Как театр из храма становится вертепом, о скандале в БДТ

Jun 19, 2015 08:37

image Click to view



Очередной скандал разразился в БДТ. На сей раз главными действующими лицами конфликта стали актриса Светлана Крючкова, не слишком лестно высказавшаяся в адрес публики БДТ, и главный режиссер театра Андрей Могучий, который считает, что театр должен работать с самой разной публикой, в том числе и сложной ( Read more... )

Товстоногов, Могучий, потребительство, зритель, БДТ, скандал, Крючкова

Leave a comment

vsilvestrov June 19 2015, 15:05:04 UTC
Я когда-то написал в ЖЖ Лукьяненко, но там это не появилось, а так и застыло в моём архиве. Это было написано о литературе, но к Театру относится не меньше, тем более в данной теме.
Посему перепечатываю этот комментарий здесь.

«История первая.
Я родился во время войны и первый раз попробовал сахар в 3 года. Мать рассказывала, что я очень долго плевался. Кстати, сладкое до сих пор не люблю.
История вторая.
Я в детстве много читал (спасибо родителям - научили), но читал в основном "интересное": сказки, детективы, фантастику (это ещё до Стругацких, т.ч. так себе фантастичка). В те годы с книгами было трудно - всего-то лет 10 после войны прошло - и вдруг в приложение к "Огоньку" стали издавать подписки на классиков. Родителям досталась подписка на Мопассана. Конечно, читать мне это не разрешалось, но родители работали, и украдкой я стал читать эти рассказы и романы (запретный плод ещё как сладок!), и сделал открытие, открытие, потрясшее меня: оказывается, существует на свете ДРУГАЯ литература - громадная, жутко интересная, умная, с совершенно живыми персонажами, а не только книжки с завлекательным сюжетом. Мопассан до сих пор остаётся для меня одним из любимейших авторов.
История третья.
Я в детстве не любил поэзию, а школа ещё и добавила к этой нелюбви изрядную толику отвращения. Так было до 9 класса. Однажды, болея и сидя дома, я, перечитав все книжки, которые были дома, добрался до томика К. Симонова, да так и застрял в стране Поэзия до сего дня. При этом, что характерно, чем больше я читал и узнавал о поэзии, тем требовательнее становился к стихам и поэтам, тем глубже понимал написанное и тем эмоциональнее воспринимал стихи. В, конце концов, и сам стал писать.
Выводы:
Выводы всегда основываются на собственном опыте. Так вот, мой опыт говорит, что ЧИТАТЕЛЯ МОЖНО И НУЖНО ВОСПИТЫВАТЬ И ПОДТЯГИВАТЬ ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ КУЛЬТУРЫ, ВКУСА И ПРОГРЕССА, А НЕ ОПУСКАТЬ ЕГО ДО УРОВНЯ НИЖЕ ВАТЕРЛИНИИ. Первый процесс трудный и медленный, второй простой, лёгкий и быстрый.
Вопрос: кто есть пишущий человек - Прогрессор (по Стругацким), Инженер человеческих душ (по Горькому) или производитель контента, товара? Конечно, это каждый выбирает для себя сам, но коли выбрали последнее, тогда и не плачьтесь в жилетку, что народ Вам достался грубый, некультурный, невоспитанный, сплошные воры, бандиты и взяточники - Вы его таким воспитали!»

Вот и в театре, который нынче стал вполне коммерческим предприятием, а, след., о финансовой успешности думать просто обязан, всё зависит от позиции театра: чего он добивается - подтягивать зрителя выше по лестнице воспитания, культуры и вкуса или идти на поводу самых низменных вкусов зрительского потребления а ля Дом-2?
Поэтому о БДТ говорить не возьмусь, ибо традиции,заложенные Товстоноговым, там должны быть весьма сильны, но переформатирование зрителя вполне возможно. Пример первых лет Советской власти это наглядно показывает. От полуграмотных, плохо воспитанных, незнакомых практически с Театром и Культурой первых зрителей вырастили высокоэрудированных зрителей БДТ и Малого театра.

Reply

nihga June 19 2015, 17:04:32 UTC
Я повторюсь, Крючковой доверяю. Если она говорит - значит у ней есть веские основания.

Reply

vsilvestrov June 19 2015, 19:58:43 UTC
Я Крючковой, в общем-то, тоже доверяю, но человек она своеобразный - может отругать и не очень за что. просто потому что чего-то не принимает. Недавно смотрел передачу с ней и о ней, даже две подряд, - вот сделал такой вывод. Но это так, к слову.
Я всё же о другом. Репертуар, позиция театра как эстетическая, так и мировоззренческая, язык конкретного спектакля, его доступность в противовес элитарности, может как стимулировать культурный рост зрителей, независимо от их начального уровня, так и потворствовать их низменным вкусам.
Я, например, доверяю не только Крючковой, но и Фрейндлих, которая является, насколько мне известно, членом худсовета театра. Раз она молчит, значит там не всё однозначно.
Ведь реально зритель изменился со времени СССР. Нужно ли показывать спектакли при полупустом зале или снижать цену билетов до доступной величины, но становясь нерентабельным театром? У меня нет однозначных ответов на эти вопросы. Думаю тут всё же нужно соблюдать какой-то баланс.Это и раньше было. Театры давали детские спектакли, выездные спектакли, концертные программы и особенно гастрольные программы, порой крайне низкого уровня, что на театральном жаргоне называлось "халтура"!. Да и можно ли хорошо играть при таких нагрузках? Но основной репертуар ведущие театры старались поддерживать на уровне.
А высокие требования Крючковой к Храму Искусства - это прекрасно! Вот только современная действительность всё норовит Храм Искусства превратить в вертеп, как у Вас сказано, или в откровенный бордель. И порой требует от хозяйственно- художественного руководства неких компромиссов. Вопрос только в степени этих компромиссов. Важно не скатиться по этой наклонной плоскости.

Reply

nihga June 20 2015, 11:59:09 UTC
Видите ли в чём дело, то что описывает Светлана Николаевна и то, что никак никого вверх не тянет, а скорее наоборот (согласитесь, параллель с Домом2 тут неслучайна...), режиссёр сам подтверждает с оговоркой: "А что делать?". Ничего о том что у людей треба повышать культурный уровень. А про Фрейндлих и остальных - таки мы же не знаем почему они молчат. И в этой ситуации тоже никак не отреагировали...

Reply

step_bg June 27 2015, 07:40:51 UTC
Иные говорящие известные советские актеры, лучше бы и не говорили.

Reply

nihga June 27 2015, 10:25:14 UTC
Ну в общем, да...

Reply


Leave a comment

Up