Концептуальные проблемы

Apr 09, 2010 12:11

Я внимательно рассмотрел проект КОНЦЕПЦИИ государственной антинаркотической политики РФ и составил ряд замечаний и предложений по документу.



Вообще такое подозрение, что проекты столь серьезных документов "ляпают на коленке" далеко не профессионалы... (или профессионалы в чем-то другом!) Возможно - в юриспруденции. Но разве может просто юрист с базовым образованием готовить документы по специализированной теме - особенно по такой комплексной, где сплетены и вопросы охраны здоровья и вопросы уголовного права, и экономические моменты, и этические проблемы...

Даю цитаты в кавычках и комментарии - без них.

- "Из-за организационно-правовой неурегулированности действующая система учета потребителей наркотиков, основанная на принципах добровольности и анонимности лечения, не отражает реального положения дел."

* Система учета больных граждан в здравоохранении основывается на ФЗ, предусматривающем в полной мере охрану прав пациентов. Считаем, что это является основополагающим демократическим принципом. Или очень хочется отменить неудобные принципы???

- "В связи с несовершенством учета потребителей наркотиков не существует объективной системы учета смертности, связанной напрямую или косвенно с потреблением наркотиков."

* Смертность, связанная с потреблением наркотиков фиксируется на основании патологоанатомического исследования и выявления наркотических веществ в организме при химико-аналитическом исследовании материалов, а не на сведениях об учетности. При этом больные, состоящие на учете как потребители наркотиков, погибают зачастую от множества различных причин, не связанных с наркотиками.
Если потребовать выявления ВСЕХ случаев смерти, связанных (и прямо и косвенно) с наркотиками - то так и будут делать! Сейчас много летальных случаев проходят "мимо" по многим причинам.

- "По этой причине, а также из-за отсутствия действенной системы исследования и оценки наркоситуации заинтересованные федеральные органы исполнительной власти а не располагают реальными данными о распространенности наркомании, емкости наркорынка, источниках нелегальных доходов."

* Оценка реальной наркоситуации проводится путем сочетанного использования различных социологических, экспертных, клинико-статистических и других научных подходов. Улучшение выявления и учета наркопотребителей должно служить не столько приближению статистических данных к реальным показателям, сколько совершенствованию лечебной и профилактической работы с этими лицами.
Не думаете ли вы, что медицина существует только ради сбора информации о емкости наркорынка??? И вообще - должна ли быть у медицины такая цель? Или это будет уже не медицина, а что?

- "Правовой основой борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров являются: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов антинаркотической деятельности."

* Следует добавить - Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Поразительная забывчивость!

- "Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков, основываются на принципах открытости, конкретности, упреждающего воздействия, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности, опоры на поддержку общества…"

* следует добавить -
и проводятся с соблюдением прав и свобод граждан РФ. Упц.. снова забыли))

* Кроме того, в число субъектов антинаркотической деятельности не включен ряд государственных структур, имеющих отношение к этой теме - таких как Министерство юстиции РФ (работа с осужденными лицами), Министерство обороны РФ (работа с призывниками и военнослужащими), Министерство образования РФ (профилактическая деятельность) и некоторые другие, имеющие свою сферу компетенции.
Снова забывчивость???

- "… создание центров психолого-педагогической диагностики, направленной на своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потреблению."

* Психолого-педагогическая деятельность не может быть основой для процесса выявления потребителей наркотиков - а только лишь для определения условной «группы риска», в которой может быть повышенная склонность к определенному поведению.
Неплохо бы почитать ФЗ "О наркотических веществах и психотропных средствах", где описан порядок выявления потребителей и государственные органы, имеющие на это право.

- "…организация и проведение мероприятий, направленных на формирование у незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их употреблению, мотивации к лечению и реабилитации"

* Следует добавить после -
«Обеспечение доступной специализированной лечебно-профилактической и реабилитационной помощи надлежащего качества больным наркоманией в государственных учреждениях здравоохранения». А иначе - какой смысл мотивировать человека на лечение, если это лечение будет недоступным - по стоимости или другим причинам!

- "При этом диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация…"

* Чисто юридические моменты!!! Необходимо точное раскрытие понятия «консультирование» и его отличия от понятия «диагностика» и «обследование», а так же возможность проведения негосударственными системами здравоохранения этих мероприятий без оказания должной медицинской помощи - то есть лечения больных наркоманией.
Считаем, что нужно расширить данный пункт, отразив другие (не только наркологическую) виды помощи больным наркоманией, которые могут заключаться в оказании реанимационной помощи, в лечении сопутствующих заболеваний и осложнений наркомании и др.

- "Рассмотрение противоречий системы межбюджетных взаимоотношений различных уровней власти",...

* ...занимающее большую часть пункта о медицинской помощи - не может быть предметом данного документа, поскольку не дают никакого ни тактического, ни стратегического направления. И касаются вопросов экономики и административного управления.

- "Меры по осуществлению медико-социальной реабилитации больных наркоманией. "

* Наименование данного пункта и его содержание ограничено оказанием помощи в системе здравоохранения. Известно, что кроме медико-социальной, имеет место чисто социальная реабилитация, педагогическая, трудовая, духовная (основанная на религиозных учениях), и соответствующие реабилитационные центры, не являющиеся учреждениями здравоохранения и не подлежащие по ныне действующему законодательству лицензированию.

- "…усиление ответственности родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних за ненадлежащее воспитание детей, за противодействие принудительному лечению в наркологических учреждениях, за воспрепятствование обязательному прохождению программ медико-социальной реабилитации."

* Принудительного лечения наркомании в РФ нет. О чем речь- то??? Или составители плохо ориентируются в современной ситуации? И что это за обязательная реабилитация? Ни такого термина, ни понятия, ни законодательно закрепленного акта - в природе не существует!

"…введение порядка обязательной постановки на наркологический учет лиц, потребляющих наркотические средства без назначения врача."

* Данный пункт отменяет любые варианты анонимного лечения и получения помощи в негосударственных учреждениях, когда пациенты обращаются, именно ориентируясь на условие анонимности!
Кроме того, существует значительная группа тяжело больных людей, у которых развилась так называемая ятрогенная наркомания - то есть зависимость возникла в результате выполнения назначений врача при оказании медицинской помощи на совершенно законных основаниях. Каким образом работать с этой категорией лиц - законодательство в настоящее время не дает никаких пояснений.

* Нужно сказать, что Концепция не дает никаких перспективных наработок в отношении давно накопившихся актуальных вопросов наркологии, которые мы излагаем ниже.

Необходимо создание эффективной системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, включая следующие направления (в настоящее время отсутствуют законодательные основания для такой работы):

1. Систематические проверки отдельных категорий работников вредных и опасных производственных предприятий на наличие наркотиков в организме (например - в энергетике, химической промышленности, в стратегических отраслях).
Вообще - этот вопрос на Западе немедленно бы уперся в возражение отраслевых профсоюзов!
2. Проработать вопрос о возможности и путях выявления наркопотребителей в среде студенческой молодежи, в том числе с использованием экспресс-тестирования.
Неплохо согласовать эту возможность с позициями по охране прав граждан. Очень много опасений по возникновению почвы для произвола администрации ВУЗов.
3. Работа по контролю за состоянием здоровья учащихся школ, включая выявление косвенных признаков употребления наркотиков и выборочное экспресс-тестирование с разрешения родителей.
Здесь проще - необходимо разрешение родителей, а у более старших - собственное согласие.
4. Внедрить постоянное проведение экспресс-тестирование на наркотики в ходе медицинских осмотров при проведении приписки и призывников в военных комиссариатах с обеспечением расходным материалом. А вы думали, что это уже делается? Неееет!
5. Активизировать работу по целенаправленному выявлению среди нарушителей административного кодекса лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, силами дорожно-патрульной службы ГИБДД и патрульно-постовой службы УВД.

Нужно четкое определение понятий «наркологическая экспертиза» и «медицинское освидетельствование», которые фигурируют в разных законодательных актах, неся при этом различную смысловую нагрузку.
В ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» под освидетельствованием понимается и установление диагноза «наркомания» и установление факта употребления наркотика.
В приказе Минздрава РФ «Об организации лицензирования медицинской деятельности» есть понятие «экспертиза наркологическая» и «медицинское (наркологическое) освидетельствование, существует и понятие «судебно-наркологическая экспертиза».

Существуют серьезные проблемы, связанные с обязательным освидетельствованием для установления наркотического опьянения, наркологического диагноза и принудительного лечения.

В настоящее время законодательство дает право проводить медицинское освидетельствование для установления факта употребления наркотиков, но не обязывает правоохранительные органы, лишь указывает порядок направления. Между тем без такого освидетельствования невозможно подтвердить факт незаконного потребления наркотиков и принять соответствующие меры административного характера.
К сожалению, порядок такого освидетельствования регламентируется документами Минздрава 1988 года и не соответствует современным условиям.

Освидетельствование с целью установления диагноза «наркомания» при отсутствии правонарушений уголовного характера, предусматривающих назначение обязательного лечения по решению суда, не имеет правовых оснований. Целью такого освидетельствования может быть лишь только дальнейшее решение вопросов медицинского характера - назначение лечения, направления в стационар или на реабилитацию.

Существующее обязательное лечение по решению суда не работает по объективным причинам. Резкое снижение числа случаев судебно-наркологической экспертизы свидетельствует о явной незаинтересованности и следственных и судебных органов в постановке вопроса о лечении.

Считаем необходимым введение реальной альтернативы наркологическим больным, совершившим преступления - предоставление возможности в зависимости от степени наказания, предполагаемого конкретной статьей УК РФ - выбрать помещение в реабилитационный центр с ограничительным режимом на соответствующий срок, стационарное, полустационарное или амбулаторное лечение с последующей реабилитацией.
Эти виды лечения должны четко регламентироваться судом, включая сроки проведения, а их исполнение контролироваться сотрудниками управлений исполнения наказаний.

В настоящее время факт обращения в наркоучреждение по-прежнему несет негативный социальный оттенок, связанный с устоявшимся общественным мнением. В итоге это препятствует своевременному обращению за помощью, вынуждает больных искать другие варианты, при этом, оказываясь в руках непрофессионалов или частнопрактикующих врачей, не обладающих всем спектром возможностей, тратить лишние средства, получая лишь одноразовую малоэффективную помощь.

Имеющиеся ограничения в профессиональной деятельности требуют пересмотра и сокращения списка противопоказаний, как в плане видов работ, так и в плане наркологического диагноза. В том числе и с позиций социальной справедливости - значительная часть населения, не обращающаяся за наркологической помощью, имея уже запущенные формы заболевания, формально ничем не ограничена в своей профпригодности. Другая часть - сохранные перспективные пациенты, сознательно приступившие к лечению с твердыми установками на положительный эффект, зачастую имеют существенные для них ограничения. Ни факт обращения за помощью, ни факт «учетности» по существующим правилам, не могут быть основаниями для каких-либо социально-правовых ограничений. Этим основанием может служить только определенный наркологический диагноз, включающий стадию, форму течения, прогредиентность, выраженность соматоневрологических и психический осложнений и текущее состояние больного.

Другой путь - это разработка и утверждение нового порядка диспансеризации в наркологии.

В здравоохранении сейчас нет современных нормативных документов, регламентирующих реабилитационные процесс: вопросы трудотерапии, вопросы длительного пребывания в реабилитационном центре, вопросы временной утраты трудоспособности на период реабилитации. Это так же требует законодательной проработки.

Давно назрела необходимость в изменении регистрации учета и наблюдения наркологических больных и изменения в действующие формы статистического учета. Считаем, что целесообразно ввести две группы потоков наркологических больных - диспансерную группу и группу консультативного наблюдения.

В связи с широким кругом государственных и не государственных субъектов антинаркотической профилактики, требуется четкое определение одного государственного органа, наделенного контролирующими и организующими эту деятельность функциями, включая обязательную экспертную оценку любых профилактических программ для населения.

Необходимо устранить различие в подходах к несовершеннолетним потребителям наркотиков и других веществ: в настоящее время Федеральным законом №151-ФЗ от 1.12.2004 г. «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» возраст граждан, требующий их согласия на медицинское вмешательство, для лиц, употребляющих наркотики повышен до 16 лет, но значительно более распространенной и не менее тяжелой проблемой является и пьянство и токсикомания несовершеннолетних. Поэтому считаем нужным расширить возрастной предел и для потребителей токсических веществ, и для несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем.

Вот такие Концептуальные проблемы....

Написано 4 августа 2009 года.

Есть еще один концептуальный документ, более свежий, но так же не выдерживающий критики.

наркотики, статьи, политика, вопросы, медицина, наркология

Previous post Next post
Up