Click to view
8 апреля исполнится ровно 21 год с тех пор, как не стало солиста легендарной группы Nirvana Курта Кобейна. На эту дату
запланирован релиз документального фильма Kurt Cobain: Montage of Heck о жизни музыканта, продюсером которого является его единственная дочь, 22-летняя Фрэнсис Бин Кобейн. Между тем, уже известно, что в фильм вошли редкие кадры, большую часть которых никогда раньше не видели поклонники Курта. Это и домашние съемки, и рабочие записи, на которых можно увидеть Кобейна со времен юности и вплоть до 1994 года - года его смерти.
Интересное дело. Оказывается, что активно дегероизирующая и глобализирующая весь мир сверхдержава сама отчаянно нуждается в героях. Их настолько нет во времени настоящем, что берётся за образец, застрелившийся 21 (да-да, товарищи современники «Нирваны», к которым отношусь и я сам, уже прошло так много времени, чуть ли не четверть века…) год назад Курт Дональд Кобейн. Гитарист и исполнитель собственных песен, художник, поэт. Лидер известнейшей американской рок-группы начала 90-х «Нирвана».
Собственно Курт - это типичный представитель американской молодёжи поколения начала 90-х, не из богатой семьи и ввиду тогдашней американской жизни (стремительно расчеловечивающейся, я рассматривал этот феномен в своей
статье памяти актёра из оригинального «Стратрека» Л.Нимоя) разочарованный во всём и вся. Точно таким же было и всё творчество «Нирваны», автором текстов и музыки, которой был Кобейн. Родом Курт из маленького городка Абердина штата Вашингтон. Этот городок пресловутая «рейганомика» в 80-х благополучно обошла стороной, и он относился к числу депрессивных. На мрачное и разочарованное мировоззрение Кобейна повлияла и жизнь в этом полузаброшенном городке, и развод родителей в возрасте 7-ми лет, и последующая жизнь в детстве то у отца, то у матери, то у бабушек-дедушек; и лекарство риталин которым его пичкали с детства поставив диагноз «гиперактивность», и то что после второго брака матери он был вынужден уйти из дома и жить иногда у друзей, а иногда и на улице (песня «Something in way» как раз о том как он жил под мостом в этот период жизни), очень ранние проблемы со здоровьем, а потом и наркозависимость (при такой жизни совсем неудивительная), и собственная мегапопулярность (которую он, мягко говоря, недолюбливал). Говоря короче и жизнь его, и смерть были достаточно трагическими.
Песни Кобейна стали тогда своеобразным гимном западного поколения. Его творчество в целом - вообще о тяжёлых взаимоотношениях молодого человека с обществом, которое он не хочет понимать и принимать и либо бежит от него, либо пассивно игнорирует. В частностях же тексты Курта - и об изменённых (наркотиками) состояниях сознания, рассуждения о возможном самоубийстве, несчастной любви, одиночестве, безволии, бессилии, аутсайдерстве, непонимании, протест против идиотских и лживых (на взгляд Курта) американских тогдашних моральных устоев общества, и т.д.
Сделаю небольшое отступление, чтобы по своему объяснить популярность «Нирваны» у нас. Во-первых, это была самая модная тяжёлая группа на тот момент. Во-вторых (и это решающий фактор) так как пик популярности «Нирваны» пришёлся примерно на 1992-93 годы, группа стала популярна тогда в России в основном у думающей и чувствующей части молодёжи (т.н. тогдашняя «гопота» «Нирвану» устойчиво не любила). Потому что (большинство текстов тогда не понимало) депрессивно-агрессивное настроение музыка передавала отлично и на фоне тогдашнего уничтожения смыслов жизни (подробно об этом в
этой части статьи С.Е.Кургиняна газеты СВ «Наш путь») наши безнадежное и депрессивное настроение и состояние кобейновским вполне соответствовали. Ну и плюс (это в третьих) конечно американское всё тогда очень активно насаждалось (да и что греха таить, было востребовано по всё тем же причинам).
Но это так, к слову. По сути же в приложении к тому, что данная новость показывает насколько Америке как воздух требуются хоть какие-то герои, этот небольшой обзор биографии Кобейна и его творчества показывает, что Курт был типичный трагический и противоречивый герой (во многом - скорее антигерой) своей страны и своего времени. Джим Мориссон, Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, Курт Кобейн - у всех этих американских «голосов поколения» в разное время судьбы сложились примерно одинаково трагически. Всех их не до конца понимали и принимали, все они ломали своим творчеством устои своего общества и мозги своим сверстникам, думающим и чувствующим сходно, все стремились к саморазрушению с помощью алкоголя и наркотиков и в итоге умерли молодыми. По-настоящему талантливые и яркие, ищущие ответы на вопросы своего времени по-своему и отвечающие на них как когда-то Мартин Иден (правда, очень многоговорящее сходство тамошних судеб талантливой молодёжи?). Образцы (да, вот именно такие) для подражания и поведения сверстникам и последователям, живущим в этой бесчеловечной среде и не вынесшие её (среды) давления… Что ж, какая страна, общество, культурный запрос - такие и герои. И, в результате дальнейшего постмодернистского стирания граней между добром и злом, чёрным и белым и т.д., теперь их (героев) нет совсем.
Вот и скребут американские воспитатели молодёжи по сусекам, предлагая современной молодёжи Курта Кобейна как трагического современного героя не понимая, что, по сути, своей все вышеперечисленные мною их «возмутители спокойствия» - это даже не герои, а просто жертвы (причём те, кто не погиб, как то «пророк рок-н-ролла» Б.Дилан - жертвы вдвойне). Жертвы на алтарь их потребительства, бессмысленности и бездуховности, причём последние настолько укоренены в современном западном обществе, что героев на данный момент нет вообще (и быть не может) и жертвы эти оказались напрасны… То есть их общество-то, со своей стороны, расчётливо и хладнокровно принесло их на алтарь беззакония и расчеловечивания (и эта жертва, конечно, не напрасна, но кому она предназначена?..), а те кто прямо или косвенно принёс в жертву ТАКОМУ (или во всяком случае, стремительно становящимся таким) обществу себя, их жертвы оказались именно напрасными. Жующие и почти уже хрюкающие потребители либо не заметили их, либо дежурно всплакнув под пиво, тут же всё позабыли, либо (и это может самый кощунственный вариант) торгуют этой жертвой вразнос до сих пор. И самое жуткое, что спрос на ЭТО (пусть и под «блаародную идею») - в их обществе есть…