - ничего, ее как не было, так и не будет. Для образа - ничего. Отсылки к штампам все равно никак не разыграны. По сути дела, ничего кроме "потребности американского общества в героин_ессах" женский пол Рэй не оправдывает. Впрочем, почему бы и нет? Для мальчиков в этом фильме есть По, который, возможно, не Соло, но на фоне других мужских персонажей современного кино смотрится вполне достойно. Девочкам, которые смотрят Disney, тоже должно быть на кого равняться.

Возвращаясь к шуточкам про "Горбатую гору", думая про реверс-гендерную версию Рэй, я не мог не думать одновременно про женскую версию Кайло. Здесь как раз имеется удачное попадание в штамп, актером вполне переданное. Смазливый юноша в черном, приведенный на темную сторону сложной судьбой и семейным конфликтом, раздираемый внутренними противоречиями между светлыми и темными чувствами, порождает сегодня столько же отсылок, как и история о спасении принцессы из плена во времена, когда ЗВ только начинались. Но это именно штамп. Я не могу припомнить историй, в которых это место занимала бы смазливая девушка в черном, хотя в Голивуде есть актрисы, которым черное к лицу. На мой субъективный взгляд, введение в сюжет не сына, а дочери Хана и Леи было бы очень сильным ходом. Сколько ведь шуток породила сцена, в которой Кайло снимает маску. Основная идея персонажа - мальчик, который пытается строить из себя Вейдера, но слишком милый для этого дерьма. Если заменить ее на альтернативу, в которой девочка пытается строить из себя Вейдера, вопрос о том, слишком ли она милая для этого дерьма, или у нее все же получится, оказался бы куда более злободневным. Хм, а это идея...

фантастика

Previous post Next post
Up