Американский образ будущего в далёких 60-х, на основе романа Саймака

Sep 10, 2015 23:33



Я тут немного пропал из ЖЖ, и прошу меня за это сердечно простить, тех кто читает мой блог. Но хочу сказать, что у меня была серьёзная причина - готовился к докладу по творчеству Толкиена на литреатурном клубе. И пришлось читать много эпического и исследовательского материала, для того чтобы справиться с последним (Толкиен, вспоминая известную фразу из фильма "ДМБ": "Это вам не это", он очень насыщен и с наскоку его не возьмёшь, там есть много чего треба выкопать, прежде чем о нём говорить и пришлось серьёзно поработать). Материал о Толкиене, я выложу когда его доработаю и наверное, не в одной статье - уж больно большой объём материала. А сегодня, предлагаю вашему вниманию мой доклад на февральском литературном клубе посвящённом американской фантастике. Я рассматривал известный роман К.Саймака "Почти как люди" в котором Саймак рассказывает как человечество чуть не продало пришельцам, которые архиграмотно использовали законы и возможности экономической системы под названием "капитализм" вкупе с западной страстью к наживе, нашу родную планету. В общем вещь нынче для нас (ввиду того, что мы в такой общественно-экономической формации варимся вот уже 25 лет) архисовременная и предлагаю тот доклад вашему вниманию.

В рамках темы «Образов будущего в американской фантастике», я рассматриваю произведение Клиффорда Саймака «Почти как люди». Фантастический роман 1962 года на одну из самых классических тем ещё со времён одного из основоположников этого литературного жанра Г.Уэллса (Война миров) - завоевание пришельцами из космоса нашей планеты. Эта тема - может самая популярная среди фантастов и практически каждый уважающий себя писатель (особенно в жанре НФ) в ней так или иначе считал (и считает до сих пор) отметиться. Но «Почти как люди», это не очередной штамп, а достаточно талантливое и глубокое произведение, хотя бы потому, что Саймак отходит от штампов, когда Землю завоёвывают силой и в данном случае пришельцы Землю постепенно скупают, пользуясь для этого экономическими возможностями общественно-политической формации, известной под названием капитализм.

Немного о сюжете (ну вдруг кто не читал). Героем выступает репортер, заподозривший неладное в окружающей его жизни, помощниками - его девушка (а вот это как раз штамп) и пришелец-союзник, конкурент кегельных шаров, говорящий Пёс. Итак, инопланетные существа похожие на кегельные шары, которые могут превращаться, во что угодно и перемещающиеся в пространстве по непостижимым норам в пространстве, которыми они опутали как минимум всю Америку (а в романе подразумевается, что и все капиталистические страны); превращаются в деньги и, давая невообразимо высокие цены за недвижимость и землю, начинают скупать на эти деньги всю планету. Людей при этом они выгоняют буквально лишают крова, а в перспективе собираются лишить и пищи. Всё это они проделывают предварительно, естественно, насколько это позволяет им их инопланетная природа, хорошенько изучив человеческую этику, экономику и юриспруденцию. При том, всё выставлено ими так, что всё, кроме денег которые - это они сами же (это элемент мошенничества с которым борется их конкурент - и потому наш союзник, инопланетный Пёс и который за это, плюс нерешительность и мерзкая этика кегельных шаров, эти шары ненавидит), делается согласно экономическим и юридическим законам капиталистического рынка (периодически общаясь с героем, они постоянно подчеркивают, что все их действия - законны). И цель их, захватив нашу планету, продать её под курорт для инопланетян (такая планета как наша - редкость, по словам Пса) и на вырученные от этого (какие-то) средства приобрести особенный аромат, запах. Т.к. - аромат, блаженство, получаемое от него, это единственный стимул их развития и вообще единственный смысл жизни. Герой мечется, безуспешно борясь с ними и параллельно пытаясь рассказать кому-либо о пришельцах, но ему никто не верит, кроме друга учёного - которого пришельцы убивают, девушки - которая верит только когда сама с пришельцами сталкивается, говорящего Пса - говоря с которым герой не до конца уверен в трезвости своего рассудка и старого чудака-лесника, который со своими скунсами помогает пришельцев победить, т.к. резкий запах скунса оказывается тем самым Ароматом, ради которого пришельцы собираются всё это с матушкой Землёй проделать (сведённые с ума запахом пришельцы выдают себя и собираются в одном месте, деньги которыми они были - исчезают и т.д., до полной победы). И эта победа - чистая случайность. Везение. При этом остальное человечество спокойно как баран идёт на заклание (потому как это - законно), несмотря на то, что явно в мире что-то не так, отчаянно делая вид, что всё в порядке и цепляется за свою уже практически уничтоженную повседневную рутину. И одумывается только когда видит пришельцев воочию.

Главный возникающий вопрос о смысле всего романа - что означает название «Почти как люди»? Тут есть два пласта понимания этого вопроса. Верхний таков: в романе выводится такая прямая параллель, что эти существа, лишая людей крова и пищи, вытесняют их точно так же, как когда-то люди ради жизненного пространства вытесняли животных, вырубали леса, строили города, распахивали земли, заставляли голодать себе подобных и т.п. Короче делали из девственной Матушки-природы антропосферу и вообще так творили человеческую историю. Конечно, человек так, хоть и варварски, но развивался, а пришельцы хотят планету продать за запах, удовольствия. Ну, так они на то ведь они и не люди, а «почти» как люди:

«-Сегодня утром я говорила с одной семьёй - эти люди от отчаяния потеряли голову, - сказала Джой (девушка героя), - И всё из-за того, что им негде жить. А вечером мне встретилась другая семья, которую выбросили на улицу из-за того, что глава семьи остался без работы.
- Такого рода события происходили на протяжении всей вашей истории, - изрёк Этвуд (вочеловечившееся некоторое количество прищельцев). - И вы меня не переубедите. Я читал труды о вашей истории. В положении, которое мы создали, нет ничего нового. Напротив, для вас, людей, оно очень и очень старо. Поверьте, мы действовали честно, свято чтили букву закона» (на это возразить героям, кроме того, что пришелец абсолютно аморален, нечего…).

Это верхний пласт. Но сеть тут ещё и пласт внутренний. Тут важен контекст и понимание тогдашней исторической ситуации (книга, напомню 1962 года) время, когда осколки уходящего капитализма классического окончательно капитулировали перед натиском разнообразных молодых транскорпораций, т.е. временем начального формирования того что сейчас называют глобализмом. После войны США, пострадав от последней в наименьшей степени, превратились в первую мировую сверхдержаву. Начались т.н. «сытые» десятилетия, резко выросло кол-во т.н. среднего класса и его достаток и американское общество, таким образом, постепенно становится тем, что мы теперь называем "обществом потребления" (термин, который ввёл Э.Фромм после Второй мировой войны) и "обществом спектакля" (позже, в конце 60-х, Ги де Бор). Человек в обществе, окончательно становится в первую очередь вещью (чем дороже - тем выше социальный статус, потребление и т.д.) и позиционирует себя в обществе (а общество его оценивает) именно с этих позиций (в романе это отмечено так: когда герой едет на супердорогой машине данной ему пришельцами в качестве взятки, но он на дороге всё равно чувствует себя выше других, другие его машину отмечают и ему приятно это). К этому необходимо добавить начавшееся противостояние с социалистической сверхдержавой СССР и отсюда постоянная угроза ядерной войны, и, соответственно, страх перед нею. Т.н. «американская мечта» была обесценена, об этом говорил ещё в 1955 году сам нобелевский лауреат У.Фолкнер. На лекции в университете штата Орегон, а затем в статье «О частной жизни. Американская мечта: что с ней происходит?» он произнес: «Была Мечта… Мечта - это свобода равного начала со всеми остальными людьми, это свобода, которая обязывает защищать и охранять это равенство индивидуальным мужеством. Честной добротой, взаимной ответственностью… Потом мы потеряли Мечту… Теперь она ушла от нас. И в вакууме больше не звучат сильные голоса, голоса, которые не только ничего не боялись, но и не знали такого чувства, как страх».

Причиной исчезновения американской мечты, Фолкнер считал обезличивание человека, омассовление, стремлении «превратить его еще в одно безымянное слагаемое той безымянной, безликой, лишенной индивидуальности массы, формирование которой, похоже, стало нашей целью» (целью именно капитализма (но сказать это внятно и честно сам Фолкнер так и не решился) т.к. речь идёт об отчуждении и не только труда, но и досуга, как об этом писал чуть позже Э.Фромм) и как следствие растущую бездуховность и кризис культуры. На смену среднеамериканской философии «человека направленного вовнутрь» - с внутренним стрежнем и твёрдыми убеждениями, приходит «человек направленный вовне» тотально зависимый от мнения окружающих не контролируемых им общественных сил (в первую очередь на ум приходят всевозможные СМИ). Позднее Фромм написал также и о том, что человечество в случае движения по этой траектории развития, придёт к полностью дегуманизированному обществу ("Революция надежды" 1968) к 2000 году.

Этот процесс, изменения общества, очень явно показан в книге на примере продажи универмага «Франклин» которым владеет одноимённая семья. Без которого нельзя было представить город, в котором происходит действие романа:

«Потому что универмаг «Франклин» и семья Франклин были традицией города. <…> Продать «Франклин» всё равно, что продать здание суда или церковь» (интересно, что тогда себе такое невозможно было даже вообразить - а теперь, в той же Европе, запросто...).

Для тогдашней Америки это символ процессов начинающейся глобализации: слом сознания, изменение моральных устоев (сексуальная революция), потеря идеалов (обесцененная «американская мечта») , изменение образа и уклада жизни (от классической буржуазной сдержанности к безудержному потреблению):

««Франклин» был не только торговым центром. Тщательные чопорные старые леди в опрятных костюмах регулярно устраивали в чайной комнате на 7-м этаже скромные пиршества. Домохозяйки, отправляясь за покупками, неизменно встречали у «Франклина» своих старых знакомых и останавливались поболтать между прилавками. Там устраивались художественные выставки, читались лекции на возвышенные темы - короче, использовались все приманки, которые для американцев являются критерием изысканного вкуса. Для представителей всех классов, независимо от их образа жизни, «Франклин» был рынком, местом встреч и своего рода клубом».

При этом, перед этим обществом и представителями того капитализма, классического, с твёрдыми убеждениями, строгой моралью и чёткими идеалами Саймак просто преклоняется. Когда его герой говорит с одним из представителей старого капитализма, утверждающим, что торговля - это благородное занятие которое служит развитию человеческих отношений и заниматься им может только человек с твёрдыми принципами и убеждениями (этот человек не продаёт пришельцам своё дело), по словам героя в его ушах звучат трубы, а в глазах реют флаги далёкой и гордой, но, увы, ушедшей эпохи.

Итак, капиталистическое общество попадается на один из своих главных изъянов - беспринципную жадность, готовность на всё в погоне за сверхприбылью, про которую В.И. Ленин говорил: «Буржуазия готова продать нам веревку, на которую мы их повесим». Именно на этом же легко играют «почти как люди» пришельцы в романе и генерация новых беспринципных акул стремительно мутирующего в полную противоположность капитализма классического, капитализма нового, глобального, в реальной жизни. Саймак своей книгой предупреждает человечество, куда оно может из-за этой жадности зайти в итоге. И показывает (полностью перекликаясь с Э.Фроммом, который развивает такие же мысли в своей книге «Революция надежды»), что общество стремительно дегуманизируется и идёт к своему полному уничтожению.

Что особенно печально, в своё собственное общество, его достойный гражданин Клиффорд Саймак уже тогда не верит (остальные люди вполне себе клюют на эту наживку и пытаются сохранить такой уклад жизни до конца, если это даже только его, такого уклада, видимость), а верит (между прочим вполне в традиции протестантского американского индивидуализма) только в отдельную сильную личность. Которая в итоге всех спасает (тут прямая параллель с теми же фильмами "Пекло", «Межзвёздный», "Риддик" и т.д.) и на которую американское общество так уповает, забывая, что человек даже как животное - общественное, а уж как человек - так и тем более (только коллективизм помог когда-то человеку выжить: семья, колено, род, племя, народ).

роман, капитализм, Саймак, фантастика, почти как люди

Previous post Next post
Up