О человечности в человеке (по фильму "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил") часть 2

Mar 17, 2016 16:30



С некоторым опозданием, за которое прошу тех кто читает мой блог, меня простить, выкладываю вторую часть поста про фильм "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил". Вот ссылка на первую часть, мало ли кто захочет прочитать данную работу целиком. А под катом - часть 2.

Вторая встреча Иванушки - это его беседа с волшебником Лукомором. Волшебник в это время разочаровался во всём роде людском. Все его чудеса, которыми он хотел улучшить этот несовершенный мир использованы во вред миру, а не во благо: "Люди приспособили шапки-невидимки для безопасного воровства, скатерти-самобранки расхватали ленивые обжоры, кошельки-самотрясы оказались в бездонных карманах жадных богачей". На это, по мнению Лукомора, ушла его долгая, нелепая и ненужная жизнь. Он жжёт все свои оставшиеся чудеса и собирается лечь и умереть, потому что "Волшебники умирают, когда они перестают быть волшебниками". И как раз в это время к нему приходит Иванушка и в первую очередь просит, нет, не чуда для Настеньки (вот такой он, Иванушка не о себе радеет в первую очередь), а именно расколдовать как бы Федьку из коня в человека. Тут и выясняется, что конь - натуральный и естественный и весь остальной федькин обман. Более того, Лукомор выясняет, что Иванушка всю дорогу шёл пешком, а коня вёл в поводу ("Как же можно? Я же его за человека посчитал" - говорит Иванушка) и задаёт Иванушке главный вопрос: "А вот почему он (Федька) коня обратно вернул? Как ты это понимаешь?". И Иванушка отвечает, что "Я это так понимаю, дедушка, совесть". И даже у конокрада - совесть, конокрад, он ведь тоже человек. То есть человеческое, в итоге, восторжествовало в даже, казалось бы, совсем бессовестном и безнадёжном человеке.

Этот момент, он тоже крайне важен. Понимаете, тут снова показана типично русская традиция. Человек в ней не предопределён (как на протестантском по сути своей Западе - вспомните, к примеру, их известный фильм «Назад в будущее», в котором положительные персонажи положительны и во всех вариантах реальности, отрицательные - отрицательны, а нищий - нищий и пьяница всегда) в этой жизни и всегда может измениться сам и изменить жизнь вокруг себя (вспоминается тургеневский Базаров с его: «Каждый человек сам себя воспитать должен!» или корчагинское: «Нужно прожить жизнь так, чтоб потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»). Это и делает Иванушка, причём только своим очень русским простодушием, открытостью и честностью. Это такая судьба этого персонажа - помогать людям обнаруживать в себе что-то светлое, что казалось уже окончательно угасшим. Случай с Федькой - как раз из разряда этих. Он, пусть на какое-то мгновение, но всё же сворачивает из-за встречи с Иванушкой с пути зла, обнаруживая в себе ещё теплящееся, живое, человеческое. Дальнейшая жизнь - дело его выбора (того самого - фундаментального выбора между добром и злом), теперь возможность измениться в положительную сторону ему показана и дана.

Вернёмся к собственно фильму. Лукомора как будто озаряет от этих слов Иванушки, он ему помогает - даёт самое своё сокровенное чудо (волшебную доску с грифелем, написанное на ней - исполняется) и снова начинает верить в людской род. Т.к. последний - не безнадёжен и есть среди него те в кого можно верить, кого можно уважать и кому надо помогать. Он снова начинает свою работу и Иванушке за это (и это тоже чудо и очень даже немаленькое, ведь согласитесь - вернуть веру в человечество полностью в нём разочаровавшемуся человеку - это нужно суметь!), благодарен даже слуга Лукомора Фома, которого Иванушка сгоряча, второпях посадил в бочку, чтоб пройти к волшебнику (слуга его не пускал).

В это время в доме Настеньки, Марко Богатый приглашает разнообразных шарлатанов для лечения дочери, т.к. доктора обычные от неё отказались. Последний из тех, кто её «лечит» - факир (В.Этуш) и первостатейный прохвост. В это время к себе домой, с помощью лошадиного чуда, возвращается Иванушка и они с бабой Варварой пишут первое желание (писать, нужно подумавши, т.к. грифеля совсем мало и на много желаний не хватит). И вот под диктовку бабы Варвары Иванушка пишет: «Пусть к Настеньке вернуться хоть какие-то чувства». И тут к Настеньке возвращается чувство - ненависть. Она начинает рвать и метать все, что попадётся под руку. Марко Богатый недоволен и посылает факира (т.к. он думает что такое «исцеление» дело рук последнего) исправлять эту ситуацию пока Настенька весь дом не разнесла в клочья. Параллельно Иванушка с бабой Варварой, узнав о такой незадаче, пишут новое желание: «Пусть ненависть исчезнет, появится любовь». Ввиду того? что рядам оказывается прощелыга и негодный человек - факир, Настенька влюбляется в него. Баба Варвара снова бежит к Иванушке со словами: «Опять мы с тобой промахнулись, Настенька-то наша в прощелыгу этого влюбилась!». И тут Иванушка снова поступает, как это может сделать только он. Он любит Настеньку всем сердцем и так чисто и бескорыстно как это только вообще возможно. Поэтому, узнав что она любит теперь другого и желая ей счастья, он пишет: «Пусть негодяй станет порядочным человеком».

Никакого чувства ревности или собственности у него не возникает, никаких сомнений - он ни минуты не сомневается в том, как должно поступить в этом случае. Он просто по-другому не может поступить - но это не предопределение, а именно суть Иванушки, чистая и светлая. Без этого он не был бы собой, а поступив по-другому - утратил бы себя самого. И любовь у него такая же - чистая и настоящая. Иванушка, по сути, жертвует своим личным счастьем, ради счастья Настеньки.

Это ещё одна важная русская традиция - способность к самопожертвованию во имя любви. Конечно, бывают жертвы и другого типа, но эта - может быть самая высокая и точно самая русская. Именно ради любви к Родине жертвовал собой Александр Матросов, Николай Гастелло, Александр Карбышев и многие другие истинно русские люди. И это - истинная любовь, а не разнообразные западные циничные разглагольствования о ней (почему-то сразу песня U-2 «In the name of love» вспоминается…) которые в итоге и привели Запад к толерантности и иже с ней. Но, бог с ним, с Западом…

И именно об этом - о любви и самопожертвовании (а где-то и долге - ибо Иванушка действует так, потому что он должен действовать так во имя любви) этот фильм. Таким образом, нам передавало эту великую русскую традицию, оплёванную и оболганную за 25 постперестроечных позорных лет то старое советское поколение. Так, в форме сказке, мы и те кто его смотрит сейчас - её усваиваем. Потом, руша её, нам рассказывали досужие доморощённые как бы «либералы» о том, что Матросов - кинулся на дот спьяну, Гастелло - был псих, а Карбышева они вообще технично пытались забыть. Они договаривались и до того - что сам Иисус был просто психопат и это доказывает сцена с выгоном торговцев из храма… Что подвига и самопожертвования нет и быть не может. Но их старания пропали и отчасти потому, что до сих пор, слава Богу, есть такие вот чудесные фильме в этом неоднозначном советском наследстве и они снова и снова учат нас высоким чувствам Любви, Долга и самопожертвования во имя них. И через это - изменение себя во имя любви к любимому человеку, людям вообще, Родине, в конце концов, и изменении жизни вокруг себя к лучшему. Вот такое очень простое и в тоже время непростое и глубокое это кино…

Иванушка-дурачок, человек, фильм, Олег Даль, воспитание

Previous post Next post
Up