Средиземье и исторические параллели. Часть 1: "Хороший..."

Jan 07, 2015 13:07

Считаю своим долгом предупредить, что, хотя "Властелин Колец" мне очень нравится, мое видение этого мира отличается от распространенного. У большинства людей, если речь заходила о параллелях с нашим миром, вырисовывалось что-то европейское-средневековое. Даже когда на карте Европы возле стран пишут "Рохан" или "Мордор", коверкается таким образом только карта Европы. Однако, в распоряжении Толкина была длинная история Британской империи, во время которой она успела повоевать едва ли не со всем миром. И противопоставление у него было именно между христианским Западом и нехристианскими Югом с Востоком. Поэтому попробуем расширить картину.



Общие слова

"Властелин Конец" параллелен, совершенно очевидно, Раннему Средневековью. В крайнем случае, самому началу Высокого. Указанный на карте 1100 год н.э. - потолок. По техническому уровню в Высокое еще можно попасть, но рыцарство в Средиземье отсутствует как класс, что создает существенную нестыковку. Также отсутствуют многочисленные вольные города, центры торговли и ремесел, находящиеся под влиянием цехов, гильдий и купеческой олигархии. Эсгарот - это скорее Бирка, чем Генуя. Именно поэтому меня так удивили латные доспехи на гондорских воинах в экранизации Питера Джексона. Ладно бы что в оригинальном тексте все носили кольчуги. Но полные латы подразумевают существенный скачок технических возможностей. А значит, и производственных. А значит, и мировоззрения. В Раннем Средневековье они смотрятся так же странно, как смотрелся бы автомат Калашникова на полях североамериканской гражданской войны.

Поэтому, остановимся мы на XI веке с некоторым "плюс-минус", причем скорее "минус", чем "плюс". Но не будем рассматривать только лишь западноевропейский XI век. В основе политического конфликта "Властелина Колец" лежит противопоставление нуменорсокого Запада варварским Востоку и Югу. При этом, "варвары" зачастую оказываются куда более продвинутыми технически. Зато кое-кто богат духовно. Для XI века это совершенно явное противопоставление христианского мира всяким нехристям и басурманам. То есть, мы будем исходить из того, что "светлые" народы соответствуют христианским, а "темные" - языческим. Учитывая реалии Раннего Средневековья, христианский мир все еще един. Великая Схизма произошла в 1054 году, под самый конец этой эпохи.

Наконец, я должен уточнить, что значат "параллели". Если писатель хорошо поработал над своим миром, а Толкин поработал хорошо, у него не будет прямого и однозначного "списывания" вымышленных народов и государств с реальных. Как правило, треть берется из одного источника, треть из другого, остаток заполняется чистым вымыслом. "Собирательный образ" называется. Поэтому пытаться ответить на краеугольный вопрос "кого Профессор хотел обозвать орками" совершенно бессмысленно. Но в качестве источников вдохновения выступает реальная мифология, когда речь идет о героике, и история, когда речь идет об эпике. Человек образованный, предполагая, как проходили бы процессы в его вымышленном мире, всегда нашел бы, на что опереться. Поэтому обнаружить в реальной истории похожую атмосферу и эстетику - вполне возможно. Чем мы и займемся.

Гондор


Гондор - Страна Камня. Климат здесь теплый, а местность - сплошные горы. Самое сильное и одновременно самое юго-восточное государство "светлого" блока, прямой наследник великой нуменорской империи, претендующий (не слишком успешно) на духовное лидерство. И уцелевший осколок гораздо более могущественного государства, тень былого величия. Многоэтажные мраморные дворцы, прекрасная архитектура, развитая фортификация. И одновременно фронтир "светлого" мира. Постоянная борьба с басурманами за утраченные территории к востоку от большой воды, прямо на которой находится столица. Армия сильная, хорошо обученная. Есть годная пехота и не менее годная кавалерия. При этом, кроме, собственно, гвардии правителя, есть превосходящая ее по численности армия провинций, которая собирается в случае угрозы. Широко используются наемники с окраин империи или вовсе из-за ее пределов.

Подставьте вместо "светлого" "христианский", учтите заданный временной промежуток и скажите мне, могут ли здесь быть два толкования? Гондор параллелен Византии, наследнице Римской Империи, ведущей на суше и море затяжную войну с сарацинами и понаехавшими как раз в XI веке турками-сельджуками. Выглядели гондорские солдаты, скорее всего, примерно так:

[MOAR]





Больше картинок и интересного материала по византийской армии.


Или, для тех, кто предпочитает компьютерную графику ;)


А города - примерно так


По концепции старой столицы, которую в определенный момент (1204) пришлось на время оставить, Константинополь тянет скорее на Осгилиат. Но что касается величайшего из "светлых" городов, являющегося, к тому же, могучей крепостью, защищающей стратегически важный пункт, то в мире Средиземья это, несомненно, Минас-Тирит, а в мире Раннего Средневековья - Константинополь.

Правда, Гондор - это идеализированная Византия. Там нет места дворцовым интригам (или эта тема в книге не раскрыта), зажравшейся аристократии, не менее зажравшейся бюрократии, регулярным узурпациям престола и взятию Константинополя варварами. Но Средиземье в целом довольно сильно идеализировано.

Эсгарот, Дэйл и прочие Железные Холмы

Когда я читал "Хоббита", я был маленьким. И параллельно читал разные былины. Поэтому кольчуги, луки и прочее хорошо ложились на древнерусскую эстетику. Однако, если вспомнить, какой национальности был автор книги, древнерусская эстетика превращается в древнеанглийскую, благо она, на тот момент, не сильно отличалась. Британия гораздо лучше становится "в параллель" Северу Средиземья, и это предсказуемо. Ведь Толкин не отрицал, что писал "Хоббита", вдохновившись английским аналогом былин.


Та же холодная и не слишком плодородная область на самом краю мира, где регулярно случаются междоусобные войны, и государственность развита слабо. Страна, которая заселена разными народами, с трудом уживающимися вместе. Государство людей называется "королевство лучников". Для Британии это, конечно, не XI век, но затем был период в истории, когда европейцы говорили "лучник", подразумевали "английский". А тогда на поле боя рулили щиты и копья. При этом ядро армии составляли тэны (дружинники) местного короля или эрла, а вокруг них формировалось ополчение. Феодализм только зарождался.


Точно так же, как в окрестностях Эребора ошивались люди и гномы, основными народностями раннесредневековой Британии были кельты и англо-саксы. Последние пришли позже, позже приняли христианство и сперва вели себя довольно агрессивно. Впоследствии, тем и другим пришлось отбиваться от язычников-скандинавов. Исходя из логики построения параллелей, можно легко догадаться, кто тут гоблины. Сложнее поделить кельтов на "гномов" и "эльфов". Скорее всего, лесные эльфы будут поставлены в параллель ирландцам, в образе которых не меньше ни пьянства, ни чудесного. А гномы - жителям современных Шотландии и Уэльса. Одни живут на равнине, другие - в горах, что накладывает свои особенности на кельтскую эстетику. Правда, как раз с эстетикой возникнет в таком случае небольшой затык, ведь так, например, как на картинке ниже, эльфийское войско себе вряд-ли кто-то представлял. А следовало бы.


В самом деле, эта иллюстрация скорее подходит к гоблинам. Которые, как известно, являются искаженными "тьмой" (читать, язычеством) эльфами. В качестве последнего штриха можно добавить боевую раскраску, которую кельты-язычники активно использовали. Дабы читатель осознал, насколько наш мир более суров, чем Средиземье, скажу, что на картинке - пиктское войско при Старклайде, 744 год. Пикты были обращены в христианство еще в VI веке. Такие вот "светлые". Прочитав приведенное по ссылке описание их тактики, вы, скорее всего, сначала назовете ее гоблинской. А потом поймете, что она хорошо подходит как эльфам, так и гномам. Потому что в принципе была довольно неплохой тактикой.

На заднем плане видна легкая кавалерия, забрасывающая врага дротиками. И тут мы вспоминаем про варгов. Даже очень большой волк гораздо меньше лошади, тянет, разве что, на пони. И может использоваться в бою только так, как показано на картинке. С другой стороны, ездящие без стремян эльфы вынуждены были воевать так же. С третьей - гномы, со стременами или без, для больших лошадей, способных атаковать "наездом", маловаты. И, при всем мастерстве оружейников, в катафракты не смогут. А вот в конных застрельщиков - пожалуйста.

Вместо "стены щитов" пикты использовали стену копий. А для любителей пролезть под ними, первый ряд составляли мечники с маленькими квадратными щитами. Фланги центрального полка прикрывала описанная выше легкая кавалерия. Удачное сочетание всех родов войск позволяло нести меньшие потери в бою против технически превосходящего противника. Отвлекаясь от Толкина, но не от мира, именно это построение, а не настоящий германский хирд, подразумевал Николай Перумов под гномьим хирдом. Разница в хороших доспехах, которых у пиктов не было, потому что, с легкой руки Перумова, триста лет, прошедшие в мире Средиземья, привели к тому же техническому прогрессу, что и в нашем.

Да, в суровом мире Раннего Средневековья добро должно быть с кулаками, огромным топором и боевой раскраской. Поэтому параллели со значительно более приятным для проживания Средиземьем в известной степени условны. Кстати, о бородатых эльфах. Традиционно их изображают безбородыми. Однако, в нашем мире плохой рост бороды и усов характерен для вполне конкретной расы - монголоидной. Что вам проще представить: эльфов с бородой, или узкоглазых, желтолицых эльфов? Переходный тип между европеоидами и монголоидами - это близкие нам финно-угры. То есть, финны и венгры.

Завершу этот параграф еще одной иллюстрацией на пиктскую тематику. Ну чем не гномы?


Потерянное королевство Арнора

Продолжая аналогии, начатые выше, можно без труда догадаться, что Арнор - это Западная Римская Империя, владевшая, кстати, в свое время, Британией. Во-первых, этого требует параллель "Гондор-Византия". Причем, в полном соответствии с римской историей, Арнор первоначально обладал старшинством, но затем столица пала, население сократилось, и страна захирела. Во-вторых, это самое близкое к Толкину падение, происходившее по подобной схеме. Та же династическая неразбериха, те же гражданские войны, то же разорение древней столицы и последующий ее перенос. Есть даже набигающие с севера варвары, за которыми стоит темная сила. В Средиземье это были орки и ангмарцы, объединенные под властью Короля-Колдуна. В реальной истории - гунны и подчиненные ими племена под властью Атиллы, обладавшего примерно такой же репутацией. Есть и варвары, подселяемые на свою территорию для защиты от "темной силы". Хоббиты, например, которые участвовали в финальной битве с Ангмаром. Кстати, битва, которая имеет полное право называться "битвой народов", тоже была. "У них" при Форносте, "у нас" - на Каталунских полях. Правда, проходила она несколько по-разному, и Атилла в битве не погиб, а только лишь был остановлен. И вообще хронология событий сильно не совпадает. Но общая атмосфера та же.


Что же осталось на этой территории столетия спустя? Во-первых, нет централизованного правительства. Большая часть земель вообще не заселена. Во-вторых, некоторые островки цивилизации: старые эльфийские поселения в Лидоне, Ривинделл, Бри и, конечно же, Шир. В-третьих, тоже фронтир, где идет постоянная война с гоблинами и троллями. И, конечно же, нельзя не упомянуть солдатов этой войны - дунэдайн, следопытов Севера, прекрасно владеющих копьем, мечом и луком, умеющих сражаться как в пешем, так и в конном строю.

Хорошей, единой для всех параллели здесь нет. Понятно, что эстетика должна быть романской, такой же, как в Италии. Но на Италию Арнор тянет не больше, чем Элронд на Папу Римского. Совершенно не то население, совершенно не тот климат. А вот Шир и Лидон в отдельности могут потянуть. Не на Италию, так на юг Франции. В качестве фронтира, о котором идет речь, следует определить восточно-франкское королевство, воевавшее с язычниками-славянами. Прежде, чем ненавистник Толкина начнет кричать: "А-а-а! У него славяне как гоблины! Русофоб поганый", я скажу, что речь идет о западных славянах, которые были гораздо ближе к полякам, чем к русским. Вообще говоря, я думаю, что Эриадор придумывался "с нуля", исходя из логики мира, на основе перечисленных образов.


Кстати, о климате. Упомянутая романская эстетика под него вполне себе подстраивалась. Пример на картинке выше: римские легионеры в Британии незадолго до того, как она была оставлена. Так могли выглядеть и солдаты Арнора.

Всадники Рохана

Воинственный народ, пришедший в "светлую" империю, когда ей угрожали враги, принявший "светлую" сторону и получивший за это право жить на опустошенной земле. Народ, перенявший культуру империи, но в значительно упрощенном виде. Довольно простой социальный строй, сочетающийся с неприхотливостью в быту. Отличные воины, лучшие всадники в мире, умеющие, при необходимости, сражаться в пешем строю. Пешее ополчение играет вспомогательную роль.


Таких добрых кочевников в Раннем Средневековье, конечно же, не было. А вот такие воинственные народы - были. Причем, по состоянию на XI век, христианские. Если продолжать "византийскую" аналогию, на Балканах в то время лавры лучших всадников принадлежали болгарам. До того здесь отметились мадьяры, которые к XI веку потихонечку прекращали буянить, переходили на оседлый образ жизни и служили византийцам в качестве наемной кавалерии. Кстати, экипировка изображенных выше мадьярских воинов полностью соответствует тому, как описывается снаряжение рохиррим. Копья, мечи и круглые щиты. Легкие шлемы и плетеные кольчуги. Много лучников, умеющих стрелять на скаку.

Правда, внешность у мадьяров, конечно же, совершенно неподходящая. Чтобы это исправить, перенесемся на семьсот лет назад. На картинке ниже - всадник-гот. Перечисленное в наличии, даже меч длинный и прямой. Правда, нет кольчуги и лука, которые несколько не соответствовали уровню технологий IV века. Ну, то есть, кольчугу могли себе позволить только вожди варваров, а отсутствие мощных композитных луков германцы успешно заменяли обилием метательных дротиков. Как можно заметить, стремян у гота тоже нет.


Эти ребята в свое время проживали на территории современной Болгарии, которая тогда называлась Фракией. Правда, отношения между римлянами (византийцами) и готами были куда менее дружескими и куда более интересными, чем между Роханом и Гондором, но мир Раннего Средневековья жесток и натуралистичен.

Определить конкретную параллель для Рохана сложно еще и потому, что такой сюжет, когда Римская империя поселяла на своих все-равно опустошенных землях одних варваров для защиты от других, вообще говоря, был довольно распространен. В конечном счете ни одно дело "не выгорело". Зато выгорели города. Варвары всякий раз начинали бузить и расселяться совершенно бесконтрольно. В каковом стремлении те же готы трижды до Рима дошли и, в конечном счете, его взяли. Короче, результат мало отличался от того случая, когда означенные варвары сами поселялись где хотели. Часто оба варианта совмещались.

Если говорить об эстетике, рохиррим, конечно же, ни разу не мадьяры и не болгары. В XI веке было такое королевство, жители которого снискали славу хороших воинов, не единожды били нехристей, хорошо держались в седле, использовали термин "марка" и вдобавок обладали истинно арийской внешностью. Речь идет о франкском королевстве, любом из имеющихся. Еще триста лет назад франки славились дисциплинированной пехотой. Но когда "в тренде" оказалась тяжелая конница, они взгромоздились на своих здоровенных дэстриэ. И, будучи окружены врагами, довольно быстро сформировали сословие профессиональных конных воинов, ставшее прообразом рыцарского.


Конечно, "запакованы" франкские всадники был похуже, чем византийские катафракты, да и в сложные тактические построения они не могли. Зато лошади у них были действительно большими, а настоящая боевая ярость доступна только варварским народам: цивилизация ее притупляет. Чересчур сложная тактика тяжелой кавалерии и не требовалась. Решала масса, напор да молодецкая удаль, чего франкам (и рохиррим) было не занимать.

фэнтези, история, Средние Века

Previous post Next post
Up