Увидев в последние дни две печальные новости из мира музыки - на 90-м году жизни умер достаточно известный советский и российский
композитор Георгий Портнов и на 57-м году умер Чак Мосли
бывший солист тоже в общем известной американской альтернативной рок-группы "Faith no more", я вдруг очень явственно ощутил насколько символичны судьбы этих людей и насколько они показывают собой диаметральность цивилизационных путей России и Запада. Конечно, сравнение в этом смысле обоих музыкантов не вполне корректно - это представители разных поколений и может даже эпох. Также это люди совершенно разного калибра - профессиональный советский композитор и лидер популярной альтернативной хэви-металл группы. Но при этом они являют собой разность мейнстрима советской и западной массовой культуры (хотя тут нужно отметить, что Портнов - это в первую очередь академический композитор) о которой теперь, когда советская потеряна и встал вопрос о возвращении России к своим корням, особенно важно говорить. Ведь мы же не хотим чтоб Россия и дальше падала в бездну регресса, в том числе - и культурного (кто хочет этого - дальше может не читать). А кроме того, само нахождение новостей о смерти этих людей от музыки в топе новостей Яндекса - тоже что-то говорит и о современной ситуации как в России, так и во всём мире. Обо всём этом я бы и хотел поговорить ниже.
Для начала предлагаю просто перечислить произведения Георгия Портнова и Чака Мосли. Георгий Портнов: масса песен, музыка к свыше чем двум десяткам фильмов, оперетты, балеты, симфонические произведения, полноценный спектакль, музыка к спектаклям и радиоспектаклям. Причём, ещё раз подчёркиваю, что тут как музыка академическая, так и массовая. Чак Мосли - что-то около десятка альбомов в составе различных т.н. "альтернативных" рок-коллективов разного уровня известности, кроме совсем топовых.
Даже вот это простое сравнение показывает разность советского и западного подхода к музыкальной массовой культуре. Советский - был очень широкий, Портнов работал и как академический композитор и как популярный, пробует себя в разных жанрах. Композитор творил - что-то искал, менял формы, рос в этом смысле и параллельно растил вкус своего слушателя, воспитывал его - совершенно в лучших традициях русской и советской культуры. Мосли же в свою очередь совершенно по-западному - найдя некоторый приемлемый и достаточно узкий сегмент альтернативной рок-музыки, в котором он мог что-то зарабатывать музыкой и как-то сочинять и петь, всю свою творческую карьеру просто-напросто выжимал данное амплуа досуха. Причем деньги в случае Мосли оказались важнее всего, ведь именно из-за них он и рассорился впоследствии со своими товарищами по "Faith no more".
Конечно, в основе тут лежит именно этот изначальный подход - в случае советском, который был унаследован из Российской империи, во главе угла стояло творчество как главная цель. В случае западном - как правило важна только звонкая монета. Если ты не продаёшь своё творчество успешно - массовый слушатель тебе будет недоступен. И потому тут самое важное, что принятие нами именно западного подхода в искусстве вообще - в 1990-м с развалом Союза, не могло не запустить собой в России этот самый культурный регресс, последствия которого мы наблюдаем невооружённым глазом каждый день.
Примеров - вокруг одни примеры: говорить о российском кинематографе в сравнении с советским - смешно, театра, его по сравнению с советским и русским - просто нет, изобразительное искусство - на днях в разделе культура была новость о "самых успешных" российских художниках творчество которых оценивалось именно в денежном эквиваленте при том что чего они там рисуют никого на самом деле не интересует. И так - чего не коснись, даже уж рок-музыка, ну жанр совсем уж западный и прозападный, просел так, что дальше некуда. Нет новых Майков Науменко или Виктора Цоя и быть не может потому что на фоне общего регресса образование у нас тоже очень серьёзно просело и мне даже никто не приходит в голову из современной молодёжи в данном жанре, настолько они пусты, неумны и убоги.
Теперь давайте сравним судьбы Портнова и Мосли. Портнов, даже несмотря на жутчайшие российские 90-е, как-то упорно и упрямо продолжал творить своё настоящее искусство, очевидно понимая - что это и есть для него жизнь, и умер на 90-м году жизни оставив за собой большое наследие и добрую память. Жизнь Мосли же - это такой типичный рок-н-ролльный бардак, где он то бегал по разным рок-коллективам, то работал шеф-поваром, то занимался семьёй, при всём этом много пил, а в конце жизни - полностью оставшись на мели, снова был вынужден начать гастроли. В итоге, жизнь его была как такая безрадостная бурлацкая лямка, в конце которой его уже не радовало даже его творчество, о чём свидетельствует в первую очередь его смерть - от алкоголизма.
Что тут можно констатировать? Что Георгий Анатольевич ставший композитором ещё в СССР и потому живший при социализме, имел какой-то высший смысл в жизни, каковым для него - и это тоже очевидно, было творчество. Творчество как поиск истины и настоящей красоты, поиск гармонии в музыке. Творчество как процесс передачи этих находок своему слашателю и возвышение, воспитание и образовывание его (слушателя) таким образом. Мосли же занимался тем, чем занимаются все рок-музыканты - самым наиинфантильнейшим образом (а-ля Холден Колфилд из "Над пропастью во ржи", которой есть модель практически всех капиталистических молодёжных субкультур ХХ века) - то есть безопасным для создавших его (этот тип протеста) властьимущих, бунтовал против отчуждения человека от его человеческой сути в капиталистическом и затем в строящемся посткапиталистическом американском обществе потребления. В итоге Мосли, естественно, в этой борьбе проиграл - т.к. он продался этим самым властьимущим, и стал медленно убивать себя разнообразными средствами бегства от реальность. Последнее успешно закончилось для него позавчера на 57-м году его жизни. Вообще все эти прыжки престарелых рок-музыкантов выглядят несколько жутковато: эдакие неповзрослевшие и не набравшиеся за всю свою жизнь ума дедушки всё ещё корчат из себя молодёжь, причём на откровенно продажу...
Возникает логичный вопрос - а зачем обо всех этих, в общем-то совершенно всем понятных вещах, говорить? Дело в том, что на фоне стремительно наращивающей свой накал холодной войны 2.0 Запада против России, в существенной части российского современного общества произошло окончательное отрезвление от очарованности Западом и их образом жизни царивших у нас в 90-х. Сама жизнь начинает нас логически возвращать к нашим корням, т.к. Россия хочет жить и жить по своим традициям, законам и правилам, а не медленно умирать на радость Западу - который считает развал СССР своей главной победой ХХ века - победой в холодной войне 1.0, под его же диктовку. И потому встаёт вопрос о создании новой культурной ткани, в том числе и массовой культуры. И тут судьбы Портнова с Мосли ясно показывают нам выбор между поиском нового альтернативного русского языка искусства - в традициях как Российской Империи таки СССР как продолжателя традиций империи, или вялое омертвляющее шевеление в русле медленно умирающей цивилизации Запада.
Что выбирает многонациональный российский народ, не приемлющий все эти западные перверсии, ювенальную юстицию, фашизацию, насаждение лживых исторических мифов и как следствие - ложного массового сознания и т.п., понятно. Народ выбирает жизнь, которая невозможна без традиции и настоящей и великой в российском смысле, истории. Однако наша прозападная часть элиты - крепко за постперестроечные четверть века пустившая корни на Западе в качестве из холуев, раз за разом пытается втащить российский народ назад в состояние мертвенного летаргического сна и России как колониального придатка Запада. Именно поэтому в топе Яндекса раздела "Культура" (который в 90% случаев надо называть "Бескультурье"), присутствовали рядом обе эти новости. Новость о смерти Портнова это символический показатель того, что Россия снова пытается вернуться к своим настоящим корням, чтя наследие тех кто вытащил нашу традицию даже в жутчайшие 90-е; а новость о смерти бывшего лидера не самой популярной американской альтернативной группы (нам то что, спрашивается? не такое поголовное у нас количество поклонников творчества Чака Мосли, уверен, что того же Кобейна знает и слушает/любит гораздо большее количество россиян) - символический и очень яркий показатель того, что прозападная часть элиты есть и она снова нас упорно пытается тащить на Запад, несмотря на наше полное нежелание туда идти. Видимо тут имеет место быть полная разность исторических судеб, причём не банально - нашей и Запада, а разность исторических судеб большинства российского народа и прозападной части его элиты. Это откровенно разные исторические судьбы и может даже диаметрально разные.