к предыдущему посту
текст доктора Лизы
doctor_liza при посредстве Игоря Чер-ского
i_cherski был опубликован вчера в КП:
http://www.kp.ru/daily/25640.4/804199/ можно было не заглядывать в комментарии - не чаяла найти там что-нибудь новое, кроме "лучше кормите бездомных собак - они по крайней мере водку не лакают", "они сами выбрали эту жизнь", "кормить бомжей - это развращает их, лучше...", "это дело государства" и т.д.
я не социальный работник, не волонтер, не чиновник и не сестра милосердия, я просто человек, просто редактор, просто мама и просто житель этого города
и я просто задумываюсь о том, откуда берется у всех комментирующих, "знающих, как надо", такая святая уверенность в том, что их и их близких всенепременно обойдет эта сума - сума бездомности
не знаю исследований, проведенных среди бродяг, которые бы в % отношении представили данные - сколько среди современных бездомных людей, которые оказались на улице против своей воли и не ища подобной участи
но я хочу написать о тех, с кем меня столкнул случай, в частности, когда довелось работать при храме, в котором дважды в неделю в две смены кормили бродяг. Да, конечно - может быть, эти люди лгали, у меня не было возможности проверить.
1. Андрей из Казани, под полтинник, плиточник - поехал вслед за земляком наниматься в Москву, работал на загородном объекте. До этого в Москве никогда не был, жили они рядом с "объектом" на огороженной и охраняемой территории, их никуда не выпускали, кормили то сносно, то могли два дня не кормить вообще. Через 3 месяца они с товарищем попросили зарплату за отработанное время. Их избили до беспамятства. Он пришел в себя в больнице, без документов, без денег, с переломом основания черепа. Никакая милиция к нему не приходила, никаких уголовных дел по поводу нанесения тяжких телесных не возбуждалось. Точного названия места, где он работал, он не знал. Сколько-то провалялся в больнице, потом его просто выпроводили. Что с товарищем - так и неизвестно. Добирался до Казанского вокзала пешком, в тапочках, которые украл у сопалатника - о краже рассказывал очень тихо, ему было стыдно - в храме же. Пытался набрать денег на билет домой, через несколько дней его изметелили малолетки, выбили ему глаз. К тому моменту, как он попал в храм, прошло больше года с тех пор, как он приехал в Москву. Просил дать возможность "не побираться, а заработать тут у вас - может, плитку положу, воду буду носить, только бы чуток в себя прийти и домой добраться". А родных у него не было - жена от него ушла, детей не нажил, и уехал-то из деревни, чтоб с женой не встречаться - переживал очень. И искать и хлопотать о нем - некому. Такое бывает.
2. Антонина Сергеевна из Кинешмы, бывшая учительница начальных классов, лет 65. Продала дом, поехала к сыну в Подольск, потому что очень он просил - долги замучали, приехала, тот пьет, отобрал все деньги, сжег паспорт и выбросил на улицу, голодала, попала в больницу, вышла - а сын съехал, сдав квартиру. Жила у трех вокзалов, ходила по храмам, ночевала в подъездах. Тихая, кроткая, всегда помогала бродяжкам с детьми - уговаривала их "кушать аккуратно", подкладывала свои куски хлеба и сахара. Возвращаться ей некуда. "Небеса обетованные" в чистом виде.
3. Вера, кажется - детдом в Вологде, года 22-23. Рыхлая, странная, земные поклоны бьет как маятник. Рассказывает неохотно. Получила комнату в двухкомнатной квартире пополам с другой выпускницей того детдома. Квартира стала притоном, Веру сперва просто выгоняли, потом изнасиловали, сдавали "в аренду", отобрали документы. Вера не очень видимо здорова психически. Что-то она подписала, "а то обещали пытать страшно". В результате - квартира продана, Вера выписана. Живет на улице. Добиралась в Москву "к Матронушке, а там уже добрые люди сказали, где можно покушать". До сих пор иногда вижу ее недалеко от магазина "Москва" на Тверской, то есть она уже больше 8 лет на улице.
4. У нас некоторое время жил в подъезде бомж дядя Паша. Он заселился по зиме. Обзвонил квартиры на нашем этаже (последний, 12й) и сказал примерно следующее: здравствуйте, я бомж, недавно освободился, а по месту прописки обнаружил пепелище - брат с семьей по пьяни сгорели. Если вы не возражаете, я в 23.00 буду забирать ваш коврик. В 7.00 буду возвращать его обратно. Обязуюсь соблюдать гигиену, вот у меня есть сода и фейри и справка из красного креста, я каждую неделю обследуюся (показал).
Не знаю, как другие соседи, но я согласилась. По дяде Паше можно было проверять часы, в 23.00 коврика не было, в 7.00 коврик был. Он на ковриках спал у батареи, раз в неделю мыл их "со средствАми", как он говорил. Зима прошла, дядя Паша ушел. На следующую зиму появился опять, и так еще года два. Все привыкли. Стали доверять ему гулять с собаками, потом что-то чинить, давали еду и газеты (он любил читать, у него были даже очки). Выходили к нему покурить. Он не пил! никогда не шел с подъездными алкашами "уговорить пузырька". Одним прекрасным утром коврики не вернулись на место. Кто-то прирезал дядю Пашу прямо у батареи. Проклинаю себя за то, что не расспросила его - почему сидел, не попробовала помочь, только еду ему выносила и одежду пару раз.
и т.д.
* * *
через одну запись в блоге доктора Лизы Глинки можно найти подобные истории. Не верите мне - зайдите в подвал на Пятницкой, приезжайте на Павелецкий, посмотрите в глаза тем, которым Лиза и команда выправляет документы, покупает билеты, сажает на поезд и отправляет домой - когда есть куда. Когда - есть...
* * *
Женя
mo_fhein, волонтер "Справедливой помощи", в своем блоге и коммьюнити "вокзал по средам"
http://community.livejournal.com/sreda_vokzal/profile пишет о бездомных, с которыми он умеет разговаривать. Я попросила его подобрать ссылки на истории из серии "так становятся бомжами".
"Сегодня отправили на родину старика. Опрятный, приличный, совершенно не бомжеватый. Испуганный. Несколько дней на вокзале.
Ездил к сыну (или внуку?) в армию. Возвращался домой через Москву, в сибирское село какое-то. Уснул, обокрали - обычное дело. Вытащили все, даже документы. Доктор Лиза выписала ему справку.
Бабка прислала денег, но ему их в сберкассе не выдали, потому что документов нет. А справка, естественно, не подходит.
Сегодня ему был куплен билет. Я толком не знаю, как это делается, но по этой схеме уже много народу было отправлено домой.
Уезжая, старик плакал и крестился. И правда, в бездне абсолютного равнодушия такое спасение можно считать чудом и перстом Божиим." - отсюда:
http://mo-fhein.livejournal.com/12036.html http://mo-fhein.livejournal.com/65520.html#cutid1("Вот и обмороженный. Валенки ему достались поздно. Приходится вызвать скорую.
Ждем. Беседуем. Владимир из Мордовии...")
а здесь два слова, как история закончилась:
http://mo-fhein.livejournal.com/69635.html#cutid1 Встреча Таньки с бывшей киоскершей:
http://mo-fhein.livejournal.com/43819.html о "временно бездомных, зависших в Москве":
http://mo-fhein.livejournal.com/?skip=50&tag=Без%20дома Про Пашу:
http://mo-fhein.livejournal.com/23934.htmlhttp://mo-fhein.livejournal.com/27353.html * * *
Друзья, по запросу "как становятся бомжами/бродягами/бездомными" вы найдете миллион объяснений - как именно и суждений - что бы следовало бы делать "с ними". И даже - кому именно делать.
Но пока эти призрачные "те", которые "должны решить эту проблему на таком-то и сяком-то уровне" - люди продолжают попадать на улицу, продолжают погибать от холода и - уж простите за знакомый пафос - нашего неучастия и уверенности, что вот уж нас-то - минет чаша сия.
Что именно влияет на ваш собственный выбор - я не знаю. Как не знаю, что будет со мной завтра.
У меня нет рецептов, как решить проблему "глобально". Мы будем идти себе по своим делам мимо замерзающего бродяги, потому что "об этом должны заботиться городские власти" и ждать, когда власть почешется, возмущаясь в своих блогах ее нерасторопностью. Но летом, во время пожаров, не было времени ждать, пока из воздуха соткется армия спасателей, снабженная пожарными рукавами нужного диаметра!!
И сейчас - нет времени ждать, потому что холодно, люди замерзают и умирают. И среди них - если уж вам так страшно принципиально важна причина, по которой человек оказался на улице - есть и такие, и сякие, и алкаши, и сидельцы, и погорельцы, и наркоманы наверняка есть, и проигравшие все на свете в автоматах, и вынужденные переселенцы, и жертвы черных риэлторов, и просто выброшенные на улицу более сильными родственниками, и больные, и обманщики, и несчастные, и прирожденные "свободные граждане земли" и тд. Есть!.. Как сказал мне очень старый человек по имени дедушка Лютик (по бумажке - Леопольд Леопольдович), запихивая в пакет банку соскобленной с тарелок недоеденной лапши - "Вот ведь, тюрьма минула, а сума - она теперь до смерти со мной".
И ЕЩЕ РАЗ - ТЕМ, КТО ХОЧЕТ И МОЖЕТ ПОМОЧЬ:
Ролик, где наглядно показано, что именно нужно:
http://www.youtube.com/watch?v=q_BHsErOKn0Ролик про то, как происходит раздача помощи:
http://www.youtube.com/watch?v=qmex2vi1xr4