Каста повелителей стихий...
12ого марта сего года мне довелось наблюдать удивительное явление, подобные которому, в соответствии с космической цикличностью, происходят очень редко. В связи с этим спешу записать его подробности. Явление это - объединение двух стихий, которое повлекло на этот раз создание настоящего чуда, в процессе сотворения которого были заняты сразу несколько чародеев двух различных магий. С одной стороны - буйство раскалённой породы, подземные вибрации и безжалостное пламя, с другой - ураганный ветер, цунами и неукротимый грозовой шторм. Весь этот процесс был великолепно отображен в метафорической афише, а что происходило в реальности, я поведаю ниже.
В клубе «Каста» в указный день состоялась двойная презентация новых релизов. Пластинки презентовали Without God (дебютный альбом «Lambs To The Slaughter») и Re-Stoned (live с августовского концерта в клубе Вермель). Себе в поддержку каждый коллектив выбрал одну близкую по духу группу. Таким образом, вышел замечательный сейшн на четверых.
Психоделическое гитарное трио Re-Stoned первым вынесло на суд слушателей свою презентационную программу. Не смотря на явный настрой большей части публики от души побузить под рубилово «безбожников», парням из Re-Stoned удалось-таки затолкать большую часть гостей в свой магический космолёт, который как водится, тут же помчался по неизведанным просторам музыкальных миров, являя всё более и более причудливые звуковые образы. Несмотря на абсолютное отсутствие шоу, эту группу, вне всякого сомнения, стоит именно смотреть, чтобы до конца понять её сущность. И не только смотреть, но и слушать при этом живьём их струны и пластики. А всё потому, что у ребят звук рассчитан с множеством нюансов и подробностей, которые незаметны свежему зрителю, поскольку построены очень хитроумно. Обилие примочек, как у басиста, так и у гитариста Re-Stoned предназначено именно для того, чтобы создать особенный саундландшафт, в котором бы свободно сумела расположиться любая творческая задумка. Атмосферность для этой музыки явно играет одну из основных ролей. Соответственно визуально группа привлекает всегда (так было и на этот раз) именно продуманными манипуляциями со своим аппаратом. Да и сам процесс звукоизвлечения во время игры при таком звучании по-настоящему завораживает. Лично на меня наибольшее впечатление произвёл бас, мягкий и плотный, прекрасно отстроенный для того, чтобы без малейшего зазора сливаться с низами ударной установки. Это позволило ритм-секции звучать неподражаемо рельефно. На её фоне одиночество гитары смотрелось как-то по-особенному трогательно, как путь одинокого поэта в бескрайней вечерней степи (ну или там прерии).
Поддержали группу и раскачали публику перед её выходом задорные блюзмэны из Smokin' Blues. Они порадовали публику сюрным артистизмом сценического поведения и великолепным исполнением множества классических блюзовых вещей. В целом всё вышло позитивно и драйвово. Народ принял Re-Stoned, будучи на нужной энергетической кондиции.
Мало найдётся в нашей стране людей, которые чётко понимают, что у тяжёлой музыки изначально два пути развития. Корень известен всем - Jimmy Hendrix, Yard birds, Cream, Blue Cheer, а что же потом? Один путь развития - рытьё простой лопатой тоннеля в самую преисподнюю; второй путь - хрустальная лестница, усеянная пластмассовыми костями, восходя на которую металюга усаживается на трон, украшенный фигурой бутафорского козла. Пути эти, насколько я понимаю, стали обозначаться сразу после того, как Black Sabbath оказались сверхпопулярной группой. Одним захотелось их громкости и славы, другим захотелось создать собственный гимн светопреставлению, не менее правоверный, нежели Paranoid или N.I.B. В итоге начало 80х ознаменовалось появлением с одной стороны Judas Priest и Iron Maiden, с другой Motorhead и Venom. Традиции первых сложились через термин «эстрадный хевиметал» в стереотип звезды тяжёлага року, чьи инвесторы тратят миллионы долларов на возможность артиста разнести шестизвездочный отель в рамках пафосного дебоша после стадионного сейшена на пару сотен тысяч стоячих мест. Музыка таких творцов находится в настолько тесных половых отношениях с мейнстримом, что периодически перестаёт быть понятно, а зачем собственно нужен этот мегатонный тяжёлый саунд. Традиции вторых дали начало массе экстремальных прочтений музыкальной грамоты в англоязычном мире. Первая (гаражная) волна треша, олдскульный хардкор, традиционный дум (вот он Black Sabbath), ну и разумеется стоунер со сладжем. Эстрадники же (простите за совковый термин) в разной степени успешно подворовывали у этих тружеников творческие задумки, что привело через пост-гранж и всякую мазафаку 90х нас в итоге к металкору, который насилует в наше время всё те же рифы Iron Maiden. К чему собственно весь этот энциклопедический гон?
Да просто следующие герои нашей статьи Without God представляют собой тот редкий для нашей страны пример неэстрадной тяжёлой музыки, которая вобрала массу влияний из разных эпох гаражной жести и представляет собой некое среднее арифметическое, вполне уникальное даже на фоне мировой сцены. Если закопаться в ярлыки, можно изложить так «Without God - это сочетание traditional doom, stoner-sludge и первой волны hard’n’heavy, которая ещё была далека от эстрадности». Лично мне их музыка одновременно напоминает и поздний и ранний Paradise Lost, Crowbar, Saint Vitus, Black Sabbath, а так же что-то вроде Atomic Rooster.
Without God единственная группа в России (в этом я уверен), которая исполняет подобную музыку. Их олдовый дум лишён напрочь какой-либо эпичности, столь основательно укоренившейся в творчестве большинства местных апологетов жанра. Чистый блюзовый минор, исходящий из гитар плотным «нэковым» рёвом, способен повергнуть в состояние транса любого оттопырщика, привыкшего до сильнейшей боли сотрясать свою нечесаную бошку. Звук клуба «Каста» позволил мне расслышать огромное количество нюансов музыки группы, которые затёрты на ранних записях и не были слышны на иных, посещённых мною концертах. Кстати полноту звуковой картинки отмечали многие зрители.
Если прослушать весь багаж записей группы, можно убедиться в том, что с самого начала в стилистике был явный крен в сторону меланхоличного doom-metal 90-х а-ля Katatonia, который со временем сильно сместился в сторону более низовой и психоделичной музыки, соответствующей тем стилям, которые перечислены выше. Презентованный же на гиге альбом демонстрирует весь эволюционный путь Without God, который завершается новыми вещами в духе stoner/sludge-doom (Burning Hell). Тот же самый путь представлял собой живой сет, в котором нашлось место вещам из всех периодов. Стоит отметить, что, не смотря на такую разношёрстность, в целом исполненная программа смотрелась вполне однородно, что не в последнюю очередь позволил осуществить крайне продуманный саунд.
Выступившая в роли верных соратников Without God группа Clarence Boddicker укатала под конец всё мероприятие в асфальт плотного укуренного сладжа. Все, кто не обломался остаться до недетского времени и дослушать «злодеев» получили мощный заряд лютого бесовского кача, на волне которого зрительское рубилово стало всеобщим. «Кларенсы» как вариант более экстремального и деструктивного подхода к исполнению «гаражного тяжеляка» отлично дополнили Without God, послужив выгодным контрастом по линии классического stoner-sludge. Обычно принято сравнивать эту группу с Weedeater и Bongzilla, поэтому хочется добавить, что по моему скромному мнению в подаче и драматургии (если не в музыке) «Кларенсов» заложено немало от уникального феномена EyeHateGod. А вообще в строгом смысле парни вполне претендуют, как и Without God, на творческую самостоятельность и оригинальность.
Под конец сета вокалист Михаил объявил, что пользуясь, случаем, группа желает устроить свою мини-презентацию и после этого парни вломили новую вещицу, которая отлично дополнила общую картину из полюбившихся уже номеров.
В завершение хочется сказать, что презентованные релизы всесторонне заслуживают внимания и должны занять достойное место в фонотеке каждого ценителя аналогичной музыки запада.
Андрей NIHIL
http://musica.mustdie.ru/ru/galleries/1/626/ - фото обетают здесь