Французские крейсера - история развития. Часть 3: "Это какие-то неправильные линкоры"

Sep 17, 2015 18:54

Не выкладывал я этот текст целый месяц, поскольку хотел дополнить его описанием боевых действий французского флота в ходе Второй Мировой. Но, в конечном счете, там набирается на отдельную статью, и не одну. Если я вдруг захочу ее дописать. Так что, нечего пылиться в столе истории про Линкоры "Дюнкерк" и "Страсбург".

Первая часть - http://nik-pog.livejournal.com/22598.html
Вторая часть - http://nik-pog.livejournal.com/23016.html



Я долго думал, стоит ли вообще включать их в статью, поскольку, хотя на стадии проектирования их называли линейными крейсерами, во французском флоте они назывались линкорами, исходя из соображений престижа и вашингтонской терминологии. Но раз уж мы поговорили в "немецкой" части про "Шарнхорст" и "Гнейзенау", было бы несправедливо обойти вниманием французские корабли, обладающие похожими возможностями. И рассказ о развитии немецкого флота определенно должен быть дополнен этим рассказом. Можете говорить, что такими темпами цикл превращается из цикла про крейсера в цикл про крупные артиллерийские корабли вообще. Но это были лихие 20-е. После тяжелой войны, некогда второй в мире флот пребывал в крайне плачевном состоянии. Десять лет назад у Франции были большие амбиции по части дредноутов, но война, исход которой решался на суше, загубила их. После нее оказалось, что самые новые французские дредноуты - даже строящиеся - уже устарели. Отсутсвие достойного флота не отменяло наличия колониальных интересов и необходимости защиты Атлантического побережья, но тягаться с англичанами французы не могли как по договорным, так и по экономическим причинам. Суммарный тоннаж для французского флота был выделен исходя из паритета с Италией. Но кроме Средиземноморья, была еще и Атлантика. Даже если не произносить вслух слов "вторая Столетняя Война", Германия, хоть и побитая, существовать не прекратила, и пыталась как-то развернуться в рамках суровых условий разоружения. В общем, Франции нужен был большой корабль для большой воды.

Естественно, всякие там "карманные линкоры" серьезными ребятами даже не рассматривались. Ориентируясь на возможность угрожать англичанам и создавать проблемы итальянцам, французы хотели получить корабль, способный:

  1. уничтожать 10000-тонные крейсера ("вашингтонские"), которые строились всеми морскими державами;
  2. атаковать конвои торговых судов, защищаемые линкорами, имевшими скорость 20-25 узлов;
  3. образовать мощное разведывательное соединение в том числе и в составе союзного флота.
То есть, настоящий линейный крейсер, прямой наследник "Дерфлингера". Проект предполагал строительство корабля с водоизмещением 17-18 тысяч тонн, восемью 305-мм пушками и броней, дающей надежную защиту от 203-мм орудий с начальной скоростью снаряда 850 м/с. Революционной идеей было размещение главного калибра в двух четырехорудийных башнях. Может показаться, что такое решение делает корабль более уязвимым. Однако, это впечатление обманчиво. Во-первых, выигранный за счет сокращения числа башен (и соответствующего ограничения длины цитадели) вес позволял усилить их бронирование. Во-вторых, башни разделялись броневой переборкой на две полубашни, в каждой из которых находилось два орудия. Из каких соображений это делалось, я писал в предыдущих статьях, но живучесть - не последнее из них. В-третьих, такое решение позволяло более рационально - в том числе и с точки зрения защищенности - расположить артиллерийские погреба. Так что, риск серьезно потерять из-за удачного попадания оставался, но попадание должно было быть очень удачным. Как это делали и другие в то время, французы предполагали установить на корабле дизеля для экономичного хода. Хотя на фоне английских "Нельсона" и "Роднея" проект смотрелся убого, он стал бы грозой вашинтонгских крейсеров.

Надежная защита

И тут у проклятых бошей появился "Дойчланд", чьи 280-мм пушки придавали снаряду скорость 910 м/с. В таком свете, защиту проектируемого корабля сочли неудовлетворительной и решили усилить. Хотя в целом схема бронированная была обычной для французского флота, и "Дюнкерк" не был первым кораблем, на котором броневые листы были установлены под углом для увеличения эффективной толщины, имелись и некоторые нововведения. Броневая палуба стала двухслойной, а под водой появились три продольные переборки толщиной 64-84 мм, крайняя из которых отстояла на несколько метров от борта. Это пространство заполнялось специальным веществом, похожим на пенистую резину. Таким образом, даже при большом количестве пробоин в подводной части корпуса, можно было избежать затопления крайних отсеков.

Что значит "надежная защита от 203-мм орудий", если в статье про немецкие крейсера я говорил, что все зависит от дальности и угла попадания? В то время общепринятой концепцией была "зона неуязвимости" - от того расстояния, где пробивается бортовая броня, до того, где пробивается палубная. Конечно, если вычислять оба этих расстояния с учетом возможной качки, дифферента и курсового угла, получатся здоровенные таблицы, но такой точности не требовалось. Считалось оптимальным вести бой, находясь посередине теоретически рассчитанной "зоны неуязвимости" для вражеских орудий. В идеале, дальность боя выбирал тот, у кого скорость больше. В действительности, все зависело от тактических условий: кто первый обнаружил противника, каковы относительные курсы кораблей, как организовано взаимодействие с другими кораблями эскадры, етс. Превосходство в скорости играло роль, если это было превосходство на 30% (как у "Дюнкерка" над "Нельсоном"), но ничего не значило, если это было превосходство на пару узлов (как у разных типов "вашингтонских" крейсеров друг над другом), тем более что реальная скорость корабля в море всегда отличается в меньшую сторону от той, которую он показал на испытаниях.

Серьезное внимание было уделено и противовоздушной обороне. Угол возвышения 130-мм орудий позволял вести огонь и по самолетам. Таким образом, промежуточный калибр впервые стал универсальным. Однако, скорострельности имевшихся у французов 130-мм пушек - не более 6 выстрелов в минуту - явно не хватало для задач противовоздушной обороны. К счастью, французы имели в своем распоряжение трофейные немецкие корабли, вооруженные 150-мм и 105-мм пушками со скользящим затвором, который позволял обеспечить большую скорострельность, чем использовавшийся французами винтовой. После долгого обсуждения, было решено создать для новых линкоров 130-мм пушку со скользящим затворов. Расположение орудий универсального калибра в тяжелых башнях все-равно не позволяло наводить их достаточно быстро, чтобы обстреливать скоростные самолеты, но на этот случай вооружение дополнялось 37-мм автопушками и крупнокалиберными пулеметами.

Страсти по "Дюнкерку"

Естественно, немцы немцами, а появление у французов такого опасного корабля не устраивало англичан. Ведь свои линейные крейсера они посписывали, и если у вероятного противника (а Франция отнюдь не переставала им быть) появлялся корабль этого класса, его требовалось, для начала, догнать. Из-за сложной политической обстановки, существовало множество проектов с водоизмещением от 23 до 35 тысяч тонн и пушками от 305-мм до 406-мм. Англичане пытались поговорить с французами и итальянцами сначала вместе, затем по отдельности. И были, в конечном счете, посланы на свои острова. Итальянцы отдельно обсуждали с французами сложившуюся ситуацию, и, хотя никаких письменных договоренностей достигнуто не было, на неофициальном уровне стороны пришли к соглашению, что в течении 1931-1937 годов каждой из них будет построено не более двух линкоров по 35 тыс. тонн каждый. Или большее число, но в рамках того же суммарного тоннажа.

Не надо думать, что как только дипломаты зажгли "зеленый свет", тут же был заложен "Дюнкерк". В стране, подарившей миру Jeune Ecole, даже полвека спустя не перевелись сторонники "ассиметричных ответов". Впрочем, они не переводятся никогда. Песня была, в принципе, та же, только на смену миноносцам и мониторам пришли подлодки и авиация, которые должны были уж точно вытеснить наконец-то крупные артиллерийские корабли. Для "Дюнкерка" песня оказалась полезной. Не только потому, что в этот раз сторонники "ассиметричных ответов" угадали. Но и потому, что как раз на фоне таких песен защитники линкора сделали его концептуально новым, прорывным кораблем. Оснастив его беспрецедентной на тот момент защитой от бомб и торпед, как пассивной (все эти палубы и продольные переборки), так и активной (все эти пушки и пулеметы). Кстати, "Дюнкерк" должен был стать первым крупным артиллерийским кораблем, с самого начала проектировавшимся с возможностью несения на борту гидросамолетов, а это весьма радовало сторонников передовых технологий. Парламент утвердил его строительство в июле 1931 года, хотя в процессе обсуждения задавались всяческие неудобные вопросы. Например, почему для противостояния немецкому "карманному линкору" требуется корабль чуть ли не в 3 раза больше. Или почему правительство не хочет дождаться назначенной на следующий год конференции по разоружению.

Ассигнования были выделены только в декабре, после больших дебатов. И только 27 апреля 1932 года финальный проект был одобрен Высшим Советом. Стандартное водоизмещение составило 26,5 тысяч тонн, нормальное - 30,7, полное - 35,5. Главный калибр - 330 мм - был ограничен стремлением использовать чертежи готовых башен предвоенной "Нормандии". Было подчеркнуто, что водоизмещение корабля находится в договорных рамках, но главной причиной этого было не уважение к ненавистным макаронникам и ростбифам, а отсутствие средств. Зато как только в 1934 году Муссолини объявил о закладке "Литторио" и "Витторио Венето", деньги на систершип - "Страсбург" - нашлись моментально. То есть, после того, как парламент круглые сутки дискутировал по этому поводу. Но для тогдашнего французского парламента это потрясающая скорость принятия решений. Гонка вооружений раскручивалась, и когда Япония отказалась от соблюдения Вашингтонского договора, Франция последовала ее примеру. Началось проектирование линкора "Ришелье", относящегося к "Дюнкерку" так же, как и "Бисмарк" к "Шарнхорсту". То есть, являвшего собой увеличенный в размерах "Дюнкерк". Но это уже другая история - история подкласса быстроходных линкоров, появившегося, как можно видеть, эволюционным путем.

Прорывной корабль

"Дюнкерк" был первым крупным кораблем французского флота, построенным после войны, инициировавшим новый виток гонки вооружений и задавшим новый уровень для своего класса. Как и полагается, все в нем было новым. Новые обводы корпуса, при выборе которых был задействован страшный матан ТФКП. Да, сложно представить, но тогда уравнения гидродинамики решались без компьютеров. Французы могли в гидродинамику, а их соседи - нет. Именно в научном подходе к кораблестроению и заключается секрет французского качества. Впервые появились орудия универсального калибра, впервые в проект заложена палубная авиация, уделено должное внимание ПВО и ПТЗ. Впервые широко использовались электроприводы, замена которыми паровых, газовых и гидроприводов позволила неплохо сэкономить вес. Даже башни вращались с помощью электроэнергии, хотя для этого пришлось разрабатывать генераторы высокого напряжения. Естественно, боевая живучесть предполагала дублирование кабелей, разные схемы разводки на разных палубах и множество запасных автономных подстанций. Как и немцы на "Дойчланде", французы широко использовали на "Дюнкерке" прорывную технологию электросварки. "Дюнкерк", в целом, был логичным развитием концепции линейного крейсера, и далеко не первым из них. Зато он был первым, в первую очередь "крейсером" и лишь во вторую - "линейным". Причем не в том смысле, который вкладывал Фишер: требовательный подход к защищенности вплотную приближает "Дюнкерк" к классу быстроходных линкоров, каким должен был стать "Ришелье".

Кажущееся вначале странным расположение артиллерии, на самом деле, вписывается в доктрину применения. Называясь линкором, "Дюнкерк" не должен был сражаться в линии по причине отсутствия таковой. Предполагалось, что он будет преследовать убегающего противника. В этом случае, дым из трубы не мешал артиллеристам стрелять. Естественно, когда убегать бы пришлось ему самому, эта же логика работала бы в другую сторону, но углы обстрела у башен достигали 280 и 300 градусов - больше, чем у других тогдашних линкоров. Злые языки говорят, что эти углы нужно серьезно уменьшить из-за опасности дульных газов, однако, в реальности "Страсбургу" все же пришлось убегать. Он в течении десяти минут стрелял на корму, но нет информации о каких-либо повреждениях от дульных газов. Максимальная дальность стрельбы главного калибра достигала 41 км, а эквивалентная броня пробивалась на 28 км. Орудие могли заряжаться при любом угле возвышения, что позволяло давать один выстрел в 22 секунды. То есть, три выстрела в минуту. Как и у бошей, но у бошей так делала 280-мм пушка. Таким образом, тезис о том, что немецкие линкоры могли использовать преимущество в скорострельности, чтобы наделать дырок в не имеющих должной броневой защиты носовой и кормовой оконечностях "Дюнкерка", следует отмести: у них этого преимущества не было.

Эпилог

Хотя "Дюнкерк" несомненно был очень современным и прорывным кораблем, судьба сложилась против него. Как судьба Франции, быстро выбывшей из войны, так и судьба всего класса артиллерийских крейсеров, уступающего пальму первенства другим родам войск. Но то, что основой нового флота стал авианосец как гибридная воздушно-морская система вооружения, способная доставить к цели ядерное оружие, не значило, что в нем нет места крейсерам. Авианосцу требовались силы прикрытия, защищающие его от подводных лодок и самолетов противника. Для этого был создан новый тип кораблей - фрегаты УРО. Но, поскольку их разработка и введение в строй затягивались, а у второстепенных держав этому препятствовали и финансовые проблемы, в 50-е годы эта задача была возложена на чисто артиллерийские крейсера ПВО вроде вступившего в строй в 1958 году "Кольбера". Пятнадцать лет спустя, корабль получил и ракетное оружие. Тогда же для противолодочной обороны создавались крейсера-вертолетоносцы, но крейсерами они назывались скорее по привычке.

Классический крейсер не предназначен для действий в составе эскадры. Он, конечно, может участвовать в крупном бою, и даже не только так, как при Ютланде, но и как, например, при Цусиме. Но полностью достоинства этого корабля раскрываются, когда он действует один или в составе небольшой группы крейсеров. Корабль, который создан, чтобы быть частью АУГ, уже не является крейсером в первоначальном смысле слова, так что, историю французских крейсеров следует, скорее всего, закончить на "Дюнкерке" и "Страсбурге".

кораблики, история, техника

Previous post Next post
Up