Тима и Коля: Анна Константиновна, а это правда что вам нравятся хамоватые ученики?
А.К.: Мне нравятся умные, а они, как правило, хамоватые.
Анна Константиновна - это наша школьная учительница литературы. Офигенная учительница. У нее была очень оригинальная методика обучения... Но самое главное, самое главное, то за что мы ее все любили, это то что она к нам относилась по-человечески, как к личностям. В чем-то даже на равных. То есть она интересовалась нашим мнением, она говорила нам вещи, которые вовсе не должен говорить учитель ученикам... она видела в нас не тупую массу, в которую надо влить знания и натренировать реакцию, а отдельных людей, с собственными взглядами, собствеными мнениями и проблемами..., людей, с которыми можно поговорить... а это, кстати, очень не мало для учащихся средней школы.
Ей нравилось общаться с детьми... Именно общаться, не учить... а общаться. С ней можно было пройтись из школы и просто поговорить...
Поговорить... Вообще я не был никогда особо разговорчивым, особо мне плохо давалось разговаривать со старшими, я всегда боялся сказать что-то не то, показаться невежливым, неправильным итд. Ей, конечно, было тяжело со мной, а мне с ней. Хотя, разумеется, в общении с ней я мог себе позволить куда больше, чем вобщении с другими учителями.
Другое дело - мой школьный друг Тима (aka Zloader)... его никогда особо не беспоколи правила приличия, церемонии и мнения окружающих) Он говорил все что думал и когда думал) Его не волновало, что перебивать страших не хорошо, его он не думал, что ошибка может быть не на доске, а у него в тетради или в голове... Но А.К. с Тимой было проще, это было хорошо видно. Он не стеснялся проявлять инициативу, говорить все что думает, с ним конечно было проще общаться... он не зажимался, он говорил...
Но при этом, кстати, его на дух не переносила наша классная, довольно консервативная женщина. "Хамоватого" Тиму она считала откровенным хамом и выскочкой. При этом как раз очень любила скромного и педантичного мну).
В чем-то я завидовал Тиме, завидовал его смелости в общении с преподавателями, ревновал его к А.К....
Кстати, при всех этих почти приятельских отношениях, А.К. никогда не стеснялась ставить двойки и выгонять из класса... Вообще она была довольно требовательным преподавателем. Ее, кстати, потом на наших глазах уволили... Видимо, как раз за свободомыслие, хотя черт там разберет...
Итак. Субординация. Старший - всегда прав. Со старшими не спорь, замечания страшим не делай, не перебивай, в разговоры не влезай и вообще веди себя хорошо. - так меня учила мама. Правильно, наверное, учила. Я никого не перебивал... да и вообще очень часто боялся сказать лишнее слово перед этими "старшими". Был примерным мальчиком и все такое.
А последнее время пробую себя в роли "старшего". И скажу я вам, тяжело быть старшим, которого никто не перебивает, с которым никто не спорит, с которым все стараются поменьше разговаривать и побыстрее от него свалить. Это довольно тяжело как минимум потому что можно вещать откровенную чушь и никто не попытается тебя остановить и поправить. А еще очень трудно говорить, когда нет обратной связи... когда даже по глазам не видно понимает ли что-нибудь собеседник...
А это я все к чему... а это я все к тому, что начинаю все больше понимать А.К., что мне тоже как и А.К. очень нравится и хочется ОБЩАТЬСЯ со студентами. Оно конечно немудрено, - разница в возрасте 3-4 года, но тем не менее. Сначала я думал что это удовлетворение чувства собственного превосходства. Но чем меньше я ощущаю собственное превосходство - тем проще общаться. Чем меньше студент меня боится - тем проще с ним. Чем более человек непосредственен - тем проще с ним.
Потому что чем свободнее чувствует себя мой собеседник - тем свободнее чувствую себя я сам. Чем меньше собеседник соблюдает эту самую "субординацию" тем меньше ее могу соблюдать я. Тем больше я могу рассчитывать на искренность, на "обратную связь", и тем проще найти взаимопонимание.
Когда студент не боится перебить и задать вопрос - для него это полученные знания. Для меня это корректировка способа изложения и как итог - саморазвитие.
Кроме того, это позволяет более полно ощутить собственную полезность. Что я не просто дрючу их отчетами, а дейсвительно чем-то им полезен... по крайней мере мне так кажется.
И конечно чем более неформальная обстановка - тем меньше страх совершить ошибку и для меня и для остальных.
Еще, конечно, есть проблема, что студенты стесняются друг друга... Я вот часто боялся не только, что преподаватель решит что я тупой, но и что остальные решат, что я тупой... Но в каком-то смысле некоторый налет неформальности в взаимоотношения студент-учитель решает и эту проблему.
В начале нашей педагогической деятельности Е.Е. велел, чтоб никаких Коль и Сереж, а исключительно Николай Николаевич и Сергей Александрович и чтоб никакого панибратства. Без подобного наставления я бы врядли представился Николай Николаевичем. "Николай Николаевич" меня до сих пор немного выбивает из тарелки. Не ощущаю я себя "Николай Николаевичем", в конечном счете я всео лишь студент 5го курса.
Но вообще, я довольно косо смотрю на людей, субординацию не соблюдающих. Когда мне студент протягивает руку чтоб поздароваться - для меня это в каком-то смысле оскорбление. Я старше и про возрасту и по званию - руки здесь протягиваю я и тому, кому считаю нужным я.
Восприятие общественного статуса все же глубоко сидит в моей голове.
Однажды, на факультативе по литературе, не помню уже после чего, А.К. кого-то выгнала за дверь. А потом,видимо посмотрев на мое лицо, спросила у меня, считаю ли я, что она должна была поступить иначе. Я ответил: "Нет, но мое мнение о вас понизилось". На что она ответила: "Собираешь вещи и идешь домой, своей сестре будешь говорить такое ".