Французские крейсера - история развития. Часть 1: "Вторая Столетняя война"

Jan 20, 2015 14:04

История Франции - это история взлетов и падений. XIX век, век пара и стали, начался для французского флота с падения - разгрома при Трафальгаре. Тактика, избранная Нельсоном, усугубила ситуацию. Из 33 кораблей объединенного франко-испанского флота 21 был захвачен англичанами. Надо сказать, что служили тогда корабли долго, многие десятки лет. И английский флот получил огромную фору перед французским. Корабли можно было строить, и в принципе французы, обладая строевым лесом в среднем течении Рейна и верфями Антверпена, могли строить их быстрее, чем англичане. С подготовкой экипажей дело обстояло хуже. Но строительство кораблей в таких масштабах требовало больших финансовых трат на фоне непростой экономической ситуации. Франция, которая раньше была великой сухопутной и морской державой, вела постоянные войны на материке, а ее колонии таяли, как снег весной. Когда-то она была третьей страной, занявшейся исследованием и колонизацией заморских территорий - на семьдесят лет раньше англичан. Но большая часть колоний была утрачена после Семилетней войны. В 1803 году Луизиана продана Соединенным Штатам, а в Сан-Доминго негры, в результате более чем десятилетней борьбы, свергли колониальную администрацию и создали свою республику. Поставить их на место не смогли ни англичане, ни солдаты Наполеона. В 1809 году португальцы, в рамках Наполеоновских войн, захватили Французскую Гвиану, на чем процесс растраты полимеров завершился. Правда, в 1814 году, после реставрации, добрые англичане и португальцы вернули Франции Сенегал, несколько островов в Карибском море и кусочек Гвианы. Но это была лишь тень былого величия.

Было бы довольно странно, если бы после прихватизированного флота, разбитой при Ватерлоо армии, контрибуции, оккупации и раздирбаненной колониальной империи французы стали любить англичан больше, чем раньше. А раньше Англия была заклятым врагом Франции, выступая против нее во всех крупных войнах XVIII века. Поэтому нет ничего удивительного в том, что как только Франция относительно оклемалась от разгрома, Англия снова заняла первое место среди ее вероятных друзей. Имелась, однако, загвоздка. Друг находится за узким, но проливом, через который нужно перебросить войска. А Франция после Трафальгара не может в море. В смысле, не может в краткосрочной и среднесрочной перспективе создать флот, сравнимый с английским по количеству кораблей и качеству экипажей. В долгосрочной перспективе, это усугублялось тем, что колонии Англии приносили ей значительные средства, а французская экономика все еще переживала не лучшие времена. Оставалось только становиться в позицию догоняющего. Такая позиция, вкупе с неплохим опытом в морском деле, привела к тому, что большинство новаторских идей XIX века появилось во Франции.


Асимметричные ответы

Когда нельзя сравнять количество, приходится брать качеством, а если нельзя брать качеством экипажей, остается качество кораблей. И возникают идеи всяческих "асимметричных ответов". Надо сказать, что по качеству кораблей Франция еще в эпоху парусного флота была на высоте. Эталонные корабли всех основных классов были созданы там. Захватывая французские корабли, английские капитаны ужасались, на чем они сами плавают, и включали призы в состав своего флота, чтобы там хоть что-то ходило. К сожалению, сто кораблей и десять тысяч моряков - это еще не флот, и как раз здесь, на уровне стратегического планирования и организации, Англия выиграла глобальное противостояние. Но французы оставались законодателями мод. Например, хотя англичане занимались пароходостроением еще тогда, когда всякие императоры утверждали, будто "дымящая бочка не имеет будущего", первый вооруженный пароход ("Ардент") появился во Франции в 1830 году. На семь лет раньше, чем в Англии ("Горгона"). Пока что речь идет об авизо, но в том, что касается относительно крупных военных кораблей, пароходофрегатов, французы ("Гомер" и "Асмодей") обогнали англичан ("Файрбэнд") на год. А в том, что касается железных кораблей, - на три (французский "Тенар" в 1840, английский "Трайдент" в 1843). Как уже было сказано в статье про броненосцы, первые плавучие броненосные батареи и броненосные фрегаты тоже появились во Франции. Французы придумали барбеты и спонсоны, французы первые перешли на казнозарядные орудия, одними из первых стали заниматься разработкой подводных лодок и минных крейсеров. С другой стороны, все эти достижения в жизнь претворялись со скрипом. Став пионерами железного судостроения, французы дольше всех продолжали использовать дерево для военных кораблей. И упорно размещали орудия в батареях.

Так или иначе, новаторство, вкупе с решительным настроем не отставать от англичан, сделало французский флот к середине XIX века вторым в мире. Он мог рассчитывать на победу в столкновении с любым флотом, кроме, конечно же, английского. В 1830 году вторжение в Алжир стало первым из серии обширных завоеваний в Африке и Азии, положив начало созданию Второй колониальной империи. А любой колониальной империи требуются корабли, способные действовать на коммуникациях и выполнять задачи независимо от основных сил флота. То есть, крейсера. Класс кораблей, полностью соответствующий французским морским традициям каперства и ставки на качество техники. Ведь если в эскадренном бою, возможности каждого из кораблей стеснены, и они, зачастую, не могут проявить свои сильные стороны, то корабль, который действует в одиночку или в составе небольшой группы, в меньшей мере подвежен подобным ограничениям.

Не та война

Хотя французские адмиралы готовились воевать в первую очередь с Англией, складывалось всякий раз по-другому. Например, в ходе Крымской войны Франция с Англией, забыв свои обиды, увлеченно ставили на место Российскую империю, возомнившую себя жандармом всея Европы. Как раз тогда получили боевое крещение первые в мире броненосцы, и концепция оказалось удачной. Как это произойдет и полвека спустя, техническая революция обесценила огромную фору, которая была у англичан, и позволило начинать гонку морских вооружений с нуля. Но пока что это касалось только линейных кораблей. Вскоре после победы, была принята амбициозная кораблестроительная программа. К 1870 году Франция имела 11 линейных кораблей, 18 фрегатов, 22 корвета и 53 авизо. И тут началась очередная "не та" война - с Германией.

Читатель, просмотревший первую часть статьи про германский флот, несомненно, помнит, что в 1870 году флота у Германии толком не было. Тем, что был, на фоне французской армады можно смело пренебречь. Однако, французы готовились столкнуться с англичанами на океанских просторах. Подбираться к немецкому побережью, надежно защищенному мелководьями, чтобы обстрелять не то что города - корабли в порту - это совсем другое дело. Навешивание на корабль железа понятным образом влияет его осадку, и, в результате, польза от кучи океанских броненосцев была практически нулевая. Во Франции, которая после поражения снова стала республикой, начали все громче звучать голоса, намекающие на то, что деньги, вложенные в океанский флот, стоило бы потратить на армию. Таким образом, страна оказалась перед лицом невозможности быть одновременно великой морской и сухопутной державой. И склонялась ко второму варианту по мере того, как Германия занимала место врага номер один.

Молодая школа

Такие дела, как полная смена ориентации оборонной политики, быстро не делаются. Тем более что соперничество с Англией никуда не исчезло. Мало того, вплоть до отставки Бисмарка существовала реальная перспектива англо-германского союза, направленного против Франции. Ассигнование на военно-морские силы, конечно, сократилось, но, поскольку немецкий флот на тот момент не существовал как полноценный род войск, ориентированы они были все-равно на войну с Великобританией. И основной упор делался на строительство крейсеров. Собственно, термин "крейсер" появился во Франции. Теоретически, он означал небронированное судно, предназначенное для самостоятельных действий. На практике, в крейсера 1 ранга оказались записаны все фрегаты, в крейсера 2 ранга - все корветы, а в крейсера 3 ранга - все авизо. Границы между ними получились довольно размытыми. Собственно, "военно-морская бестолковщина", как и "вторая столетняя война" - это термины из французской прессы. В новую программу было включено по восемь крейсеров 1-го и 2-го рангов и 18 крейсеров 3-го ранга.

Надо заметить, что идея победить Англию не в генеральном сражении, а посредством операций против торговли, для французов не нова, существовала она еще в эпоху парусного флота. Тогда оказывалось, что потери британского торгового флота от штормов и аварий были выше, чем от действий французских каперов. Львиная доля захваченных судов приходилась на мелкие каботажные суденышки в Ла-Манше и рыбацкие баркасы в Северном море. То есть крейсерская война ставила под угрозу благополучие конкретного судовладельца, но никак не благополучие страны. А когда англичане, разбив линейный флот, устанавливали ближнюю блокаду, лавочка, по большому счету, прикрывалось. Что, собственно, и послужило той фактической базой, на основании которой Мэхен сделал вывод о второстепенном характере крейсерской войны.

Но теория Мэхена была не единственной, и вообще его труд был издан только в 1890 году. А в описываемое время большим влиянием во Франции пользовалась Jeune Ecole ("молодая школа"), принципы которой были впервые сформулированы в 1869 году Ришильдом Гривелем. Ничего уникального, все как обычно. В силу обоснованной выше данности, а именно превосходства Великобритании в линейном флоте, он призывал вернуться к описанному выше способу давления на Англию, а именно уничтожению морской торговли, как единственно возможному. Чтобы не было такой фигни, как раньше, "молодая школа" предлагала асимметричный ответ в вопросе прорыва ближней блокады портов - хорошо зарекомендовавшие себя броненосцы береговой обороны. И новинку - торпеды, которые якобы должны подписать смертный приговор крупным артиллерийским кораблям. Чтобы не было другой такой фигни, как раньше, а именно подавления французского каперства английскими фрегатами, предлагалось сам крейсер сделать очень мощным и быстроходным. Это должно было быть цельнометаллическое судно водоизмещением около 6000 тонн. От любого броненосца оно было способно убежать, любой небронированный корабль - задавить массой.



Миноноска. Одного взгляда достаточно, чтобы осознать всю мощь нового оружия.
Флот из прототипов

Надо сказать, что технофажеские идеи Jeune Ecole пользовались большой популярностью среди прогрессивной части морского офицерства всех стран. В то время даже англичане увлекались идеей быстроходных кораблей, вооруженных большими пушками, которые смогут навязать противнику выгодные условия боя. И французам ничего не осталось, как создавать "наш ответ Виктории". А что гораздо важнее, англичане отказались от идеи конвоирования, поскольку, во-первых, это отвлекает корабли от генерального сражения, во-вторых, уже известный читателю Н. Барнаби полагал: "невозможна успешная проводка крупного конвоя из парусных судов и тихоходных паровых в случае атаки быстроходным паровым судном, особенно ночью и если таковые атаки будут повторяться из ночи в ночь". То есть, признавалось, что при том уровне техники у крейсеров есть неплохие шансы.

В новой французской программе было существенное, но спорное усовершенствование. Во всех нормальных странах военные корабли строились большими сериями, поскольку так быстрее и дешевле в расчете на отдельный корабль. Да и разнотипность флота порождает определенные проблемы. Французы решили, что такой подход тормозит отработку и внедрение технических усовершенствований, и стали строить новые крейсера в единичных экземплярах, в лучшем случае малыми сериями. "Дюкен" и "Турвиль", ставшие ответом на серию "Инконстант", несли одинаковое вооружение и были более продвинутыми технически. Например, на этих кораблях тяжелые пушки находились в спонсонах, что позволяло увеличить сектор обстрела. Но один из них был полностью железным, а другой состоял из железа и стали. В результате, они строились по три года, были спущены на воду в 1876 году и введены в строй в 1878. Ответом на английский корвет "Ровер" стал "Дюгэ-Трюэн", заложенный в 1873 году, спущенный на воду в 1877 и введенный в строй в 1879. Крейсера 3 ранга "Рино де Женуиль" и "Эклерир", соперники английского "Опала", были заложены в 1873/4, спущены на воду в 1876/7 и готовы в 1878/9. Вспомним, что в 1877 году сама концепция "Инконстанта" получила чувствительный удар - состоялась битва при Ило. И все эти корабли были введены в строй уже устаревшими. Осознав, что так дела не делаются, французы создали вслед за тем две серии из четырех небронированных корветов каждая, уложившись в разумные сроки.

Военно-морская бестолковщина

Существенный вред военно-морским программам наносило то, что они активно обсуждались в прессе и парламенте. Эти два "П" имеют обыкновение лезть туда, где не разбираются, и идти на поводу у широких масс. Та же "молодая школа" в какой-то степени затронула вообще все страны. Но только во Франции в то время средний срок полномочий морского министра составлял чуть больше года. Учитывая характерное время постройки кораблей, вывод очевиден. Так в 1882 году Франция заложила идейно новый бронепалубный крейсер "Сфакс", спущенный на воду через два года. За ним последовали еще два разнотипных бронепалубных крейсера. Идея была в том, что самое уязвимое место корабля - пороховые погреба и котельные. А они, как уже знает читатель, находятся ниже ватерлинии. Снаряд в них сбоку прилететь не может, только сверху. Значит, прикрыв их броневой палубой, расположенной ниже ватерлинии, можно повысить живучесть корабля, не поднимая существенно центр тяжести. То есть, не в ущерб расположенным на верхней палубе пушкам. Англичане на тот момент тоже использовали броневую палубу, но не на таких больших кораблях. И схема у них была несколько другая, посложнее. "Сфакс" получился удачным судном. Его скорость считалась на момент вступления в строй достаточно высокой, а вооружение позволяло справиться с большинством из британских крейсеров. То же самое можно сказать про следующие бронепалубные крейсера - "Таж" и "Сесиль". Естественно, это были очень большие корабли.



Броневая палуба
Однако, готовый в 1887 году "Сфакс" тоже к тому моменту устарел, потому что во главе военно-морского флота оказался Теофиль Об, упоротый сторонник Jeune Ecole. Пока у него был доступ только к прессе, он требовал в ней прекратить строительство крупных кораблей, доказывая: "Микробы-миноносцы выгоднее тяжелых миллионных гигантов". Придя к власти, он стал проводить в жизнь свою программу. Маленькие корабли береговой обороны - еще одна традиция Франции, такая же, как и каперская война. Главной идеей адмирала Оба являлся принцип "мобильной обороны": более сильному броненосному флоту, читать, английскому, противопоставлялись многочисленные отряды миноносцев, базировавшиеся во всех портах французского побережья. Они перемещались бы к тому порту, у которого сосредотачивались крупные корабли противника и, цитата, "без устали атаковали бы их днем и ночью". Поддержку миноносцам должны были оказывать также небольшие безбронные суда, вооруженные одной крупнокалиберной пушкой. Естественно, при Обе было заложено великое множество тех самых миноносцев и специальных минных крейсеров, относимых к 4-му рангу потому, что они были даже меньше, чем авизо. Последние тоже строились - бронепалубные корабли с водоизмещением менее двух тысяч тонн, с четырьмя 140-мм орудиями и четырьмя однотрубными торпедными аппаратами. Две серии по три штуки. Что характерно, построились за год. Но полная готовность откладывалась.

Дело в том, что все концепции тогда активно и всерьез проверялись на учениях, по числу и интенсивности которых французы всерьез стремились уделать англичан. Обстоятельная проверка Jeune Ecole состоялась в 1886 году, когда компонованный в соответствии с идеями "молодой школы" отряд контр-адмирала Броуна дё Кольстона, состоявший из быстроходных крейсеров и миноносок, потерпел полное фиаско, пытаясь условно уничтожить броненосную эскадру вице-адмирала Лафона. Из двадцати выставленных ночью в заслон миноносок только три сумели вообще обнаружить броненосцы Лафона, и лишь одна смогла выполнить условную атаку. Ряд миноносок получили повреждения во время учений, одна затонула, а уцелевшие оказались совершенно неспособны успешно атаковать из-за сильнейшей усталости экипажа. Консерваторы откровенно ржали, Об кусал локти. Но у Jeune Ecole сохранялось многочисленное лобби - молодые офицеры, которые хотели поскорее получить собственный корабль. Что, понятное дело, проще, если есть много маленьких кораблей, чем если есть мало больших. И рождались оправдания, коим нет числа.

В 1885 году Великобритания приняла обширную программу строительства новых кораблей. Франция, разумеется, ответила тем же. Из-за быстрых изменений политической конъюнктуры, все корабли вступали в строй уже "не модными". Однако, энтузиазм не уходил в песок. Приступая к осуществлению программы 1872 года, французский флот имел в своем составе 7 деревянных винтовых крейсеров 1-го ранга, 7 композитных и 4 деревянных крейсера 2-го ранга, 14 деревянных крейсеров 3-го ранга. К началу 1890-х крейсерский флот Франции включал, соответственно, 18 - 1-го, 13 - 2-го, 15 - 3-го, 3 - 4-го. И все они были новой постройки.

Истребители торговли, истребители крейсеров

Военно-морская бестолковщина продолжалась в том числе потому, что концепция "мобильной обороны" была отвергнута, а концепция крейсерской войны - нет. Приводился успешный пример того, как облажались англичане в свое время, сделав ставку на фрегаты 6-го ранга, при встрече с более крупным противником. Аналогии породили "Сфакс", но не только его. В 1890 году во Франции появился крейсер нового типа, "Дюпуи-де-Лом". Любители всего русского начнут заявлять, что вот в России броненосные крейсера строились на 15 лет раньше. И в Англии тоже строились. Но французы были молодцы в том смысле, что в мирной обстановке, научным методом спрогнозировали "уроки Ялу". Испытания новых фугасных снарядов, начиненных мелинитом или другими взрывчатыми веществами, показали, что они могут производить колоссальные опустошения в не защищенных броней помещениях корабля. Соответственно, толстый броневой пояс, закрывающий лишь малую часть борта, от новых скорострельных пушек средних калибров защищал плохо. В то же время, выяснилось и другое: относительно тонкая броня заставляет чувствительные к удару снаряды взрываться раньше, чем они проникнут внутрь корпуса. Осознание этого принципа породило "Дюпуи-де-Лом" (заложен в 1888 году), несущий довольно тонкий броневой пояс, зато прикрытый им полностью. Имелась броневая палуба, дополнительная защита башен и боевой рубки. За счет первой в Европе трехвинтовой установки, скорость составила 20 узлов, довольно много для того времени.



Запоминающийся силуэт французского броненосного крейсера. На фото - "Жанна д'Арк".
В течении последующих 18 лет, во Франции было построено 23 броненосных крейсера - плоды поступательного развития концепции "Дюпуи-де-Лома". Принцип строительства кораблей малыми сериями и штучно вел к колебаниям в разные стороны от генеральной линии, но к началу нового столетия полностью сформировался образ французского броненосного крейсера. Это были очень большие корабли с не очень большими пушками. Главный калибр - 7,6 дюймов - не менялся на протяжении всей линейки, с "Дюпуи-де-Лома" до "Вальдека Руссо". Число орудий, правда, росло, улучшалось бронирование. Характерным внешним признаком стали шесть труб, разбитых на две группы по три - схема, впервые примененная на "Жанне д'Арк" и с тех пор не менявшаяся. Стремясь увеличить скорость, кораблестроители разместили машинное отделение в середине корпуса, между двумя котельными. Правда, желанных 23 узлов достичь не удалось даже на испытаниях, убив все сорок восемь котлов. Но получившиеся 21,4 - это тоже довольно неплохо. Из английских кораблей, построенных в 90-е, большую скорость развивали только однотипные "Пауэрфул" и "Террибл", а это были бронепалубные крейсера. Правда, корабли следующего поколения - "Кент" и "Гуд Хоуп" - были еще быстрее. Но в том, что касается броненосных крейсеров, "догоняющей" оказалась уже Англия. Ее корабли были ответом на французские, появлялись позже и были, по этой причине, лучше вооружены. Но когда английский крейсер вступал в строй, французы уже достраивали следующий, лучший.

Может показаться удивительным, что при министерской чехарде, царившей во Франции, удавалось планомерно выдерживать определенную линию. Ответ прост: она выдерживалась только в том, что касалось броненосных крейсеров, актуальность которых понимали все. Но она не выдерживалась даже в том, чтобы строить крейсера 1-го ранга для действий на коммуникациях исключительно броненосными. "Д'Анкастро", имеющий толстую броневую палубу, очень хорошую защиту башен и рубки, еще куда ни шел. Но на следовавших за ним "Гишени" и "Шато Рено" броня была ослаблена ради заветных 23 узлов, а на корабле "Журьен де ла Гравер" все стало еще хуже. Эти быстроходные корабли назывались "истребителями торговли", в прессе же их дразнили коммерческими параходами, прикрытыми только тонкой броневой палубой, и откровенно высмеивали. В результате, четвертый бронепалубный крейсер 1-го ранга стал последним. Тогда же свернулась шарманка и для кораблей поменьше. К концу столетия, Франция имела 13 бронепалубных крейсеров 2-го ранга, состоящих из пяти отличающихся друг от друга групп, и семь крейсеров 3-го ранга, относящихся к четырем типам.

Вместе со столетием закончилась и "вторая столетняя война". Появился более актуальный соперник - Германия.

кораблики, история, техника

Previous post Next post
Up