Посмотрел на днях активно рекламируемого по всем каналам "Марсианина" с Мэттом Дэймоном в главной роли. Ввиду явного использования авторами данного фильма параллелей с хорошим более ранним фильмом "Межзвёздный" (часть тех же актёров на примерно таких же ролях - Д.Честейн и тот же Мэтт Деймон, образцы техники и т.п.), само собой напрашивается (хотя бы короткое) некоторая сравнительная характеристика этих двух фильмов и того, что авторы обоих пытаются нам своим творчеством сказать. Сразу скажу, "Марсианин" капитально проигрывает по всем статьям.
И также сразу оговорюсь, что предлагаю вниманию тех кто будет читать данную заметку не детальный разбор обоих фильмов, а какое-то понимание их внутренней сути, идей которые там заложены. Потому что игра актёров, технические, сюжетные ляпы и притянутости, создаваемые образы персонажей - это всё конечно важно, но явно вторично. На первом месте всегда сюжет и главная идея фильма (во всяком случае для зрителя думающего, требовательного - а именно такой, как правило и важнее всего для серьёзного творца-режиссёра каковым Крис Нолан то уж точно является, да и Ридли Скотт явно не любитель тупости).
Начинаю с "Межзвёздного". Это фильм о том как загнанное в угол (войной и её последствиями такими как глобальная экологическая катастрофа) человечество постепенно теряет свой дом - матушку Землю и лучшие представители этого человечества ищут всем остальным новый дом в другой галактике, идя туда по пути выстроенному для нас же человечеством будущего. Это по сути фильм о вере в Человека, но, конечно, в типичного американского героя-одиночку. Именно ему, по мнению авторов и по силам (а отсюда, и предстоит - типическая их идея предопределения) спасти это заблудшее и наломавшее дров остальное человеческое стадо.
Купер из "Межзвёздного" это герой во многом тождественный какому-нибудь Айре Юингу первого поколения У.Фолкнера, который вгрызался в неприветливую, холодную землю штата Небраски, отказывая себе во всём и героически, в полной нищете растящий при этом своих не менее крепких отпрысков, пшеницу и строящий свой небольшой протестантский "город-сад", и именем которого люди поверившие в него, идущие за ним и выжившие с ним называют образовавшийся на этом месте городок. Всё остальное человечество в "Межзвёздном" - увы, также как и сын фолкнеровского Айры Юинга ищет только лёгкие пути, жаждет развлечений, удовольствий или покорно идёт на заклание себя в жертву своих собственных более ранних ошибок. Людей такого уровня настолько в этом человечестве нет, что когда умирает дочь Купера Мерф, улетает на другую планету для создания новой колонии спутница Купера по его межзвёздному походу, доктор Брэнд, лучшим другом Купера становится не человек, а старый военный робот, со своеобразным чувством юмора заложенным в его программу...
Авторы, как и Фолкнер за 79 лет до них, не верят в большую часть современного им западного (и американского в первую очередь) человечества, которое создав себе искусственные тепличные условия жизни на орбите Сатурна, рядом с Кротовой норой (путём в другу галактику!), никуда не стремится, ничего сверхвозможного делать не хочет, и сидит себе спокойно дальше, также смотрит телевизор, пьёт пиво и играет в бейсбол. И даже не понимает, и не задумывается, что именно Купер пожертвовал собой во имя их удавшегося спасения. Герой для них - его дочь (а то что она по сути смогла спасти их только благодаря жертве Купера - никого не волнует) которую они лицезрели. В итоге Куперу нечего делать среди этих людей, которые по сути своей - наши современные потребители. Развращённые и расслабленные, изнеженные и бесцельные, самовлюблённые и равнодушные. Собственно ему нечего было делать и на умирающей Земле, но долг воспитания своих детей, был для него превыше всего. И в итоге он, по совету дочери и зову собственного сердца улетает чтобы помочь создать то новое человечество, которое уже растит на планете куда её звала любовь, доктор Бренд и передать им свою такую важную и сильную самость. Новое человечество, очищенное от всех пороков и грехов старого... И именно в него, в обновлённое и оздоровлённое таким образом (максимально возможное отсутствие контактов с испорченным человечеством старым) человечество и верят авторы "Межзвёздного" и туда же посылают Купера.
И ещё очень важно отметить роль учёных в "Межзвёздном". Они либо вообразившие себя правоимеющими, т.е могущими решать за тех кто остался на Земле их судьбу без ведома последних (профессор Бренд), либо трусы не могущие переступить себя и из-за этого чуть не губящие всё человечество (доктор Манн), либо (единственный положительный учёный, и то, потому что это дочь Купера и он сам ей помогает) Мёрф. То есть в учёных авторы тоже не верят и только с помощью героя-одиночки,они способны что-то для всех остальных сделать.
Про "Марсианина" так много сказать нельзя. Тут всё проще. Космонавта Марка Уотни (его играет сыгравший до этого в "Межзвёздном" доктора Манна, Мэтт Дэймон) ввиду начавшейся марсианской пыльной бури и отказа аппаратуры его скафандра, думая что он погиб, оставляют на Марсе его коллеги по экспедиции туда. Однако он случайно выживает и весь остальной фильм - это история о том как его оттуда пытаются вытащить, делая как массу глупостей, так и как бы героических выпадов, а он на Марсе выживает (расти картошку, налаживает связь с Землёй и т.п.) и в итоге его же коллеги (командир которых Мёрф "Межзвёздного" Д.Честейн) его оттуда и забирают. Всё. Хэппи-энд.
Фильм скушен, пуст, пересолен везде где можно и нельзя и сюжетно кое-как склеен. Несуразность и разнообразные несоответсвия (обильно сдобренные типичным не очень умным американским юмором) просто бьют в глаза. Вроде бы это должен быть эдакий новый трагический, космический "Робинзон", но доктор Манн перекочевавший из "Межзвёздного" сюда в лице Мэтта Дэймона (труса, отрицательного там персонажа) никак не даёт это сделать и этому активно способствует также и Мёрф, оттуда же, которой даже толком тут не поменяли причёску (Д.Честейн).
И всё время не очень понятно, как же именно относится сам автор к своим героям: к примеру,с одной стороны в результате аварии Марк Уотни остаётся без картофеля и ему грозит голодная смерть (трагедия, вроде бы), с другой тут же то ли в шутку, то ли серьёзно говорится - "У меня неделю как закончился весь кетчуп, потму я буду есть остатки этой картошки с риталином и никто мне этого не запретит" (ну главная проблема, блин!)...
Марк Уотни - ни то, ни сё. Да, он вроде как делает большую работу которая ему помогает выжить и рискует жизнью летя практически на голом двигателе навстречу кораблю его коллег, но всё это настолько неубедительно, глупо и перенакрученно, что просто-таки вспоминается К.Станиславский с его: "Не верю!".
В итоге идеи "Марсианина" таковы: как бы для спасения одного человека которое на самом деле - хороший пиар и возможность получит средства под развитие марсианской американской исследовательской программы, нужна коллективная работа, можно нарушать инструкции, рисковать жизнью нескольких других людей и даже (о да!) договариваться о сотрудничестве с китайцами (последнее явное предложение китайской элите от элиты американской о возможной почётной капитуляции последней, на американских условиях. Именно поэтому, России и остального мира, кроме Китая, Германии (вообще Европы) и Америки в фильме как бы нет вообще).
То есть основная идея "Марсианина" - это и товарища с планеты забрать, и денежку при этом заработать, и с китайцами шашни завести, и ещё поржать надо всем, что можно и нельзя (тут они и над "Властелином колец" никак к делу не относящемуся, это умудрились сделать) в т.ч. - над собственным фильмом и героем. Чтобы не было никакого особого героизма да и героя - тоже. И это и есть идея создания постчеловека - существа без ценностей и опор. Пусть будет легковнушаемое, не способное к Поступку и критическому мышлению легко манипулируемое и управляемое существо.
И в этом противостоянии и противопоставлении по сути двух этих фильмов явственно видна борьба двух типов американской культуры - героизма Модерна, с его светским гуманизмом и твёрдыми принципами, с героем-одиночкой, личностью и не без изъяна, но всё же с Человеком и постмодернистского мозаичного постчеловека без гуманизма и без принципов. И несмотря на то, что даже теперь некоторые образцы героев Модерна (Купер) продолжают нас восхищать, постмодерн, дегуманизация человечества, деградация их искусства и дегероизация человека наступают семимильными шагами. И ответа на вызов такого расчеловечивания и них на Западе, как показывает современная еденичность и нетипичность фильмов а-ля "Межзвездный", нет... Что же, очевидно, (в который раз!) без России эти вопросы никому не решить (это показала, например, ситуация в Сирии где наши ВКС уже с месяц, успешно громят ИГИЛ, назло американцам и явно перевыполняя заявленные ранее ими же цели).