Rule, Britannia! Rule the waves:
Britons never shall be slaves.
На прошлой неделе я много написал про броненосцы, лицо флота второй половины XIX - первой половины XX века. Как сейчас лицом армии является ядерное оружие. Аналогия хороша тем, что применялись броненосцы, конечно, чаще чем ядерное оружие, но не сильно. В "додредноутную" эру за пятьдесят лет произошло всего четыре сражения, где броненосцы (корабли первого ранга) участвовали с обоих сторон, в Первую Мировую было два боя с участием линкоров/броненосцев с обоих сторон, во Вторую Мировую таковых было целых семь, то есть, больше, чем за весь предшествующий период. Понятное дело, морских сражений было гораздо больше. И если посмотреть, какие корабли в них участвовали, становится очевидным, что в то время, как линкоры - лицо флота, крейсера - его руки. Последующий ряд публикаций по истории флота будет посвящен крейсерам. И начнем мы, конечно же, с Великобритании.
Империя, над которой никогда не заходит солнце
Как известно, деньги на флот у Англии есть всегда. Но связывать это, как обычно делают, с ее островным положением, не совсем верно. Течения и ветра в Ла-Манше устроены таким образом, что вплоть до перехода к паровому флоту он защищал скорее Европу от Англии, чем наоборот. К тому моменту, ситуация изменилась не только с техникой. Хотя сейчас это может показаться странным, в XIX веке Англия была сверхдержавой. То, что мы называем Англией сегодня, - огрызок некогда великой империи. Причем даже не самая богатая из ее провинций. Великобритания Викторианской эпохи - это современные Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, половина Юго-Восточной Африки и множество "иных царств и территорий" (формулировка из титула, которым британские монархи пользуются до сих пор). Причем императрицей Виктория была как раз в Индии. Фраза "над Британской империей никогда не заходит солнце" имеет совершенно буквальную трактовку: когда солнце заходило над Ванкувером, оно уже давно стояло над Оклендом. Если посмотреть на карту, станет очевидно, что большая часть этих "царств и территорий" отделены от потенциальных соперников даже не морями - океанами. Залогом единства империи и ее превосходства над конкурентами, а также основным источником прибыли для правящих кругов, была морская торговля. Ее защита была главной задачей английского флота.
Поэтому кажущееся сейчас смешным и пахнущее бабушкиными носками словосочетание "Her Majesty's Ship" в середине XIX века звучало гордо, громко и регулярно во всех портах мира. И пахло передовыми технологиями. Единственной колониальной империей, имеющей столь же протяженные и значимые морские коммуникации, долгое время оставалась Голландия, вылетевшая из обоймы великих держав еще до Трафальгарского сражения. Любая морская держава в Викторианскую эпоху строила свои крейсера либо для войны с Англией, либо при ее непосредственном участии.
Корабль для защиты торговли
Еще в эпоху пиратской романтики распространенным средством подгадить конкуренту была раздача каперских свидетельств и отправление на вражеские коммуникации лихих людей с целью пограбить корабли текущего или вероятного противника. Тогда стало ясно, что орудий, которые несет каждый торговый корабль, достаточно для защиты от банды буканьеров на ботике, но не от капера на таком же корабле, трюмы которого вместо товаров набиты головорезами. Для борьбы с каперами требовался военный корабль, достаточно быстрый, чтобы их догнать, и достаточно хорошо вооруженный, чтобы с ними разделаться, то есть, обладающий полноценной батарейной палубой. Естественно, эти характеристики делали его также замечательным кораблем для пиратов, и первые корабли для защиты торговли - "дюнкеркские фрегаты" - ведут свою родословную от быстрых и хорошо вооруженных кораблей приватиров. Появление на коммуникациях таких кораблей провоцировало дальнейший рост размеров, и крупнейшие фрегаты (американские) отличались от линейных кораблей только отсутствием верхних деков. В остальном - в размерах и калибре орудий - не уступали.
К XIX веку все пиратские гнезда познакомились с очищающим огнем, но концепция крейсерства - войны на коммуникациях - обрела законченный вид. Существовало три класса крейсеров - фрегаты, корветы и авизо. Их целью при самостоятельной службе была защита торговли и уничтожение судоходства противника, а в составе эскадры - разведка и посыльная служба. Крупнейшие фрегаты могли при острой нужде вставать в боевую линию. Когда после Крымской войны ведущие морские державы - Англия и Франция - стали наперегонки строить броненосцы, крейсерам внимания уделено не было. Пароходофрегаты всех вполне устраивали. Еще бы, ведь корабль, обвешанный толстой броней, при сопоставимом водоизмещении будет медленнее и дороже в эксплуатации. Кстати, как раз по этой причине первые броненосцы были вооружены хуже, чем современные им линкоры, и по орудийной классификации должны были быть отнесены к 4-5 рангу, что не соответствовало их реальным возможностям.
Революционное решение строить железные фрегаты вместо обшитых медью англичане приняли под воздействием жаренного петуха, вернее, орлана. Конгресс США, основной задачей своего флота справедливо (по опыту двух войн) полагал защиту гражданского судоходства от английских рейдеров. Второй - подрыв английской морской торговли. Поэтому американцы не строили линейных кораблей, зато их фрегаты были самыми большими, быстроходными и хорошо вооруженными в мире. Англичане были впечатлены эффектом, который произвела "Алабама" во время войны Севера и Юга, а ведь это был всего лишь вооруженный пароход, причем довольно тихоходный. Паровая машина существенно повышала стратегическую маневренность, а значит и эффективность крейсеров. Примерно в это время США заложили серию из шести пароходофрегатов (тип "Аммонусак"-"Вампаноаг"), развивавших рекордную для своего времени скорость в 16,5 узлов. Английские фрегаты просто не смогли бы их догнать.
Железный век
Если линкоры использовали способность железной брони противостоять бомбам, то фрегатам пригодилось другое. Борт железного корабля может иметь толщину всего лишь несколько сантиметров, что делает его легче и быстроходнее деревянного. Также железо прочнее дерева, что позволяет строить из него корабли с большим удлинением, тоже очень важным для скорости. Полагая бессмысленным тягаться с американцами в скорости крупных деревянных кораблей, английский кораблестроитель Э. Рид спроектировал железный пароходофрегат "Инконстант". Корабль был спущен на воду 1 ноября 1868 года, развивал скорость 16 узлов, превосходили "американцев" в размерах и нес куда более мощное вооружение. Кроме фрегатов англичане строили железные корветы и шлюпы. В "Инконстанте" и следующих кораблях того же типа ("Рэлей" и "Шах") впервые воплотилась концепция корабля, где защита принесена в жертву скорости и вооружению. Предполагалось, что быстроходные корабли, обладающие мощными пушками, смогут выбрать удобную для себя дистанцию боя. Время, причем ближайшее, показало ее ошибочность.
29 мая 1877 года под Ило произошло сражение между перуанским монитором "Гуаскар", чья команда решила податься в пираты и упомянутым фрегатом "Шах", поддержанным железным корветом "Аметист". "Гуаскар" был монитором береговой обороны, медлительным и вооруженным всего лишь двумя (напомним, дульнозарядными) пушками, хоть и большими. Англичанам удалось отрезать пирата от берега и взять в два огня. Более сорока орудий под управлением лучших канониров мира весь вечер обстреливали "Гуаскар" и добились 70 попаданий в его низко сидящую на воде конструкцию. Тем не менее, монитор ускользнул под покровом темноты: лишь один снаряд из семидесяти пробил его броню.
Итоги боя были для англичан удручающими. Ведь криворукие перуанские канониры не добились ни одного попадания, каждое из которых - это понимали все - нанесло бы огромный ущерб. Представлять результаты встречи с новым российским броненосным фрегатом "Минин", несущим четыре 203-мм, двенадцать 152-мм, 4 четырехфутовых и 16 скорострельных пушек, было бы слишком страшно для адмиралтейских кальсон.
Одеваемся в броню
Как известно, в России все всегда наоборот. Не имея возможности строить множество фрегатов, подобных "Инконстансу", Россия в лице контр-адмирала А. А. Попова еще за семь лет до Ило решила, что ее океанский корабль должен быть более защищенным, чем "Инконстанс", и окружила три своих железных пароходофрегата 152-мм броневым поясом. Конечно же, еще до Ило англичане не могли себе позволить, чтобы у "немытой России" было что-то, чего нет у них. Но создавая крейсера "Шеннон", "Нельсон" и "Нортхэмптон", детища уже не Рида, а Натаниэля Барнаби, они переоценили свои силы и получили корабли, за которые потом долго краснели. Броневой пояс у англичан был, конечно же, в полтора раза толще, и пушки имели калибр, для русской промышленности недостижимый. Но обратной стороной монеты стали сокращение длины пояса, закрывавшего только середину ватерлинии, и совершенно неприемлемая для крейсеров скорость хода. Ну то есть первый русский крейсер (строго говоря, по тогдашней классификации являвшийся корветом) - "Генерал-Адмирал" они бы еще со скрипом догнали, а вот новый фрегат "Минин" уже нет.
После Ило необходимость наличия на крейсерах брони стала доказанным фактом. В 80-е годы главным корабельным инженером был Барнаби, и крейсера строились броненосные. Четыре бронепалубных крейсера типа "Аретьюза" протолкнуть удалось с большим трудом. При этом в скорости они не превосходили современные им броненосные крейсера типов "Уорспайт" и "Орландо". Правда, чтобы добиться от броненосных крейсеров такой скорости, приходилось жертвовать площадью брони, прикрывая ей только жизненно-важные узлы. При этом нос и корма оставались незащищенными. К чему привел такой подход в строительстве броненосцев я уже говорил. Для крейсеров это означало, что как только получили широкое распространение скорострельные орудия средних калибров, крейсера, созданные Барнаби, оказались устаревшими.
Кстати, об орудиях
В 80-е годы велись активные дискуссии о том, как размещать корабельную артиллерию. Если для броненосцев в конечном счете была выбрана линейная схема, в том, что касается крейсеров, англичане признали правоту французов, ставивших орудия ромбом: по одному в носу, корме и спонсонах. Почему так? Допустим, у нас есть четыре орудия. Если мы поставим их в линию, то в разных направлениях сможет стрелять от одного до четырех. Если разместим в двух барбетах, - от двух до четырех. Это будет означать, что противник, умело маневрируя, может находиться в зоне минимального обстрела. В эскадренном бою такое маневрирование затруднено. А вот если с каждой стороны участвует всего один-два крейсера - нисколечко. Таким образом, более маневренный крейсер может зайти в корму броненосному, получив над ним серьезное преимущество. При ромбическом размещении в четырех барбетах в любую сторону смогут стрелять ровно три орудия, и маневрирование теряет смысл.
Нужно больше крейсеров
При всех достоинствах броненосных крейсеров, у них был большой недостаток - дороговизна. Соображения, побудившие англичан отказаться от их строительства после прекращения лоббирования Барнаби, были в общем-то теми же, которые в свое время побудили их строить во множестве корабли 6-го ранга. Хороших крейсеров должо быть много. Англичане помнили Американскую войну за независимость, во время которой их маленькие фрегаты размазывались по стенке крупными и хорошо вооруженными французскими, и два раза на одни и те же грабли не наступили. Теперь в их флоте одновременно существовало три класса кораблей.
Крейсера 1-го ранга имели водоизмещение свыше 6 тысяч тонн, несли 234-мм орудия главного калибра. Это были могучие корабли, предназначенные для действий на коммуникациях и ведения широкой разведки.
Крейсера 2-го ранга имели водоизмещение 3-6 тысяч тонн и 152-мм пушки. На них возлагались задачи дозора, рекогносцировки и уничтожения торговых судов противника.
Крейсера 3-го ранга имели водоизмещение менее 3 тысяч тонн и пушки калибра 102 мм (позднее 119 мм). Они предназначались для посыльной и стационарной службы.
При этом сменивший Барнаби В. Уайт считал, что в свете развития скорострельных, дальнобойных пушек броневая палуба, прикрывающая машины от навесных попаданий, лучше скажется на живучести корабля, чем броневой пояс той же массы. Сначала основной упор был сделан на постройку крейсеров 2-го и 3-го ранга, но в связи с появлением нового стандарта эскадренных броненосцев были сформулированы требования и к крейсерам, которые должны были с ними взаимодействовать. Имеющиеся еще со времен Барнаби крейсера 1-го ранга им не удовлетворяли, и Уайт получил заказ на два типа кораблей, которыми стали крейсер 1-го ранга "Эдгар" и крейсер 2-го ранга "Аполло". Последний положил начало крупнейшей серии артиллерийских крейсеров. Всего был построен 21 корабль этого типа. "Эдгар", несмотря на свои размеры, был бронепалубным крейсером - быстроходным и хорошо вооруженным, но обладающим слабой защитой.
Битва при Ялу
Как ни странно, ущербность вновь восторжествовавшей в Англии концепции крейсера была показана в столкновении этих крейсеров друг с другом. Случилось оно на Дальнем Востоке. Дело в том, что японцы заказывали свои корабли за рубежом, преимущественно в Англии. А китайцы, здраво рассудив, что у англичан лучшие паровые машины, а у немцев лучшая броня, заказывали в Англии быстроходные крейсера, а в Германии - хорошо защищенные броненосцы. Когда началась японско-китайская война 1894-1895 годов, крейсера британской постройки оказались по разные стороны фрона. Конвоируя военные транспорты к берегам Кореи, китайский флот под началом адмирала Дин (Тинг) Жучана 17 сетнября 1894 года наткнулся на японскую эскадру, возглавляемую адмиралом Ито Сукэюки, в которую входил "летучий отряд" контр-адмирала Цубои Кодзо, состоящий из четырех новейших быстроходных крейсеров.
Китайцы заметили противника первыми и решили, пользуясь преимуществом в технике (2 броненосца и 9 крейсеров 3-го ранга, из которых три броненосных, против 7 крейсеров 2-го ранга, крейсера 3-го ранга и устаревшего казематного броненосца), быстро и решительно пустить на дно основные силы вражеского флота. Сражение началось так же, как и предыдущая баталия сходных масштабов - Лисская. Китайский флот, выстроившись полумесяцем, надвигался на японский. Корабли имели указание индивидуально сближаться с противником, атакуя с близкой дистанции. Адмирал Ито, проникнувшись изложенной выше идеологией английского судостроения, составил хитрый план, который должен был вражеское преимущество нивелировать. Японцы выстроились в кильватерную колону и пошли на центр китайского строя, где находились броненосцы. В удачно выбранный момент авангард, тот самый "летучий отряд", повернул и резко ускорился, проходя мимо броненосных кораблей противника на безопасной дистанции. Цубои охватывал правый фланг китайского строя, оставаясь вне досягаемости огня броненосцев, и обрушив на плохо защищенные корабли град фугасных снарядов. Китайские безбронные крейсера, как и следовало ожидать, получили множество попаданий, были охвачены пожарами и вынуждены выйти из боя. Тем временем крейсера японской кордебаталии повторяли маневр авангарда, находясь в досягаемости китайских орудий, но слишком далеко для результативного огня. А вот аръергард увернуться не успел, и попал под удар китайских броненосцев. Японский корвет "Хиай" получил несколько попаданий крупнокалиберными снарядами, оказался на грани гибели и спасся лишь чудом, пройдя через строй китайских кораблей. Канонерка "Агаки" попробовала спастись бегством. Она потеряла трубу и мачту, лишилась командира и оторвалась от преследовавшего ее крейсера благодаря серии удачных попаданий, вызвавших на нем пожар. Крепко досталось и штабному кораблю, для спасения которого "летучий отряд" вынужден был вернуться, обойдя китайский строй с тыла.
Основные силы япоского флота огибали противника по кругу, заходя с направлений, в которых ответный огонь был бы наименее интенсивен. Китайцы не могли организованно маневрировать, потому что сигнальный пост на флагманском броненосце был уничтожен, и не было возможности передавать приказы кораблям эскадры. Ход боя могло преломить прибытие подкрепления к китайцам. Не сложилось. Адмирал Ито, увидив, что его берут в два огня, приказал отступать. Японские крейсера благополучно проскользнули между китайскими отрядами. Используя преимущество в скорости, японцы навязали противнику свою тактику боя. Плохая координация привела к тому, что китайские броненосцы и крейсера были разделены и окружены.
Вот тут-то и оказалась зарыта собака. Прекрасно разобравшись с бронепалубными и небронированными крейсерами, японские фугасные снаряды средних калибров на большой дальности не могли нанести серьезного вреда броненосцам. А имевшиеся у них крупнокалиберные орудия были подавлены в самом начале сражения. Китайцы задыхались в дыму и непрерывно тушили пожары, но дисциплину сохраняли прекрасную, из орудий целились хорошо и сдаваться не собирались. Чтобы повысить эффективность огня, адмирал Ито решил сократить дистанцию, и тут же за это поплатился. Два двенадцатидюймовых снаряда прошили его флагман, вызывав детонацию боеприпаса на батарейной палубе, мощный взрыв и ужасный пожар, неумолимо подбирающийся к крюйт-камере. Бог в тот день определенно был на стороне японцев, ибо то, что этот пожар был в конечном счете потушен, чем-то иным объяснить трудно. В пользу озвученной версии говорит то, что другой однотипный крейсер в процессе того же маневра получил три попадания, и уцелел лишь потому, что ни один из снарядов не взорвался. Китайским кораблям, столкнувшимся с "летучим отрядом" Цубои, везло меньше, ведь им достался превосходящий в скорости и мощи вооружения противник. Крейсер немецкой постройки "Цзынъюань", исчерпав запас снарядов главного калибра, попробовал таранить флагман Цубои, в процессе чего был затоплен, его систершип "Ляйюань" сгорел до основания.
После четырех часов сражения снаряды были на исходе, а японцы, наученные попыткой сближения, не проявляли активности, что позволило броненосцам адмирала Дина прорваться к крейсерам. Видя, что китайцы восстановили централизованное управление флотом и выстроились в кильватерную колону, в то время как "летучая эскадра" отдалилась от основных сил на большое расстояние, Ито принял решение отступить на временную базу, где японцы приступили к исправлению полученных в бою повреждений.
Неочевидные выводы
Казалось бы, британские кораблестроители могли быть довольны. Их концепция бронепалубных крейсеров, выбирающих при столкновении с бронированным противникам нужную дистанцию, себя оправдала. Но англичане, как люди умные, понимали, что не все так просто. Английские крейсера участвовали в сражении с обоих сторон. Хотя японцы победили "по очкам", и вообще контролировали ход боя, китайский флот выполнил оперативную задачу, защитив транспорты. Артиллерия среднего калибра вместе с новыми фугасными снарядами оказалась выше всяких похвал... если целью выступал бронепалубный крейсер. Китайские броненосцы не получили фатальных повреждений, проведя около трех часов под очень плотным обстрелом на довольно близкой дистанции. Единственный затопленный броненосный крейсер пошел ко дну только когда оказался под сосредоточенным огнем четырех кораблей вдвое большего размера, да еще и был вынужден сократить дистанцию до предельного малой. Среднекалиберную артиллерию делало эффективным только отсутствие хорошей брони и стремление к ближнему бою.
Двумя правильными выводами были следующие: корабли, предназначенные для крейсерских операций, нельзя использовать в эскадренном бою; для применения крейсера в эскадренном бою его необходимо как следует бронировать. И в следующий период англичане вернулись к концепции броненосного крейсера. А вся бронепалубная армада была сочтена потерявшей ценность.
В последующие десять лет было развернуто массовое строительство броненосных крейсеров, первые из которых были нагруженными дополнительной броней вариантами бронепалубных, как следствие громоздкими и маломаневренными. Создать что-то адекватное удалось только существенно ограничив водоизмещение и, как следствие, вооружение. Так новый крейсер 1-го ранга "Кент" имел главный калибр 152 мм, что соответствует старым крейсерам 2-го ранга. Зато он имел большую скорость, малую для своего класса осадку и лучшую стратегическую маневренность. Поэтому крейсера типа "Кент" в Первой Мировой войне показали себя куда лучше, чем гигантские крейсера типов "Гуд Хоуп", "Дюк оф Эдинбург" и "Уорриор".