О границе

May 15, 2010 23:54

На самом деле - ничего о пограничниках и заграничье!
Речь о том, что человек живет в определенных условиях, в определенной среде и в определенных взаимоотношениях в определенное время. То есть - в определенных координатах - как и всё сущее! Невозможно существование вне пространства и вне времени - то есть за пределами каких-то координат. Общие пространственно-временные координаты для всего человечества едины. А вот частные - существенно отличаются. Человек начала 20 века - доисторический человек - сегодняшний человек. Всё это люди - но на разных отрезках временной координаты - и этим они радикально отличаются. Люди, населяющие Аляску - жители острова в Индонезии - или население моего города - пространство резко разделяет этих людей и условия их жизни. Это очевидности, которые бессмысленно отрицать.
Новый человек появляется в уже готовой системе координат - в определенное время, в определенном месте. Возможно, первый крик младенца и возвещает о его категорическом несогласии с временем и местом - но деваться ему некуда - кроме как родиться сейчас! Так что человеку приходится приноравливаться - в том числе к своей матери!
Здесь появляется еще одна координата - другие люди - и взаимоотношения. Сначала только мама - которую тоже не выбирают - скандаль не скандаль - а придет именно она - и даст грудь!
С течением времени (по оси времени) - расширяется освоенное пространство - выходя за пределы люльки. И появляются в человеческих координатах добавочные члены - отцы (то есть отец - один!). С этим тоже не поспоришь - тут как с грудью - какую мать даст - ту и соси! Какого папу привела - к тому и привыкай!
Затем - бабушки-дедушки-тетки-дядьки-другие дети разных возрастов и пошло-поехало! Эта координата разбухает, причем каждый новый ее пункт обладает своими особыми характеристиками - так же как и каждый новый пункт освоенного пространства.
Процесс роста и взросления - это процесс освоения и расширения системы координат, причем гармонично соразмерный. Если происходит нарушение соразмерности - то есть резкие скачки или притормаживания по каким-либо осям - то это может вынести существо за пределы общей системы координат. Если буквально - то грудничок, выпав из кроватки - своей привычной системы - может погибнуть. Дети с резким замедлением развития - которые как бы замедленно двигаются по координате времени - вопреки логике - погибают значительно быстрее, чем можно было бы предположить - если представить их развитие до обычного состояния в их темпе - они могли бы жить значительно дольше других людей. Но на деле все наоборот. Резкие скачки - тоже приводят к нарушению равновесия. Младенец, оторванный от матери - и помещенный в дом, где его сразу окружает куча незнакомых личностей - больших и малых - при всех успехах медицины - находится под значительной угрозой его жизни.
Думаю, что естественной наклонностью растущего ребенка - является стремление к расширению его системы координат. И свойство это может быть действительно эффективно проявлено только в исходной системе - то есть с учетом того, что является для этого ребенка его естественной средой. Это - место, время, люди. Люди - это отношения. Игнорирование фактора пространства так же опасно - как и фактора человеческих отношений. То бишь опасно прыгать с высоты, опасно, проживая в условиях холодного климата - ходить голышом - точно так же опасно отказываться от предложенной материнской груди или от тех отношений, в которых человек уже живет.
Жизнь среди людей, отношения предполагают наличие потребностей - причем многообразных и различных. Если с системой пространственных координат человек, встающий с четверенек - на ноги - довольно быстро и эффективно осваивается, то с координатами потребностей - намного сложнее. Не всегда эти координаты у взрослых ярко выражены, часто они закамуфлированы какими-то другими - масочными потребностями, часто их действия не совпадают с их желаниями, а потребности - с их возможностями... Нет ничего более запутанного, чем человеческие желания и разнообразные межчеловеческие отношения.
Тем не менее - это является одной из координат, вне которой это существо не будет являться человеком.
Самое простое и понятное отношение демонстрирует мать новорожденного - это любовь, нежность, забота.
Правда, это происходит далеко не во всех случаях. Иногда это перемежается страхом, ненавистью, жалостью, тревогой, обидой... И тогда у малыша будут проблемы с его развитием, что отразится и на других координатах - произойдет замедление, будут цепляться болезни, несчастные случаи... Когда нет понятных и определенных человеческих координат.
Получается, что задача взрослых - это обозначать понятные однозначные определенные чувства и потребности, постепенно расширяя их спектр и силу. Определенным чувством может быть и гнев и радость - если они не совпадают по времени, и четко разделены в пространстве... и распределены между разными людьми.
У растущего организма и так море кипучей энергии, которая его распирает и толкает расширять свои координаты. Нет никакой нужды тащить проклюнувшийся из семени росток вверх - этим его можно просто сломать или сильно изуродовать. Но не грех будет создать этому ростку плотный ком земли, окруженный твердыми стенками, в которые будут упираться корни, да воткнуть в землю крепкий прут, о который будут до поры до времени опираться стебли и листья этого ростка - и направлять их прямо вверх!
Это и есть границы.
Если они есть - есть опора и направление.
Если их нет - есть неопределенность и невесомость.
Границы приятно прочувствовать и потом с усилием раздвинуть, с тем, чтобы набравши новых сил - раздвигать их еще и еще!
Границы - это те гантели с блинами разных весов, которые позволяют чувствовать их сопротивление и выращивать мышцы.
Постепенно и по мере развития сил.
Временами натыкаясь на непреодолимую стену или неподъемный вес - с тем, чтобы сейчас отойти, а потом - еще раз вернуться с новой попыткой.

_______________________________________________________________________________________

Дорогие друзья! Заходите в гости. Пожалста!!!
Снова или опять? Военные опростоволосились Что за тенденции...
Что вы хотите? ЖЖ или что-то другое? И с чем его едят?
Встали строем, открыли рот и Изливаем праведный гнев на Медиа-Маркет громко и внятно!
Теоретическая база Практика и ещё раз практика! и немного теории.

дети, философия, психология, воспитание

Previous post Next post
Up