Польша. Майданек. Аушвиц (Освенцим)

Apr 28, 2012 20:50

продолжение рассказа Татьяны Разумовской tarnegolet

Оригинал взят у tarnegolet в Польша. Аушвиц
начало
Треблинка
Майданек



В польском городке Освенцим, в бывших казармах, был в начале войны устроен лагерь, который в дальнейшем получил название Аушвиц 1. Первыми его заключенными были поляки и советские военнопленные.



В дальнейшем был построен Аушвиц 2 или Аушвиц-Биркенау, куда были переведена основная масса узников, там же были газовые печи и крематории.

Был еще Аушвиц 3, где располагались немецкие фирмы и производства, типа завода Круппа и Сименс-Шуккерта, использующие рабский труд заключенных.

В Аушвице 1 остались, в основном, административные здания, откуда велось управление всей огромной и сложной структурой лагеря.

В этом корпусе находилась тюрьма.


Провинившихся заключенных там держали в камерах, где нельзя было разогнуться или в крохотных кладовках, где они задыхались от удушья.

Корпус напротив был "медицинским".


Там кастрировали "неполноценных" мужчин и женщин, там же делали аборты узницам, если выяснялось, что они беременны. Всё без наркоза, разумеется.

Между этими корпусами была стена, у которой расстреливали приговоренных.

Бассейн для эсэсовцев, служащих в лагере.


Атлетические фигуры ценились в Третьем Рейхе, все эти ребята любили спорт и водные процедуры.

Мы вдруг увидели выцарапанную надпись на одном из кирпичей здания.


Этот заключенный выцарапал свое имя, название города Коло, откуда он родом, и свой лагерный номер. Он не хотел исчезнуть бесследно.

Немецкое слово я не поняла. Кто-нибудь подскажет, что оно означает?

Всем огромным лагерем командовал Рудольф Гесс. Он не был садистом, как, скажем, комендант Плашова Амон Гёт. Он был добросовестным служакой, который старался выполнить трудную работу как можно лучше.

"Приказы фюрера не обсуждались", - сказал он потом на следствии.

Получив тайное распоряжение из канцелярии Эйхмана о готовящемся "окончательном решении еврейского вопроса", Гесс был озабочен тем, как он справится с этой задачей. Но тут его заместитель, шутцхафтлагерфюрер Фрицш предложил использовать в газовых камерах химическое средство для уничтожения насекомых, которым обрабатывали одежду - "Циклон-В".

Новинку опробовали на группе советских заключенных. Добросовестный Гесс, надев противогаз, сам следил за процессом умервщления и остался очень доволен.

Вот что он написал об этом в своих записках.

"Мне приказали, я должен был выполнить приказ. Должен признаться, что меня это удушение газом успокоило, поскольку вскоре предвиделось начало массового уничтожения евреев, но ни Эйхман, ни я не имели представления о способах убийства ожидавшихся масс.
Наверное, с помощью газа, но как его использовать, и какого именно газа? А теперь мы открыли и газ, и способ.

Я всегда боялся расстрелов, когда думал о массах, о женщинах и детях. Я уже отдал много приказов об экзекуциях, о групповых расстрелах, исходивших от РФСС или РСХА. Но теперь я успокоился: все мы будем избавлены от кровавых бань, да и жертвы до последнего момента будут испытывать щадящее обращение.

Как раз это беспокоило меня больше всего, когда я вспоминал рассказы Эйхмана про скашивание евреев силами айнзацкоманд , При этом разыгрывались ужасные сцены: попытки подстреленных убежать, убийства раненых, прежде всего женщин и детей.

Часто члены айнзацкоманд совершали самоубийства, не имея больше сил купаться в крови. Большинство солдат этих айнзацкоманд старались отвлечься от своей жуткой работы с помощью алкоголя".

Видно, что Рудольф Гесс был человек чувствительный: он беспокоился и о душевном здоровье подчиненных, и о том, чтобы жертвы умирали быстро, без предварительных страхов.

Жил Гесс с семьей тут же в Аушвице 1.
Дом Рудольфа Гесса.


Двое из его детей родились в Аушвице и провели здесь несколько счастливых лет.

Вот как пишет о своей семье Гесс, любящий муж и нежный отец.

"Да, моей семье жилось в Освенциме хорошо. Каждое желание, возникавшее у моей жены, у моих детей, исполнялось. Дети могли жить свободно и безмятежно. У жены был настоящий цветочный рай. Заключённые делали всё, чтобы сделать приятное моей жене и детям, чтобы оказать им любезность. Ни один из бывших заключённых не сможет сказать, что в нашем доме с ним плохо обошлись. Скорее, моя жена могла что-нибудь подарить тому заключённому, который у нас работал.

Дети постоянно выпрашивали у меня сигареты для заключённых. Особенно дети были привязаны к садовникам. Вся семья отличалась любовью к сельскому хозяйству и особенно ко всяким животным. Каждое воскресенье я вместе с семьёй объезжал поля, обходил стойла для животных, не исключая и псарни. Две наши лошади и жеребёнок пользовались особой любовью.

В саду у детей всегда водились какие-нибудь зверьки, которых им вечно приносили заключённые. То черепахи, то куницы, то кошки, то ящерицы - всегда в саду было что-нибудь новое, интересное. Летом дети плескались в бассейне в саду, или в Соле.

Самой большой радостью для них было плескаться вместе со своим папочкой. Но у меня было слишком мало времени, чтобы разделять детские радости. Сегодня я горько сожалею о том, что у меня не оставалось много времени для своей семьи.

Ведь я всегда считал, что должен постоянно находиться на службе. Это преувеличенное чувство долга делало мою жизнь ещё более тяжелой, чем была она тяжела сама по себе. Жена постоянно говорила мне: не думай всё время о службе, думай и о своей семье тоже".

Центр одобрил предложенное Гессом новшество - "Циклон-В", и тут же началось строительство Аушвица-Биркенау, с четырьмя огромными газовыми камерами и четырьмя крематориями, которые способны были уничтожить в сутки до 20 тысяч человек.

Аушвиц-Биркенау


Здесь были отдельно мужской и женский лагерь, бараки для "арийцев" - польских заключенных, которые гибли от изнурительной работы и эпидемий, не утихающих в лагере, но имели право получать письма и продуктовые посылки из дому. Их могли застрелить или повесить за какую-нибудь провинность, но в газовые камеры отправляли одних евреев.

Барак.


Работающие в лагере евреи не имели права ни на какие льготы. Периодически их отправляли в газовые камеры, заменяя более крепкими, недавно прибывшими заключенными.

Несколько лет в Аушвице-Биркенау существовал отдельный лагерь цыган, которым почему-то позволили жить семьями, не разлучаясь. Потом их всех в один день отправили в газ, 1 августа 1944 года.

Ворота лагеря. Железнодорожные пути.


По ним прибывали транспорты.

На этой карте показаны пути транспортов, идущих в Аушвиц со всей Европы. Аушвиц был самым мощным комбинатом смерти из всех, созданных нацистами.


К 1944 году, когда ждали новый огромный приток венгерских евреев, построили две дополнительные ветки и две платформы, чтобы лагерь мог принять одновременно три состава.

В таких вагонах везли сюда евреев.


Люди выходили на платформы, и тут же начиналась селекция, которую проводил, по собственной инициативе, вежливый и красивый доктор Менгеле - "доктор Смерть", руководивший проведением чудовищных "медицинских" экспериментов на живых людях.

Если транспортов случалось слишком много, в газ отправляли всех, без селекции. В 1944 году, в газовых камерах и крематориях, которые функционировали на пределе своих возможностей, было уничтожено 800 тысяч венгерских евреев.

Нельзя не вспомнить здесь шведского дипломата Рауля Валленберга, который работал в это время в Будапеште и спас около 10 тысяч евреев, швыряя в толпу отправляемых в Аушвиц людей сотни фальшивых шведских паспортов и требуя немедленного освобождения "шведских граждан".

Ступени, ведущие в "душевые" - газовую камеру, взорванную немцами перед ликвидацией лагеря .


Перед входом играл еврейский оркестр, часто еврейские мелодии. Чтобы люди ничего не заподозрили до самого конца.

В отличие от других лагерей уничтожения, в Аушвице женщин не стригли перед "душем". Зачем тормозить движение? Можно потом остричь волосы с трупов, в процессе их общей обработки.

Но не всегда убийства проходили гладко. Вот как пишет об одном таком случае польская писательница Кристина Живульска в книге "Я пережила Освенцим"

"Вечером в блоке мы узнали (нам сообщили «парни» из зауны), что расправились с еврейским транспортом, где находились евреи из разных стран. Весь этот транспорт по распоряжению из Берлина был направлен - без отбора, целиком - «в газ».

В «раздевалке» газовой камеры люди поняли, в чем дело, и бросились на эсэсовцев. Одна женщина выхватила у Шиллингера, который дежурил там в этот день, револьвер и застрелила его. Другого эсэсовца ранила. Лагерные власти переполошились.

Два дня спустя действительно состоялись, похороны Шиллингера. Это был один из самых свирепых палачей, его методы истязания «славились» по всему лагерю. Он хвастался количеством жертв, собственноручно им уничтоженных".

Взорванный крематорий №2.


Здесь же, рядом с крематориями, находились бараки "Канада", где заключенные сортировали вещи убитых для отправки в Германию. Там же раскладывали волосы, перемолотые кости ( для переработки в фосфаты) и мыла, сделанные из человеческого жира.

Советские солдаты ,освободившие Аушвиц, обнаружили здесь
348 820 комплектов нижней и верхней мужской одежды, 836 225 - женской и огромное количество детской...

Часть этих вещей находится сегодня в музее, расположенном в корпусах Аушвица 1.
Очки.


Талесы.


Остальные витрины рука отказалась снимать. Монбланы обуви, Эвересты инвалидных протезов, мыльных помазков, домашней утвари, детских игрушек... Горы волос - всех цветов... ткань, вытканная из волос.

В Аушвице было уничтожено 1 миллион 765 тысяч евреев.

Были неоднократные попытки сопротивления в лагере. Самая крупная из них случилась 7 октября 1944 года, когда евреи из группы зондеркоммандо взорвали один из крематориев и убили несколько охранников.

С ними быстро расправились, а тех, кто успел убежать из лагеря, выловили. Нашли и повесили также четырех женщин, евреек, которые в течение нескольких месяцев по щепотке выносили порох с завода боеприпасов (за ушами и в башмаках), чтобы передать зондеркоммандо.

Случались и редкие удачные побеги из лагеря. Так, 7 апреля 1944 года сбежали два еврея - А. Вецлер и В. Розенберг. Они добрались до Словакии и передали правительствам западных держав информацию об Аушвице вместе с настоятельной просьбой разбомбить железнодорожные пути к лагерю и крематории, чтобы приостановить машину уничтожения.

Но этот призыв остался не услышанным, и конвейер продолжал работать еще до ноября, когда Гиммлер приказал начать демонтировать лагерь. Эсэсовцы взорвали крематории и камеры, но уничтожить лагерь не успели: 27 января он был освобожден Советской Армией.

Этот день стал международным Днем памяти жертв Холокоста.

Окончание следует

пепел Клааса стучит в мое сердце, люди, концлагерь, Шоа, больше никогда, война, память

Previous post Next post
Up