Цой - не сотрудничал с КГБ. Ответ автору поста: «Кино» и КГБ соучастники «Перестройки»

Aug 27, 2015 00:31



Тут на днях прочёл пост под названием «Кино» и КГБ соучастники «Перестройки» за авторством red_fellow. Хочу сказать, что хотя название статьи крайне скандально и очень претенциозно, но вот верификация этого утверждения просто таки никакая, одни домыслы и натяжки. Как поклонник Виктора Цоя и т.к. я когда-то уже разбирал подобные же заявления депутата Е. Фёдорова (но тот несомненно круче - Цоя агентом ЦРУ назвал), считаю своим долгом ответить уважаемому red_fellow и указать ему на его явные ошибки и нестыковки в верификации заявленного в названии его поста утверждения. Лично я с этим утверждением категорически не согласен, и считаю его для памяти Виктора - оскорбительным, т.к. Виктор Цой со своим творчеством - это такая серьёзная духовная скрепа для поколения тех кому сейчас 35-40 лет (сейчас, в основном серьёзные семейные люди, про которых говорят - на них стоит страна), человек тогда во времена перестройки, времена бесчестия, лжи и низости, говоривший о Чести и Долге и призывавший к войне, джихаду за них. Его творчество уж скорее мешало тем кто Союз рушил, и как-то очень вовремя для них он тогда 15 августа 1990-го года в аварию попал (прямо носа не подточишь...).

Скрепа эта  - ещё советская и если бы он был с КГБ так прямо связан, эта информация, для того чтобы такую скрепу уничтожить, обязательно была бы обнародована (собственно подобный вброс в своё время депутат Фёдоров и пытался сделать, только привязав его (Цоя) к ЦРУ). Правда ведь неслучайно, что московские либеральные, прозападные креаклы всё время пытаются уничтожить стену Цоя на Арбате в Москве? И вообще, человек уже 25 лет как погиб, а мы всё ещё спорим о том, кто он был такой и что собой являло его творчество - это ли не показатель того,что фигура Цоя в информационной и духовной войне России с Западом крайне важна?

Крайне печально, что уважаемый red_fellow, человек как видно из его ЖЖ, крайне патриотических взглядов, тоже повёлся на профёдоровскую клюкву и не очень владея матчастью таки не понял, что рок-музыка вообще была просто очень грамотно использована тогда в своих целях теми, кто СССР разрушал (я об этом ниже подробнее скажу) и обвиняет (как будет описано ниже - практически на одних домыслах и допусках, т.е бездоказательно) Виктора Цоя в прямом с разрушителями СССР сотрудничестве. Мой пост - это и дань памяти Виктору, вот уже четверть века как ушедшему от нас, но песни его до сих пор звучат и как никогда актуальны, и обеление его честного имени.

Пост будет построен следующим образом, я буду брать утверждения т-ща red_fellow и разбирать какие в них ошибки-неточности и с чем я согласен-несогласен. Только сразу оговорюсь, что факты касающиеся Чубайса и Ко и к Цою не имеющие никакого ВООБЩЕ отношения (и автор в принципе никак это сам в посте своём с Цоем не связывает...) и заявления Горбачева имеющие очень косвенное к истории группы "Кино" я в принципе, ввиду того что мы говорим о Цое, рассматривать не считаю нужным. Теперь от методологии, собственно к разбору полётов:

Итак, вначале red_fellow в начале своей статьи утверждает, что в 1981 году, вдруг, ни с того, ни с сего, в Ленинграде власти разрешили рок-клуб и такие клубы стали расти по всей стране как грибы после дождя.

Тут два момента, во-первых, КГБ разрешив в Ленинграде рок-клуб мотивировало это тем, что все т.н. "неформалы" (которых в городе на Неве к тому моменту было очень немало...) таким образом будут взяты на учёт (о чём говорит в цитируемом в посте red_fellow интервью Олег Данилович Калугин, бывший генерал-майор КГБ: "Комитет стремился поставить под контроль анархические тенденции в музыкальной жизни города, но объективно создание рок-клуба было полезным для общества!" ) что и было сделано. И продолжается по сей день, т.к. во-первых, бывших агентов спецслужб не бывает, а во-вторых, уважаемый .Д. Калугин почему-то их (агентов своих) не сдаёт говоря что это - "аморально" (это человек делавший перестройку о морали нам что-то рассказывает...) и дальше тут же этим ребятам говорит, дескать, вы же теперь известные люди, т.о. ненавязчиво напоминая им об их строго определённом месте в этой жизни. Да, нужно заметить, что все его (О. Калугина) заявления, КГБ официально назвало клеветническими, а сам Калугин был лишён государственных наград, звания генерал-майора, знака «Почётный сотрудник госбезопасности», персональной пенсии и других льгот, так что верить ему можно в любом случае, только с очень большой поправкой на ветер...

Во-вторых же, никакие рок-клубы в стране расти не начинают. Это происходит только уже непосредственно во время перестройки (московская рок-лаборатория - 1985 год, свердловский рок-клуб - 1986 - вот он-то как раз может, в плане того откуда родом Ельцин Б.Н., более показателен в этом смысле).

Утверждение следующее: осенью 1981 г. в Ленинградский рок-клуб вступает Виктор Цой, где и собирает группу «Кино». Тут неточность на неточности и отсюда ложные выводы. Виктор Цой не один вступил в рок-клуб осенью 1981-го, а в составе коллектива "Гарин и гиперболоиды". Вскоре коллектив, ввиду ухода ударника группы в армию превращается в дуэт Цой-Рыба (А.Рыбников - гитарист) и берёт себе название "Кино" (весна 1982-го), а весной 1983-его Рыба по причине сильнейших разногласий с Цоем из "Кино" уходит (разногласий таких, что они даже после уже никогда не общались). Цой испытывал в то время большие трудности с набором состава - Каспарян, приведённый с тусовки обмена пластинками (а никак не из рок-клуба!!!) ещё не годился ввиду неумения играть, его Цой учил и музыкальную деятельность ненадолго прервал (из-за этого казуса пришлось пропустить I фестиваль рок-клуба). Так что, как видим, членство в рок-клубе никак Цою собрать новый состав не помогло и никак не там он собрал свой коллектив.

Следующее утверждение т-ща red_fellow: Раз Ленинградский рок-клуб создан КГБ, то под патронат берутся все группы в него входящие. А это с чего это он взял и что автор имеет ввиду под словом "патронат"? Что, рокерам тексты писали, деньги платили, раскручивали на радио и ТВ? Да будет известно т-щу red_fellow, что как раз нет. И вообще, такие вещи нужно доказывать не одними голословными утверждениями. фактов нам - не приведено, в первую очередь потому что их просто нет таких. Цой как раз тогда еле концы с концами сводил, мыкался по работам и без состава (о чём я уже писал выше), мечтая о хорошей гитаре и ещё он женился на Марианне Цой - семью как-то кормить треба было. То, что автор громко именует "патронатом" - так это вообще-то максимум было наблюдением. За рокерами просто внимательно (как за любой радикальной потенциально протестной молодёжной стратой, а это вообще-то работа и обязанность у любой ГБ такая) следили и аккуратно, если те зарывались, направляли их в нужное русло.

Далее: Группа «Кино» стала известной массовому слушателю на очередном фестивале в 1984 году. Вот у меня создаётся устойчивое впечатление, что т-щ red_fellow - это очень молодой человек, который знаком с советской реальность только понаслышке. Во-первых, какая может быть вообще массовая известность у группы выступившей в рок-клубе перед тусовкой, которая и так тебя знает, в зале рок-клуба рассчитанном на 200 мест!? Причём примерно треть этого количества - это друзья и родственники музыкантов. А во-вторых, никакого выхода на СМИ этот тогда "Кино" не дало (а кроме ТВ и радио тогда не было никакой другой реальной возможности раскрутиться, кроме ещё одного условного, о котором далее) всё это случилось гораздо позже. В то время работал другой фактор (именно им и могло играть КГБ на местах, в случае с "Ласковым маем" и их легендой о "вагоне аудиокассет" предположительно так и было, иначе откуда у простых детдомовцев тогда деньги нашлись на вагон архидефицитнейшей и потому крайне недешёвой в СССР продукции?) - распространение самодеятельных записей рок-групп через перезапись их людьми друг у друга на домашние магнитофоны. Но это всё тоже - достаточно узкий круг тех, кого тогда называли меломанами. Так что массовая известность, не тусовочная, настоящая, пришла к Цою позже, после показов фильмов с его участием ("Асса" с печально известной песней "Перемен", "Йах-ха", "Конец каникул", "Игла").

Далее: Ясно, что без разрешения Министерства культуры СССР подобные фестивали проводить было нельзя. Так что же? Министерство вдруг перестало считать рок-движение «мощным средством буржуазной идеологии, направленным на растление советской молодежи»? Похоже на то. Министерство культуры вообще конечно должно было такие вещи знать, хотя зал на 200 человек, с концертом раза два в неделю это не очень значимая для министерства площадка. Вообще тут были два фактора: внешний - количество поклонников рока в стране росло в геометрической прогрессии, вспомним только массовое увлечение советской молодёжи попроще (т.н. - гопников) хард'н'хэви (кто постарше, помните эти четыре буквы AС/DC нарисованные везде где можно и нельзя?) и как-то на это министерство должно было отвечать, и фактор внутренний - министерству сказали, что "так надо". Кто - думаю объяснять не нужно.

Далее: Конец 1980-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья. Были сняты несколько фильмов, ставших неотъемлемой частью русской рок-культуры. Среди них была «Игла» (1988) с Виктором Цоем. А также фильм «Асса», снятый в 1987 г. В нём широкая советская публика впервые услышала песню «Перемен!». Тут в принципе всё верно, но надо отметить, что премьера "Ассы" состоялась только 01.04.1988 и то есть в тот период, когда Цой стал работать с Айзеншписом и именно в этот период стал мегапопулярен. Вот если серьёзно говорить о связи КГБ и группы "Кино", то человек неоднократно сидевший за фарцу, но потом выходящий и снова оказывающийся в кругах богемы, криминала и элиты, Юрий Айзеншпис - самая подходящая для этого кандидатура (клейма просто негде поставить). Вот именно Айзеншпис - может быть явным соучастником тех процессов, а никак не Цой, который просто писал и пел свои песни. Эту тему бы как раз и следует поднять на самом деле...

Теперь немного о музыке Цоя: Самыми известными хитами группы можно считать: «Перемен!», «Дальше действовать будем мы», «Следи за собой», «Звезда по имени Солнце», «Закрой за мной дверь, я ухожу», «Группа крови», «Пачка сигарет», «Печаль», «Спокойная ночь», «Война».
Но многие ли знаю, что музыка для этих песен была украдена у западных рок исполнителей? Неожиданное открытие? Но это факт. И дальше идёт список из какого-то видео, где перечисляются, как утверждает red_fellow "украденные" Цоем и КГБ (или КГБ для Цоя - не очень понятно) песни. Ну что тут скажешь... Печально когда человек пишет о предмете с которым знаком понаслышке и пользуется для своих утверждений какой-то малодостоверной информацией. Видимо уважаемый red_fellow не знает, что все перечисленные им группы и композиции - это типичный (и крайне тогда модный, современный, что очень важно в случае с Цоем) западный постпанк 80-х, стиль в котором так хотел работать в период с 1986 по 1989 годы Виктор Цой. Всё эти песни, это типичный постпанковский звук, и естественно, группа "Кино" им (постпанком) болевшая, старалась выстраивать такой же. Тогда вообще так многие группы (и советские в том числе) звучали и этим западным, ведущим в этом стиле группам, подражали. Кроме того, есть такой момент в рок-музыке (да и не только в рок и не только в музыке), когда кумиру начинаешь невольно подражать. Этого очень трудно избежать. Но даже с такой натяжкой я ещё могу признать схожесть "Play For Today" группы "The Cure" с песней "Закрой за мной дверь я ухожу", а вот группу "The Smiths" с песней Barbarism Begins At Home и её (этой песни) схожесть с песней "Перемен", ну знаете...

В общем тут можно только сказать, что форма в искусстве вообще-то диктует какие-то свои каноны и если Цой позаимствовал какие-то технические приёмы, манеру или настроение этих композиций (или всё это вместе) это ведь не значит, что он содрал эти вещи один в один (как некоторые другие наши очень известные рок-коллективы, а отдельные даже прямо переводя и цитируя чужие тексты, ...), он вообще-то наполнил это своим содержанием. И уж стихи-то у него везде свои, с буржуйскими песнями - никакого сходства. Да, ещё не могу не сказать, что "Кончится лето" с "Чёрного альбома" "Кино" - это уже никак не "Cure", а скорее переосмысленное Цоем творчество группы "New Order", звук "стиль на стыке жанров альтернативного рока и электропопа". Цой был человеком живущим ещё до Фукуямы, в историческое время, которому крайне важно было быть современным, созвучным своем времени. И он чувствовал, что постпанк отживает своё и искал тогда новый звук и форму подачи.

И наконец вывод: Так чем же была группа «Кино»? Самородком, ставшим известным благодаря таланту и ряду совпадений? Или мегапроектом КГБ, для талантливых участников которого были филигранно подобраны музыка и песни? Это лишь гипотезы. Вполне может быть и третий вариант.
Безусловно то, что рок-музыка стала частью информационно-психологической обработки населения, вселившая в людей бунтарский дух. «Кино» была в авангарде, а песня Виктора Цоя «Мы ждём перемен…» стала своеобразным неофициальным гимном «Перестройки». В общем сам red_fellow чувствует, что с верификацией агентства гр. "Кино" и КГБ у него - швах и говорит, что весь его посыл, это только "гипотезы". Абсолютно не безусловно "что рок-музыка стала частью информационно-психологической обработки населения, вселившая в людей бунтарский дух", рок-музыку в этих целях скорее - явно использовали! Что, разве всё хорошо в стране было, до того пока эти аспиды-рокеры весь русский люд не перебаламутили? Что, перемены в позднесоветской жизни были не нужны? Что, духовность уже тогда не умирала? И нынешнее потреблятство не оттуда родом? Цой, призывавший к джихаду духа, такого будущего нам всем хотел?! И что значит: "«Кино» была в авангарде", в авангарде чего группа была? Если рок-движения - можно согласиться, перестройки - ну никак. Из всего сказанного можно согласиться только с тем, что песня "Перемен" стала символом (но никак не гимном!) перестройки.

В заключение скажу так. Вообще то, что red_fellow ищет ответы на вопросы, что именно тогда произошло - это очень хорошо. Только вот свалил он всё в одну кучу и именно Цоя во всех грехах почему-то обвинил, очерняя невольно таким образом светлую память Виктора, на радость различным старающимся стереть память о Вите креклам и всяким разнообразным депутатам фёдоровым. Я ещё раз повторюсь, что видимо red_fellow - очень молодой человек с уже очень специфическим российским образованием, отсюда вот такая мозаика с двумя мало связанными между собою частями и одной никак вообще не связанной с Цоем (Чубайс и Ко, вообще непонятно для чего в посте упомянутые), хотя вроде как речь должна была идти о предполагаемо-преднамеренном участии группы "Кино" в перестроечных процессах. Я бы взял на себя смелость посоветовать товарищу прочитать статью (и в чём-то исповедь), ныне покойного И. Кормильцева (автора самых известных и скандальных песен "Нау") "Великое рок-н-ролльное надувательство" о том периоде его творчества. Статья очень интересная и там всё очень точно расписано, как их взяли и использовали перестройщики и куда потом, когда они (рок-музыканты) сделали то, что от них требовалось, задвинули. И самое интересное, что при написании вот этого поста и чтении поста red_fellow, я вдруг наткнулся на интересный факт: а ведь и правда, к моменту выхода на экраны страны фильма "Асса" (и показа после по центральному ТВ отрывка оттуда с песней "Перемен" в программе типа "Кинопанорамы"), Цоя как-то очень вовремя кто-то свёл с Юрием Айзеншписом, этим человеком, продюсинг которого создал т.н. киноманию... Но этот факт т-щ red_fellow то ли не заметил, то ли проигнорировал.

В общем, не смотря ни на что, дерзайте дальше, уважаемый товарищ red_fellow, копайте, ищите, пишите пожалуйста, ни в коем случае не останавливайтесь т.к. есть у вас такая какая-то железная хватка, ну а знание матчасти постепенно само приложится. За сим - спасибо за внимание.

Цой, честное имя, КГБ, ЖЖ, пост, ответ

Previous post Next post
Up