В Санкт-Петербурге
танцуют со скелетами на крышах. У местной группы «Сплин» состоялась премьера клипа на песню «Она была так прекрасна», которая была записана в альбоме «Ключ в шифру». Альбом, как и видеоклип, вышел в свет в начале осени 2016 года.
Как-то странно сошлось, что несколько дней назад я
написал заметку о макабре (макабр - это такой средневековый танец мёртвых или мёртвых с живыми), которым постепенно, в силу тех или иных тенденций ей присущих, становится вся западная массовая культура. И вот сегодня читаю такую свежую новость о плясках со скелетами у нас. И хотя это делается (вернее так подаётся) под видом использования как бы в рекламных целях некоей типа оригинальной художественной находки, на самом деле понятно, что сие есть лёгкая, тихая пропаганда культа смерти, а-ля вышеупомянутый мною макабр современной западной массовой культуры. И я бы поверил в то, что это просто "музыканты так шизеют", или что "это просто песня такая", ежели бы данная новость не была выведена в топ "Яндекс", раздел "Культура", а указанная в новости музыкальная рок-группа не мела какой-то не маленький круг поклонников, которые прислушиваются к тому, что вещает её фронтмен. А кто-то может и воспринимает творчество любимого певца как руководство к действию.
Хочу сразу оговорится - я не есть поклонник "Сплина" и в тоже время не есть их ярый ненавистник. Для меня, человека которому по возрасту в своё время актуальны были отечественные рок-группы ещё советской волны (как "Кино", "ГрОб" или "Зоопарк"), такого рода коллективы - это что-то вторичное, не особо достойное внимания и выцветшее по определению. Ну вот как-то сразу, когда к нам в город "Сплин" на "Голосуй или проиграешь" (кто не помнит, это такая очень масштабная проельцинская агитация молодёжи в 96-ом была во время тогдашних выборов, наши рокеры в ней очень активно участвовали и, как теперь понятно, далеко не по идейным соображениям) приехали и что-то про "рыбу без трусов" пели - слушать это было просто невозможно.
Да и сами мы уже на тот момент чего-то по модней, по неистовей, по агрессивней желали, нежели достаточно спокойный советский и постсоветский рок, что-то а-ля буржуйская "Нирвана". Это больше соответствовало нашему тогдашнему, бурлящему от происходящего вокруг постсоветского развала, состоянию сознания. В общем творчество Васильева и Ко, сразу было воспринято как эдакая плюшевая и недоделанная на наш тогдашний вкус музыка. Ну и ещё т.н. тогдашним "гопникам" "Сплин" в то время как правило очень нравился, что, естественно, в среде т.н. "правильных неформалов", к которым я и моя компания себя причисляли, группе популярности не добавляло. Это сразу был такой, новый и потому крайне вторичный, гораздо менее тонкий, менее умный и куда более жлобский вариант работы под БГ. По сути же ничего за эти 20 лет не изменилось, и я бы ни разу в жизни не вспомнил бы про этот самый "Сплин и ничего не стал бы о нём писать, ежели бы не вот эта, весьма меня поразившая новость. Которая важна сама по себе, как некий осуждаемый мною феномен, а потому если бы в новости стояло другое название, не "Сплин", я бы обсуждал действия лидера того, другого коллектива.
Итак, Александр Васильев из группы "Сплин" (очень интересное, кстати, название в контексте общества потребления, хотя сами музыканты наверное просто так над слушателем поиздевались в своё время глубоко о сути не думая - типичный постмодернистский юмор) спел песню "Она была так прекрасна", посвящённую смерти. Мало того спел, он ещё видео записал, в котором танцует всё тот же макабр с символической смертью.
На мой взгляд,тут стоит отметить и обсудить два момента. Первый - это собственно вот этот самый макабр, исполненный под соответственный текст (песня посвящена смерти, которая называется прекрасной и т.п.) и знаменующий собой пропаганду культа смерти. Тут продюсеры коллектива и автор песни, очевидно, чутко уловили мировой тренд о котором я недавно писал и пытаются от него не отстать, плюс возможно,что и сами они ему не чужды.
И второе. Это основательно забытая за последние 30 постперестроечных лет тема ответственности творца за своё творчество. Вернее, теперь - это тема тотальной инфантильной безответственности, которой и добивалась в своё время перестроечная позднесоветская творческая (и не творческая, кстати, тоже) интеллигенция.
Начну с первого, с этого самого макабра - культа смерти, который царит в современной мировой массовой культуре. Ввиду того, что я о нём недавно писал, тут я добавлю только цитату из
доклада Ю.В.Бялого на международном семинаре «Фундаментальные конфликты и их роль в современном политическом процессе» (Дельфы, Греция, 15-17 ноября 2002 г.) под названием "Преемственность гностической идеологии и исторические европейские выявления "культуры смерти"":
<...> Возможность такой интеграции (ультрагностических идей в современный период времени - Nihga) под скрыто-неофашистским знаменем предопределяется еще и тем, что гностицизм за последние десятилетия сумел резко расширить рамки своего присутствия в культурном, научном, политическом, морально-нормативном поле «цивилизации Запада». Он получил очень важный статус реальной массовой респектабельности или даже «модности».
Что такое масс-культура сатанизма, политкорректность к гомосексуализму, легализация и распространение наркотиков (почти обязательные элементы большинства ультрагностических оккультных практик), или признание морали частным делом гражданина? Что такое существенная часть современной оккультно-гностической, в том числе «сатанинской», кинопродукции, или музыка так называемого «сатанинского рока», или огромная, ультрагностическая по сути, волна литературы «фэнтэзи» и «сайенс фикшн»? <...>
При этом европейская окологностическая эзотерика вновь оказывается заряжена мощным восточным влиянием. Идет ее нарастающая (и усиливаемая модой) смычка с родственными радикальными традициями Востока - окологностическими сектами и «культами смерти» в буддизме, индуизме, исламской магии. Возникают попытки синкретической «сшивки» магического (и восточного, и западного) гностицизма с новой научностью.
То есть, говоря более простым языком, эта самая гностическая по своей сути культура смерти во многом и была с самого начала присуща культуре Запада, и крайне активно уже теперь - массово, внедряется в неё в настоящий момент. Почему такая ситуация вообще стала возможна, об этом хорошо сказал Кургинян в своей
статье "О коммунизме и марксизме - 71" в 215-м номере газеты "Суть времени": потому что антропологическая основная формула капитализма: "Человек это звучит скучно", при дополнительной: "Человек это звучит жалко", неумолимо приближается к пределу за которым начнётся печально известное "Вива ля муэрте".
А раз это модно и респектабельно там, то и наши доморощенные, и что очень важно - вполне двигающиеся в кильватере западного мейнстрима, "мастера культуры", посему в этом направлении не двигаться не могут. Ну и конечно, этой самой экзистенциальной скуке порождённой пустотой бессмысленной жизни в обществе т.н. потреблятства эти наши ребята тоже вполне себе подвержены. Отсюда и становящаяся "благою" смерть, и романтические пляски с нею на крышах. Правда, надо заметить, что А.Васильев в своей песне почему-то не захотел с ней (смертью) быть до конца и выбросил её с крыши, а сама эта дама - по тексту песни, сказала ему "До встречи", отложив их последнее во всех смыслах рандеву на неопределённый срок.... То есть помирать-то автору при этом совершенно (пока во всяком случае) не хочется (и дай ему Бог здоровья на много лет!) - больно это, страшно и вообще-то по-настоящему, но зачем же тогда писать такие тексты?
И вот тут мы плавно переходим ко второму феноменологическому моменту важному в связи с данной новостью. А именно - безответственности современных "творцов" и за своё творчество, да и вообще по возможности за всё. По принципу: "Чтоб у нас всё было, а нам ничего за это не было". То есть, 47-летний Александр Васильев, взрослый вроде как человек, уже не однократно сам являющийся отцом, самым банальным детским образом играется в смерть. Помните, как это было в детстве? "Тут я как бы умер, а тут я как бы ожил". Никакой разницы в сути самой этой игры, но очень кардинальная - в последствиях её как таковой. В детстве - это такой особый момент в игре, когда ребёнок таким образом как-то учится примиряться с неизбежностью смерти. Детство - это вообще подготовка ко взрослости. А во взрослом виде - это такое модное кокетство плюс зарабатывание средств к существованию, без всякого серьёзного желания подумать - а что именно и зачем я говорю своему слушателю? Для чего я называю смерть "живой и прекрасной" и к чему это в итоге может привести? Ведь подросток с ещё неустоявшейся или (не дай Бог!) неуравновешенной психикой может понять эти слова буквально. И сотворить (ещё более не дай Бог!) какую-нибудь непоправимую глупость....Т.е.- мы видим ту самую тотальная безответственность.
Ещё раз подчёркиваю, что я никого ничему не учу - упаси Господь, и я не пытаюсь задеть или поддеть лично Васильева, я говорю о некотором состоянии умов современных "творцов" российской массовой культуры, на примере означенных, в указанной в начале поста новости, песни и видео к этой песне.
Итак, налицо полная творческая безответственность и вытекающий из неё инфантилизм, плюс абсолютно подростковый нигилизм наших "мастеров культуры" в перестроечный и постперестроечный (по сей день) периоды времени. И это и есть то, за что боролась в перестройку вся позднесоветская интеллигенция и чего требуют себе её современные преемники, которых таковой, по причине в т.ч. и культурного регресса в стране, назвать уже никак нельзя (А.Васильев - просто типичный представитель второй группы). Это и есть та "свобода творчества" о которой они кричали тогда и кричат по сей день. Та самая "свобода от", а не "свобода для".
Не могу не позлорадствовать на тему того, что в идеале, позднесоветские перестроечные "творцы" практически, видели такую "свободу" в виде ещё социалистического госфинансирования, на основе которого они будут реализовывать все свои эротические и прочие фантазии. Ну и тратить данные средства бесконтрольно, как им, "творцам", заблагорассудится. То есть - говоря современным языком - пилить почём зря. А то - эти проклятые советские ОБХСС, худсоветы и строгая отчётность, задолбали. Однако, настала постсоветская криминально капиталистическая реальность, которая указала им их настоящее место (которое оказалось почти у параши) и новым хозяевам жизни, активно делящим советское наследство, эти "творцы" оказались нужны только как обслуга. И желательно - крайне скромно оплачиваемая.
Наступила "новая", по сути своей - основательно забытая эпоха, когда, "кто платит, тот и музыку заказывает". И теперь "творцы" вынуждены подстраиваться под конъюнктуру рынка, учитывать "интересы заказчика" и часто, отчитываться - не слабее чем тогда. Правда есть особо вожделенная госкормушка, но ведь она только для избранных...
В общем всё равно для массы преемников позднесоветской интеллигенции - т.н. "креативных" всех мастей и видов, тот вожделенный "праздник непослушания" - "свобода от" всяческой ответственности плюс халявная госкормушка, так и не настал. Потому им не мил и современный российский криминальный капитализм и ненавистно, само российское государство. Надежды так и не сбылись....
Что же мы имеем в итоге? Мы имеем, так сказать "мастеров культуры" нового типа - инфантильных, любящих деньги и крайне безответственных и при этом отчаянно скучающих. Истинных певцов эпохи потребления - их задача, для большей продаваемости своего продукта, постоянно чем-то "зацеплять" отчаянно скучающего и видавшего уже всё на свете современного постчеловека-потребителя, ошеломлять его для этого и впечатлять. Делать шоу. В этой борьбе хороши, как видим, практически все средства, а уж раз используемая в данном случае тема "благой смерти" совпадает с западным мейнстримом (а для большинства наших современных творцов - это сакральная вещь) и ещё и выражает формулу перехода от скучно звучащего человека к "Вива ля муэрте", то почему бы и в это не поиграть? Тем более, что как сказал год назад на своём концерте К. Никольский (зачеркнув этим всё своё творчество к чертям собачьим): "не надо относиться к моим песням и творчеству серьёзно, это всё игра такая"....
Вот и играются, ребята, застрявшие в юности или, что ещё хуже, понимающие в чём тут дело и ведущие такого рода игры сознательно. Не могу и не буду говорить за лидера "Сплина", потому что его песня и видео к ней в данном случае для меня, ещё раз подчёркиваю, просто пример вот такой "игры в бисер". И может всё бы это ничего, но такое впечатление,что с развалом СССР вся жизнь стала какая-то игрушечная, ненастоящая. А это, между прочим, продолжается уже 27 лет, т.е. больше четверти века. Не пора ли взрослеть?