Для большинства из нас квартира - не просто квадратные метры, недвижимость, выгодное вложение капитала. Это - родной кров, где должно быть тепло, сухо, безопасно и комфортно. Однако достойное жилье, отвечающее всем общепринятым нормам, есть далеко не у всех. И если в основном Законе Российской Федерации - Конституции, в статье 40 записано, что каждый гражданин имеет право на жилище, это не означает, что это самое жилище обязательно должно быть. Права-то, разумеется, есть, а вот жилья - нет.
Некогда на уроках литературы мы изобличали несправедливость царского режима в произведении Короленко «Дети подземелья». Изменилось ли что-нибудь сегодня, в ХХI веке? Деревянный жилой фонд, который испытывали на прочность и резко-континентальный климат и зачастую неразумная эксплуатация зданий с извечными протечками труб и прочими «прелестями» жилищно-коммунального хозяйства постепенно ветшал и приходил в негодность.
Жители претерпевали пытки холодом; стены, разъеденные грибком, не спасали от сквозняков, их вечными спутниками были сырость, крысы и вечный страх оказаться погребенными под завалившейся крышей собственного дома. Статистика молчит о детях, которые получили инвалидность вследствие ненадлежащих жилищных условий, между тем их ужасающе огромное количество. Деревяшки горят одна за другой с завидной регулярностью; сотням и сотням людей иной раз в буквальном смысле негде преклонить голову, многие проживают в так называемом маневренном фонде (которого по официальным данным у нас не имеется), десятилетиями проживая в бывших школах, в тех же развалюшках, грозящих обрушением.
Государство годами абстрагировалось от нужд своих граждан. Шло время. Управление Муниципального Жилья (УМЖ) сменило вывеску, стало называться Департаментом Жилищных Отношений (ДЖО), сменялись начальники, но ответы всем очередникам, погорельцам, жителям ветхих аварийных домов и людям с исполнительными листами по судебным решениям, отписывалось, что муниципалитет не располагает возможностью предоставить благоустроенное жилье.
В конце документа, за подписью действующего в то время начальника ДЖО, будь то Минеев, Дьячковский, Ханды-Никитина или Александрова, неизменно прописывалось: «…для сведений сообщаем, что в настоящее время на учете нуждающихся в жилых помещениях состоит более 5 000 семей, первыми из которых числятся в списке 60-х годов. Строительство муниципального жилья в г. Якутске не осуществляется с 1997 года из-за отсутствия финансирования, в связи с чем очередь не продвигается». Словом, хоть тресни, хоть замерзни зимой на улице - нет денег, не строилось новых домов в Якутске, поскольку опять же - нет денег.
Новостройки - невидимки?
Между тем, Председатель Правительства РС(Я) Галина Данчикова в документе за 1 апреля 2014 года утверждала:
«…на строительство жилых помещений государственного жилищного фонда и муниципального жилищного фонда за период с 1997 года по настоящее время (01 апреля 2014 г.) сумма выделенных бюджетных средств составила 21 миллиард, 938 361,13 тысяч рублей, в том числе из бюджета Российской Федерации - 7 млрд 677 619,14 тыс. рублей, из бюджета Республики Саха (Якутия) - 14 млрд. 260 741,96 тыс. рублей».
Может, это была такая неловкая первоапрельская шутка? Вряд ли, поскольку документ был представлен в ведомство куда как серьезное - следователю по особо важным делам Следственного отдела по г. Якутску М.Н.Петрову. Это закрытая информация, вы вряд ли найдете ее в отчете Председателя правительства, или в докладе министра по строительству, поскольку цифры в ответе рисуют картину всеобщего благоденствия, где в принципе не может быть такого понятия как, допустим, ветхое и аварийное жилье, а все нуждающиеся граждане, включая погорельцев и жителей ветхих и аварийных домов, давно должны были получить квартиры за счет государства. Или без малого 22 миллиарда вам кажутся незначительной денежкой, чтобы обеспечить жильем все нуждающиеся категории граждан?
Но вернемся к ответу Данчиковой:
«…в период с 1998 года и с участием средств федерального бюджета, республиканского, а также местного бюджетов на территории республики построено всего 953 многоквартирных жилых дома, в том числе на территории г. Якутск -121 дом, г. Мирный - 5, г. Нерюнгри - 5, г. Алдан - 6, г. Ленск - 9, г. Олекминск - 11… Всего за период действия программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в 2010-2012 годах переселено 10 тысяч 230 граждан и ликвидировано 101,9 тысяч кв. м. ветхого и аварийного жилищного фонда…».
Можно, конечно, принять на веру столь оптимистичное заявление, начать рукоплескать и петь дифирамбы правительству, которое так заботится о благе граждан. Ура! Ура?! Впрочем, если попробовать разобраться, то, по сути, заявление Председателя Правительства абсурдно.
Условно согласимся, что в ближайшие годы более 10 тысяч граждан во всей республике отметили новоселье (не считая тех, кто купил жилье на собственные средства). Из 953 вычитаем 157 домов, которые уже перечислены Галиной Иннокентьевной, не берем в расчет и перечисленные районы. Остается 796 домов, якобы выстроенные в 26 районах республики. То есть в Анабарском, Сунтарском, Вилюйском и в прочих, не перечисленных районах было выстроено в среднем по 30 многоквартирных жилых дома. Вы их видели? С абсолютной точностью можно заявлять, что их не видел никто. В одном только Вилюйском районе, допустим, в этом году по Программе переселения из ветхого и аварийного жилья, утвержденная сумма субсидий составила 234,5 млн на строительство 96 квартир. Вот на фига, если там в свое время домов было «выстроено» столько, что, если следовать логике Данчиковой хватило бы на то, чтобы расселить в квартиры вообще всех жителей Вилюйского района, включая и тех, кто в принципе не нуждается в улучшении жилищных условий?
По перечисленным домам также накопились вопросы. Недавно все СМИ с большим воодушевлением писали и вещали о том, что в Нерюнгри впервые за много лет, 17 апреля 2015 года введен в эксплуатацию жилой многоэтажный дом, следом за ним, 4 июля новоселы получили ключи от квартир в следующем доме. Однако ответ Данчиковой датирован годом раньше, когда эти два дома еще не были введены в эксплуатацию. О каких пяти домах идет речь в ее ответе?
Где стоят многоквартирные жилые дома в Якутске, в которых счастливые обладатели квартир никогда не оплачивали изнурительную ипотеку, или хотя бы воспользовались значительными льготами при приобретении жилья в количестве 121 дом? Где?! Никто и никогда не предоставит акты введения их в эксплуатацию, никто и никогда не увидит пофамильных списков: кто, когда и за какие средства был в них вселен. Правительству удобно прикрываться как фиговым листком Законом о персональных данных. Но как можно узреть ущемление прав в том, чем можно гордиться? Выходит, гордиться нечем? И чем объяснить такое расхождение в ответах разных ветвей власти, где из одного ответа вытекает, что дома не строились из-за отсутствия финансирования, а из другого, что на бюджетные средства построено 953 многоквартирных жилых дома?
Данчикова, которая, видит жизнь из окна кабинета или служебной машины, можно предположить, искренно верит в предоставляемые цифры, под которыми подписывается. И дома за бюджетные средства действительно строились. Только народ здесь совсем ни при чем.
Если мы обратимся к документу: «Закону Республики Саха (Якутия) от 07.12.2005 290-З № 585 - о внесении изменений и дополнений в государственный бюджет РС(Я) на 2005 год», то увидим, что на жилищное строительство только в один, 2005 год была выделена нехилая денежка.
На софинансирование Федеральной целевой программы «Жилище» по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» было выделено 50 млн рублей.
На софинансирование ФЦП подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда» - 111 млн 682 000, в том числе 104 с лишком миллионов ушло на строительство 144-квартирного жилого дома в квартале 36.
На снос и расселение ветхих и аварийных домов в градостроительных целях было выделено 7 млн. Строительство жилья в сельской местности - 29 миллионов.
На строительство жилого комплекса на 170 квартир для профессорско-преподавательского состава ЯГУ в квартале 66 - для участников 1 очереди, на строительство 76 квартир - 18 млн 200 тысяч рублей и 2 очереди, на строительство 90 квартир - 19 млн 303 тысячи рублей. Плюс 20 млн было потрачено на инженерное обеспечение данного дома.
Думается, что с тех пор квартирный вопрос, который испортил не только москвичей, у преподавателей ЯГУ должен был отпасть сам собой, однако лично знаю преподавателя теперь уже СВФУ, который трудится в учебном заведении еще со времен ЯГУ, задолго до 2005 года и кочует вместе с семьей по съемным углам. (Авт.)
534 миллиона из Государственного бюджета ушло на завершение объектов, профинансированных в 2002-2004 г.г. через ГУП «Комдрагмет РС(Я).
А также на финансирование строительства ряда жилых многоквартирных домов в квартале 36 Бюджетом выделены разные суммы от 54 с лишком до 98 миллионов рублей.
В общей сумме на жилищное строительство в 2005 году было выделено ни много ни мало - 1 млрд 283 млн 313 тысячи рублей.
И это только за один, 2005 год.
«Шалости» с бюджетом
Основную часть республиканского бюджета составляют наши с вами налоги, а потому, когда кучка государственных мужей начинает «пилить» бюджетные средства, это означает, что они залезли и в наш с вами карман.
Ну, так все же, где наши деньги? А иначе, как можно изловчиться и отхватить добрый кусман от бюджетного пирога, да так, чтобы комар носа не подточил?
Для этого можно разработать хитрую схему, предваряя ее распоряжением, к примеру, таким: «Об обеспечении жильем работников бюджетной сферы и утверждении Положения о порядке оплаты стоимости квартир в жилых домах, строящихся в 2005 году в городе Якутске по схеме субсидирования процентных ставок привлеченных банковских кредитов». Так вот, в распоряжении №184-р с длинным названием, за подписью Председателя Правительства Е. Борисова, говорится о том, что сей документ издан «…В соответствии с Законом РС(Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)», республиканской целевой программой «Жилище» на 2004-2006 годы и в целях обеспечения жильем работников бюджетной сферы…»
А что, дело действительно нужное. Врачам, учителям, деятелям культуры, словом, работникам бюджетных учреждений, имеющих фиксированную заработную плату сложно улучшить свои жилищные условия без государственной поддержки, Программа «Жилище» - им в помощь! Словом, спасибо правительству за наше счастливое… Впрочем, благодарить мы погодим, потому как завсегда успеем. Давайте сначала разберемся с Распоряжением, в котором Председатель Правительства предписывает:
«Назначить ГУ «Служба государственного заказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия)» заказчиком-застройщиком по строительству 90-квартирного жилого дома в 66 квартале, 102-квартирного дома в квартале 66, 92-квартирного жилого дома в 36 квартале и инвестором по строительству 17 квартир в 100-квартирном жилом доме в 36 квартале (Нордхауз)».
Начнем с того, что ГУ «Служба госзаказчика при Правительстве РС(Я)» - организация некоммерческая, не обладающая правом собственника. Не может у нее быть ни мощностей, ни, собственно, прав на строительство. Но хозяин - барин, сказал «назначить», значит, назначили.
Далее:
«…Назначить ОАО «Домостроительный комбинат» (Берш А.А.) заказчиком- застройщиком по строительству 102-квартирного жилого дома в 128 квартале».
Никого, кстати, не смущает, что застройщик НАЗНАЧАЕТСЯ, а не проходит сложную процедуру тендеров, конкурсного отбора, ну, хотя бы для вида?
Далее Егор Борисов указывает министру финансов, Айсену Николаеву, изыскать источник дополнительного финансирования субсидирования процентных ставок привлеченных банковских кредитов; министерствам и ведомствам - обеспечить своевременное предоставление списков кредитоспособных сотрудников в АКБ «Алмазэргиэнбанк», а АКБ - обеспечить кредитование покупателей квартир в строящихся жилых домах Якутска.
Седьмой пункт Распоряжения гласил:
«ГУ «Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я) заключить депозитный договор с АКБ «Алмазэргиэнбанк» под 4% годовых сроком на пять лет на сумму 88 691,3 тысяч рублей из средств , предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2005 год» на субсидирование процентных ставок банковских кредитов и на сумму 6 232,414 тыс. рублей из дополнительных средств…»
То есть, грубо говоря, из республиканского бюджета закачали в коммерческий, по сути, частный банк без малого 89 миллионов рублей. Это при том, что федеральными, как и республиканскими законами не предусмотрено размещение бюджетных средств на депозитный счет банков, если они не являются структурными подразделениями Центрального банка России.
Как известно, бюджет формируется на один год, средства же были заложены на пять лет. Очевидно, расчет был на то, что через пять лет никто не будет вспоминать, что там случилось пять лет назад и куда деньги «сделали ноги» из бюджета 2005 года. В идеале размещенные на депозитный счет деньги из республиканской казны и полученные по ним проценты должны были возвращаться в бюджет, с ежегодным же отчетом об их использовании. Однако, как и ожидалось, о них благополучно забыли. Через пять лет они в бюджет не вернулись, как не вернулись и по сей день. Как следует из ответа министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Кузаковой от 21.01. 2015 года «…В ГУ «Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я)» средства от продажи квартир не поступали в соответствии с принятым механизмом вышеуказанной подпрограммы».
Как же ими распорядились? Об этом - в «Положении о порядке оплаты стоимости квартир в жилых домах, строящихся в 2005 году в г. Якутске по схеме субсидирования процентных ставок привлеченных банковских кредитов».
Как сказано в пункте 1.1. «Основной задачей Положения является обеспечение жильем работников бюджетной сферы, министерств и ведомств, с привлечением средств бюджета республики, населения и кредитов банка…» Поможем всем миром, как говорится, но в том, что основной задачей во главу угла ставилась помощь работникам бюджетной сферы, приходится очень и очень сомневаться.
Итак, функции заказчика-инвестора по строительству в части размещения и управления бюджетными средствами были возложены на ГУ «Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я)». Далее из Положения мы видим, что квартиры предоставляются на возмездной основе, на условиях 100% оплаты стоимости строительства квартир. Покупатели заключают договор купли-продажи с Заказчиком, оплачивают первоначальный взнос в размере 35% от стоимости приобретаемой квартиры. На оставшуюся часть - 65%, Банк предоставляет покупателям кредит под 12 % годовых, и они оплачивают его в течение пяти лет. После заключения кредитного договора Банк в двухдневный срок перечисляет средства на счет заказчика. Погашение кредитных ставок по кредитам Покупателей квартир осуществляется банком с депозитного вклада Заказчика, начиная с первого месяца и до полного использования бюджетных средств.
Как же распределились квоты в жилых домах, строящихся в 2005 году? Кроме министерств: здравоохранения и образования, а также двух головных вузов - ЯГУ и ЯГСХА, что вполне логично, шесть квартир, к примеру, получили работники прокуратуры. Прокуратура, как известно, федеральная структура, потому, вроде бы как печься о благополучии работников этого ведомства и должны федералы. Квартиры же, выделенные сотрудникам ока государева, вообще не лезут ни в какие ворота, поскольку лица, замещающие государственные должности Российской Федерации не вправе получать в связи с выполнением служебных обязанностей ссуды или иное денежное вознаграждение, услуги и подарки от физических или юридических лиц.
Таким образом, шесть прокуроров Республики Саха (Якутия) получили завуалированную взятку в виде ссуды на приобретение квартир от ненадлежащего лица, и денежное вознаграждение в виде погашения процентов за кредит от ненадлежащего продавца.
Под благовидным соусом «обеспечение жильем работников бюджетной сферы» две квартиры получили сотрудники АКБ «Алмазэргиэнбанк», а также несколько физических лиц, не имеющих отношения к бюджетной сфере. Последним квартиры были предоставлены по поручениям Председателя Правительства РС(Я), его заместителя и Вице-Президента РС(Я) на основании личных заявлений. Кроме этого 42 квартиры опять же «ушли налево», появившись в загадочной графе: «Резерв правительства».
Интересно, куда и на что правительство зарезервировало квартиры? Ну, к примеру, двум, очевидно, очень бедным главам улусов. Квартирки, кроме прочих других также отломились опять же «нищенствующим» бюджетникам - А.Н. Скрыбыкину и В.В. Ракитину. А как же, спросите вы, люди самых благородных профессий - врачи, учителя, люди несущие в массы культуру и прочие, действительные работники бюджетных сфер, а также погорельцы, жители ветхих и аварийных домов; что с людьми, у которых судебные решения по предоставлению жилья не исполнялись годами? Ой, да при чем они здесь вообще? Тут кучка людей блюла свои, отнюдь не общественные интересы.
Судя по тому, что распоряжение Председателя Правительства не предварялось никакими постановлениями, Егор Афанасьевич распорядился бюджетными средствами единолично, нигде, вопреки закону, оно не было опубликовано.
Как нам удалось выяснить, не всем участникам схемы квартиры были предоставлены «на возмездной основе на условиях 100% оплаты стоимости строительства квартир», некоторым они достались абсолютно бесплатно. Бюджетники же, те, кому действительно требовалась государственная поддержка, ее вряд ли ощутили, полностью расплатившись в течение пяти лет за свое жилье. С таким же успехом они могли самостоятельно приобрести жилье без помпезных речей о целевых программах и заботе правительства. Несколько десятков миллионов рублей из бюджета республики оказались просто вознаграждением коммерческому банку, увеличившему капитал за счет республиканского бюджета.
Бюджет как часть бизнеса
Только в Якутске по официальным данным насчитывается 277 неисполненных решений судов по предоставлению жилья. Кто в ответе за детей, ставших инвалидами вследствие нечеловеческих жилищных условий? За неприкаянную старость? За горящие двухэтажки? За геноцид народа?
Жилищная реформа, семимильными шагами идущая по стране, несколько снизила остроту проблемы; многие, годами ждущие новоселья как самого большого чуда, получили комфортабельное благоустроенное жилье по жилищной Программе «Переселение из ветхого и аварийного жилья». Тем не менее, кто сказал, что и сегодня на федеральных «программных» денежках нельзя погреть руки?
Можно ли молчать, когда слуги народа занимаются бизнесом? Вы не согласны? Расставление послушных шахматных фигурок на политическом поле, распределение бюджетных средств, целевое назначение которых - попасть в определенный карман - тот же бизнес. Только крупнее, нахрапистее и, как показывает время и опыт, гораздо безопаснее. Что ж, будем молчать дальше?
Виктория ГАБЫШЕВА, РОО «БАТАС». Опубликовано в газете “
Вести Якутии“
http://www.yktimes.ru/glavnoe/v-yakutii-propali-796-domov-postroennyih-na-byudzhetnyie-dengi/