Вся эта американская чехарда с Олимпийскими и Параолимпийскими играми натолкнула меня на некоторые размышления о современных США, их внутренней сути. Даже решился написать пост на такую нетипичную для себя тему как спорт. Хотя, конечно, спорт для меня скорее просто некое феменологическое подтверждение или, скорее, логическое обоснование этих моих мыслей. И, конечно, без примеров из области и культуры и искусства я обойтись и в этом случае не смогу - всё-таки это моя основная тема. Тем не менее, начальная точка моих рассуждений - спорт и события вокруг Олимпиады-2016. Но главное о чём говорит вышеупомянутая мной ситуация - это о той самой американской исключительности, вернее о её развитии в современное, крайне неприятное и гнусное, состояние. И именно об этом и пойдёт дальше речь.
Видите ли, в чём дело - США же всю жизнь формально позиционирует себя как «оплот законности, свободы и демократии», при совершенно обратных, как правило, фактических действиях. И все эти их финты с частичным вышибанием с игр в Рио сильнейших соперников - около трети российской команды, а наших параолимпийцев (инвалидов, чьи права как категории меньшинства по их же мнению - надо защищать, ведь именно под этим американским соусом идут все эти наши доморощенные инклюзивные эксперименты) - так просто полностью, пляска международных спортивных организаций под их дудку, раздача самим себе медалей и наград, откровенное давление на судей во время Олимпиады, передача их параолимпийцам приглашений российских спортсменов и другие подобные наглые и хамские выходки, настолько показывают их настоящую и насквозь прогнившую суть, что дальше некуда. Хотя в их собственных глазах, это должна быть имитация той самой вожделенной ими вседозволенности их же, как "хозяев мира".
Всё это происходит на фоне того, что Соединённые Штаты при втором сроке Обамы практически себя как настоящая сверхдержава показать просто не сумели. Да, они всё ещё неимоверно зубасты, наглы, влиятельны и агрессивны. Но при этом, даже не сумев сильно возразить или организовать информационную провокацию (это при их монополии на мировое общественное мнение!), умылись в Сирии, где Россия их просто, что называется, "сильно подвинула" из основного процесса сохранив столь ненавистного им Асада; на Украине - куда так-таки не вошла и где не завязла российская армия, а Крым в составе РФ и практически автономные ДНР-ЛНР существуют себе вполне сносно, чего трудно сказать об остальной «незалiжной», где как раз всё помирает на глазах; в Турции - где они крепко насолили Эрдогану в помощи мятежникам и теперь на весь мир вынуждены перед последним вилять хвостом и прочая, прочая.
И вот, после всех этих художеств, нынешние бравые американские ребята в итоге преспокойно, наплевав на последствия и мировое общественное мнение, отыгрались на русских инвалидах - дескать, отомстили, и забрали своим инвалидам (естественно, ведь их инвалиды - самые инвалидные инвалиды в мире) приглашения наших. Спрашивается - это что за упражнения такие? Это что за «сверхдержава» такая, которая умудряется ежедневно корчить из себя Наполеона и в тоже время мстить немощным, абсолютно нечестно играть и мелочно гадить? Ответ прост - никакая, стремительно дряхлеющая и разлагающаяся морально и физически. Это уже не сверхдержавное поведение, спокойное со знанием своей правоты а плохая истерическая симуляция последнего.
Как же так произошло, что потомки Дж.Уинтропа так низко пали? Где же это его знаменитое (из Библии, конечно): "Мы должны иметь в виду, что будем подобны городу на холме и глаза всех будут устремлены на нас: поэтому, если мы будем кривить душой перед Богом в деле, которое мы начали, и, таким образом, вынудим Его лишить нас помощи, которую Он нам сейчас оказывает, мы ославим себя и станем притчей во языцех для всего мира, мы откроем уста врагов для хулы путей Господних и всех деяний во имя Бога"? Почему Америка стала этой самой притчей во языцех, практически в условиях того,чем грозил когда-то Уинтроп? И каким образом эта самая пресловутая "американская исключительность" а сутью её,по мнению Алексиса де Токвиля (и не только его), была пуританская мораль в сочетании с суровыми условиями жизни американских первопроходцев, стала вот этой очень неприятно пахнущей вещью?
Ответ, наверное заключён уже в высказывании де Токвиля и дан одним из основателей великой американской литературы (которая тоже уже давно не та) Уильямом Фолкнером в его рассказе "Золотая земля" - это изменение условий жизни следующих за первопроходцами поколений американцев в сторону изнеженности и отрицание основной частью их веры и устоев отцов. А отсюда - их человеческое измельчание, вот как Фолкнер описывает поколение американских пионеров: "По мере того, как застава из землянок средь прерий Небраски перерастала в поселок, а поселок потом - в город, по-настоящему разрасталось лишь одно: слава его отца, она росла, придавая ему очертания великана, который в некое безвозвратно минувшее, хоть и не столь уж давнее время с голыми руками вступил в богатырскую схватку с немилосердной землей и выстоял, и в известном смысле одержал победу - и как тенью был город, так тенью же была слава; тенью, совершенно не соизмеримой с сухим и угловатым мужчиной, живым человеком, отбросившим ее. И с живою женщиной - как по тому времени оба они запомнились сыну. Люди как люди, дышали воздухом, должны были, подобно ему, есть, спать, однажды породили его на свет - и были при всем том совсем чужие, словно бы иного племени; стояли бок о бок в непреложном одиночестве, словно бы забрели сюда ненароком с иной планеты; не как муж с женою стояли, но как кровные брат и сестра, единосущные двойники; ибо своею твердостью, своею волей и способностью выстоять снискали для себя непостижимый покой и мир".
В пику этому, первому поколению Айр Юингов (это имя главного героя "Золотой земли" и его отца), его сын из Небраски сбежавший на хлебный и полный шальными заработками Запад, вроде бы исполняет главную американскую мечту "из грязи в князи" абсолютно любыми средствами, но платит за это вырождением своих детей - дочь становится беспутой запутавшейся в грязи недоактрисой, а сын -извращённым и циничным ублюдком. И эти дети - типичные представители целого нового поколения американцев, которое Фолкнер называет: "предтечи нового племени, еще не виданного на земле: мужчины и женщины, неподвластные годам, прекрасные, как боги и богини, - и с разумом младенцев" (тут самое главное - то, что с разумом младенцев). И изрекает ему приговор - приговор и предостережение вообще всей американской нации, изрекает устами матери Айры Юинга-второго Саманты Юинг - той самой жены, подруги и сестры во Христе Айры Юинга-первого. "В том-то и беда, - сказала она. - К тебе слишком легко идут деньги. В здешних местах вообще житье чересчур легкое для Юингов. Для тех, у кого деды и прадеды родились здесь, может быть, и подходяще, кто его знает. Для нас - нет. <...> Никогда Юингам в этом мире не доставались легкие пути. Возможно, так оно и задумано господом".
И это - главное. Американский дух первопроходцев-пионеров, тот самый который и сделал их когда-то настоящей сверхдержавой, сформировался в тяжёлых условиях выживания на непростой новой земле в сочетании с крайним пуританским аскетизмом и жесточайшей моралью. Это - основа той самой американской исключительности, расшатав которую в угоду жёлтому дьяволу и вечной власти его главных жрецов, американцы и превращаются вот в то мелкое и пакостное племя, способное обидеть даже ни в чём, кроме того, что он - русские, не повинных инвалидов. Дух их нации, её ядро, как показывает Фолкнер (и не только в "Золотой земле") - вырождаются. И тогда исключительность американского типа постепенно превращается в старую и крайне недобрую идею фундаментального человеческого неравенства, которая уже изначально частично заложена в идее протестантского предопределения. Заложена она постулатом о том, что в царство божье войдут только избранные, православный апокотастасис (всепрощение, всевосстановление) тут не предполагается. И тут уже можно и поступать с теми, кто не является для тебя вполне людьми, не вполне по-человечьи и инвалиды их - тоже для тебя уже не вполне люди и не вполне инвалиды.... Вот такая вот история с этой их "исключительностью".
Закончить же я хотел бы цитатой из "Города жёлтого дьявола" М.Горького, тем местом, где Алексей Максимович рассказывает про памятники этому самому первому поколению американских пионеров и их ненужности, неуместности в городе жёлтого дьявола американской мечты (кто не знает - рассказ о Нью-Йорке):
"Одни из героев опустили руки, другие подняли их, протягивая над головами людей, предостерегая:
- Остановитесь! Это не жизнь, это безумие... Все они - лишние в хаосе уличной жизни, все не на месте в диком реве жадности, в тесном плену угрюмой фантазии из камня, стекла и железа.
Однажды ночью они все вдруг сойдут с пьедесталов и тяжелыми шагами оскорбленных пройдут по улицам, унося тоску своего одиночества прочь из этого города, в поле, где блестит луна, есть воздух и тихий покой. Когда человек всю жизнь трудился на благо своей родины, он этим, несомненно, заслужил, чтоб после смерти его оставили в покое".
И вот, похоже, именно этот момент окончательного ухода идеалов поколения американских первопроходцев, предсказанный ещё больше ста лет назад нашим великим писателем, мы и наблюдаем в настоящее время в стремительно дехристианизирующихся и топчащих своё собственное прошлое эпохи Модерн, меняющих это наследие на глобалистскую постмодернистскую по сути своей слизь, современных Соединённых Штатах. И приход на место настоящей - пусть и ястребиного типа, но сверхдержавности типа Модерн, её неудачной симуляции.