Изощренная изворотливость страхов

Aug 21, 2012 12:56

Девочка жалуется на страх публичных выступлений.
Казалось бы - дело обычное: вот публика, вот сцена - поднимайся на нее, взгляни в зал - и получи свою порцию страха! И все зависит чаще всего от количества зрителей, когда четко выполняется известный философский закон диалектики: переход количества в качество. Когда ты один - никаких страхов, когда тет-а-тет - все тип-топ, когда втроем - прекрасная классическая компания, четверо - вполне, пятеро - возникают сомнения, глаза разбегаются, шестеро - вполне законно начинать волноваться, семеро - "я лучше постою в сторонке"... Не знаю, имеет ли значение в этих случаях фобии - своеобразная магия числа 7. Или больше надо искать проблем в психофизиологии: человек удерживает в поле своего внимания не более 7 объектов... Реальность такова - если 7 и более, то кто-то всегда остается без внимания (читаем - без контроля!). Пожалуй, часто страх перед публикой - это страх потерять контроль над людьми. Потеря контроля делает ситуацию непредсказуемой и независимой от меня. Если предсказуемость, зависимость и контроль крайне важны, то человек не рискует их потерей, поэтому скорее предпочитает отказаться от публичных выступлений, чем потерять контроль.
Так в чем необычность?
Девочка уже 11 лет выступает на сцене в танцевальном коллективе. Никакого страха ни перед, ни во время, ни после!
Страх начинается, когда нужно выйти в одиночестве, да еще и взять микрофон и что-то в него произнести.
Тут мне кажется, что рассуждения про потерю контроля вполне уместны: девочка в танцевальной группе делит личную ответственность с другими, поэтому может спокойно находиться в иллюзии того, что именно группа осуществляет контроль над происходящим и над зрительным залом. Иллюзия вполне реальна, возможно она грамотно поддерживается и педагогом, который создал отдельное самостоятельное образование, живущее своей собственной жизнью, имеющее свои функции под именем этого танцевального коллектива. И тогда отдельные "Я" растворяются в сильном и крепком "Мы". Определенно заслуга педагога.
Думаю, что точно такие же эффекты возможны в хоре.
Нечто похожее замечено в школьных классах: огромная разница в эмоциональных затратах между ответом "С места" и ответом "У доски". В одном случае ты един с группой, являешься ее членом и несешь все ее признаки, в другом - тебя разъединяют, выделяют и более того - противопоставляют собственной группе, поворачивая к ним лицом.
Так что решение мне видится либо в работе над проблемой чрезмерного контроля, которая может упираться в разные другие страхи, либо в поиске внешней поддержки и организации внутренней самоподдержки.

страхи, фобия, страх, психотерапия, психология

Previous post Next post
Up