Click to view
Посмотрел сегодня вот этот, размещённый в начале поста, 2003-го года фильм на телеканале "Культура" и т.к. я уже как-то
затрагивал тему Олега Попова ввиду его недавнего визита в Россию после очень долгого отсутствия, теперь её считаю необходимым немного развить. Т.к. многое написанное в том посте, то что было не ясно до конца (например тему его "бегства" из России, которое, оказывается, и не бегство вовсе, а скорее предательство тогдашними чиновниками артиста), тут Олег Константинович до конца проясняет. И т.к., ещё в том посте я делал упор на то, что произошедшая с развалом СССР катастрофа метафизическая породила катастрофы онтологическую, политическую и т.д., и катастрофу обсуждаемую мной тогда в контексте приезда через четверть века Олега Константиновича на Родину, культурную, то здесь я тоже кое-что добавлю об этом же и процитирую некоторые крайне важные, знаковые вещи сказанные самим Олегом Константиновичем. Думаю, посмотрев этот фильм, вообще многие своё отношение и к мнимому "бегству" Олега Попова из России и к нему самому изменят в лучшую сторону. В общем этот пост - это такие мои мысли и суждения, возникшие после просмотра данного фильма из которого я выделю несколько моментов и которыми я бы хотел поделиться со своими читателями.
В начале скажу немного об атмосфере всего фильма. Атмосфера (несмотря на 2003 год - ещё время крайнего антисоветизма на нашем ТВ) абсолютно не антисоветская, скорее совсем наоборот. Да, без упоминания ста сортов западной колбасы, столь вожделенной позднесоветскими гражданами и историей о том, как клоуну запрещали выступать в связи со смертью И.В Сталина тут не обошлось (хотя последняя - это просто констатация факта), но это пожалуй и всё что хоть как-то с большой натяжкой можно объявить таковым (антисоветским) в фильме, в остальном, Олег Константинович с большим пиететом и ностальгией (без жалоб и гадостей) говорит и о советском цирке вообще, и о коллегах, и о тех временах. Даже история про то, как ему пришлось постричь длинные волосы, чтоб его не называли хиппи - совсем не со зла, видимо это просто так и было.
Но это вступление, теперь первый момент о котором я считаю нужным написать: о т.н. "бегстве" Попова из РФ. На 45.37 в этом видео Олег Константинович рассказывает (цитирую): "Да я не решил уехать, так получилось! Умерла супруга, бросил импресарио, денег - не на что ехать домой. Здесь Габи (будующая супруга) подвернулась и голландский этот импресарио, который нас берёт, но говорит, что только через месяц может нас взять, надо всё это дело организовать. Куда месяц деваться? Денег нет, ничего нет, полиция говорит - давайте, фюить быстренько, иначе все вещи заберут и всё. Она (Габи) говорит поехали ко мне - месяц у меня прокантуешься, потом поедешь дальше работать".
Вы знаете - так не врут. Так рассказывают о каких-то сложных перипетиях в жизни. Да и зачем Попову это, тем более в 2003-ем году, когда всё уже сильно поросло быльём? Так что вот именно такая история с солнечным клоуном и имела место быть на самом деле. Ни победившим на момент развала Союза чинушам, которые стали заправлять в тот момент культурой и СМИ, ни их элитно-спецслужбистским кураторам, оказывается, народный артист СССР нужен не был (замечу, что что-то подобное про то, как осталась за границей и без работы в один момент, из-за непорядочности т.н. "битлзов перестройки" ТВ РФ 90-х,
рассказывала про себя в этот же исторический период, бывшая звезда ЦТ СССР Татьяна Веденеева). И его просто бросили за границей без средств к существованию, до того назначив издевательскую пенсию. Мудрено ли было обидеться в такой ситуации и не поехать в Россию после этого? Тем паче, что страна которую Олег Попов знал, любил и представлял во всём мире до того - умерла. Конечно, вопрос о том, что обидевшись жить в благополучной Германии было гораздо легче, чем ехать в нищую и несчастную Россию - остаётся. Но вопрос о "бегстве" Попова "за бугор" - снимается. И - да, должен извиниться перед Олегом Константиновичем, за то, что в прошлом посте предположил, что он туда сбежал за "длинным рублём". Как выяснилось, ему там всё пришлось начинать с нуля.
Ещё интересный факт, что солнечным клоуном Олега Попова назвала в 1968-м году пресса столицы туманного Альбиона - это было тогда по сути своей одно из признаний высочайших достижений советского цирка и такого высочайшего класса мастера арены как Попов. Именно советский цирк сделал цирковое искусство серьёзным жанром из чисто развлекательного и с развалом СССР, всё это ушло из мирового цирка. Теперь это снова - балаган. Даже такой высокотехнологичный, постмодернистский в самом худшем смысле этого слова и дорогой как "Де Сюлей"...
Далее, очень зацепил момент где показывают одну из его лучших реприз - "Луч" и Олег Константинович говорит, что теперь он хочет делать репризы, которые остаются в сердцах - лирические и запоминающиеся. "Луч" - как раз из таких, наверное, именно она и сделала этого клоуна солнечным (содержание не пересказываю, интересно - на 36.41 в фильме номер полностью). Она очень ярко и точно передаёт какое-то знакомое каждому ощущения детства, красоты, тепла, света, добра и радости одновременно. Это что-то очень простое, очень человеческое, очень настоящее и в тоже время глубокое и непреходящее, говорящее о вечных истинах. Такая работа по плечу только великим мастерам...
Он вообще в основном и говорит о работе, этот человек свято верит в труд (в свой особенно), и тут я снова хочу процитировать Олега Константиновича: "Всё что хорошо делаешь - это тоже труд но если ты любишь свое дело - это не труд. Поэтому все вот, падения, все шишки... То есть артист идёт в общем-то больше по шипам, чем доходит до самой розы, чтоб понюхать её. По шипам идёшь всё время. Потом пройдёт 20-30 лет, тебе может цветочек понюхать дадут, спасибо что дошёл". Очень сильно и точно сказано, это справедливо для любой настоящей работы, настоящей жизни. И дай Бог, чтоб каждому из нас, подводя некий итог своей жизни, можно было сказать также про свой жизненный путь. Да - трудный, но настоящий.
Далее, перед тем как перейти к главному моменту фильма, я бы хотел заострить внимание на вещах неприятных. О них тоже нужно говорить, чтоб картинка была живой, а не сусальной. Это то, что выступает солнечный клоун теперь не на лучших аренах, а в немецких гораздо более простых шапито, что из-за экономии, вместо оркестра там дешевая рок-группа, что показывает он в основном свои старые репризы, ставит свои автографы на дешёвую упаковку из-под попкорна и несмотря на всю благополучность и сытость Германии - это не его Родина и это очень чувствуется.... Это - плата за разрыв с Родиной, вольный или невольный, и от неё никуда не сбежишь.
Но именно отсюда я бы хотел перейти к самому главному и обсудить это главное, о котором тоже говорит Олег Константинович и даже если бы все моменты, которые я описал выше, в фильме отсутствовали, именно ради этого момента фильм смотреть - нужно. Он говорит (на 42.32), что когда он работал ещё во времена СССР и труппа советского цирка выходила на парад-алле, был какой-то особый патриотизм. Лозунги, т.к. советский цирк был там в гостях - не делали, но все этот патриотизм чувствовали, а на сегодняшний день - нет такого патриотизма, да все мы любим Россию, но какой-то тот, истинный патриотизм, пропал и это очень жаль. Что-то мы потеряли, какую-то веру, мы во что-то верили, стремились, а сейчас ни во что не верим. Всё это так - пустые слова, к сожалению. И это - очень плохо. Человек должен во что-то верить. Тогда у него и энергия, и силы, и фантазии хватит... (на всё, добавлю от себя).
И вот это главное, что сказано Олегом Константиновичем: чтобы чего-то достичь по-настоящему, нужно чтоб у тебя были какие-то твёрдые основания, предельные. Такие как Родина, судьба, любовь, жизнь и смерть. Только когда это у тебя есть и ты во что-то идеальное веришь, стремишься к чему-то большому, нематериальному и настоящему, только тогда ты живёшь, не боишься платить за право жить по-настоящему и можешь практически всё (иными словами - когда у тебя есть своя метафизика). И именно на лишение нас всего этого и работает, вот уже 25 лет, машина тотальной западной войны с Россией по 15 направлениям: политическому, культурному, социальному, идеологическому и т.д., и по метафизическому и идеальному в первую очередь. Потому что народ лишённый идеального и метафизического превращается в слизь и воевать классически с ним уже не надо - надо подождать пока он сам вымрет (можно конечно при этом поохать и посетовать - дескать дохнет Россия, бедненькая). Тем понятнее их удивление и ярость от того, что Россия просыпается и устраивает многомиллионные "Бессмертные полки", явным образом возрождая понятия Родины, судьбы, любви, жизни и смерти. Но сможем ли мы следовать этому пути, поверим ли в себя и будущее до конца и так преодолеем смертельный 25-летний сон в котором пребывает Россия - вопрос открытый и ответ его находится только в нас. И дать его - можем только мы сами...