Пессимист: « Хуже уже не будет».
Оптимист: «А вот и нет! Будет! Будет!»
… :)
Ошибаются эксперты. Экономика - никогда.
«Во время бури слабый ищет защиты от ветра,
а сильный строит ветряную мельницу»
(Мао Цзе Дун)
Волны Кондратьева - самые длинные волны экономического цикла после волн Китчина, Жюгляра и Кузнеца, их продолжительность составляет 40-60 лет.
Теорию длинных волн (циклов) Н.Д.Кондратьев выдвинул в 1926 году. За два года до знаменитого краха Нью-Йоркской биржи предсказав вступление мировой экономики в кризис и «плодотворную бурю разрушений».
Теория Кондратьева разрабатывалась опытным путем на основе анализа статистических данных экономики США и Европы в период с начала XIX века и до сих пор не имеет строгого научного обоснования.
Не существует также единого взгляда на периоды волн Кондратьева. Наибольшее распространение получило такое определение: первый цикл - 1803-1847 годы, второй - 1847-1891, третий - 1891-1934, четвертый - 1934-1978. Сейчас продолжается пятый цикл, который начался ориентировочно в 1978 году и должен, по прогнозам, закончиться в 2022 году.
Принято различать следующие фазы цикла Кондратьева.
Первая фаза - экономический рост, внедрение изобретений и открытий, сделанных на предыдущем этапе. Для этой фазы характерны высокий уровень инфляции и процентных ставок.
Вторая фаза - пик, максимальный подъем, высокий уровень либерализма в экономике. Кроме того, исторически вторая фаза оказывалась сопряжена с мировыми войнами и катаклизмами, а значит, с определенным количеством государственных заказов, сокращением потребления в непроизводственной сфере. С точки зрения технологий этот период характеризуется большим количеством не крупных открытий, а усовершенствований.
Третья фаза - снижение. На начальном этапе все еще может продолжаться некоторый рост, происходящий за счет сокращения издержек. Но спустя некоторое время происходит разворот тенденции. Экономика оказывается перегретой, а рынок - насыщенным. Обостряется конкуренция, в результате чего возникают многочисленные административные барьеры, в том числе таможенные. Происходит снижение процентных ставок, а инфляция может стать отрицательной, то есть цены снижаются.
Четвертая, последняя, фаза - депрессия. Происходит существенное замедление или даже полная остановка роста ВВП. Процентные ставки низкие, но и спрос на кредит достигает минимальных показателей. Инфляция на самом низком уровне, но невелик и спрос на товары и услуги. Это худшая фаза экономического цикла, но именно в этот период, по мнению специалистов, делаются самые важные научные и технологические открытия, которые должны стать стимулом для движения вперед и начала нового цикла.
С точки зрения теории волн Кондратьева, сегодня мир находится в четвертой фазе. Эту фазу сопровождают мировые финансовые кризисы. Власти, отвечающие за денежно-кредитную политику, снижают до практически нулевых отметок процентные ставки, как это происходит, например, в США и Японии по состоянию на конец 2011 - начало 2012 года.
... Интерес к волнам (циклам) Кондратьева возникает циклично - когда у капитализма вновь и вновь наступают тяжелые времена. Подчиняясь внутренним законам рынка, кризисы приходят и уходят с регулярностью приливов и отливов. В начале 2000-х глобальная экономика однополярного мира стала неуклонно двигаться к глубокой депрессии…
Кондратьев отмечал, в реальности действует много порой противоречивых и случайных факторов и с уверенностью можно говорить о тенденции, но тенденции неумолимой.
Волнообразная череда экономического роста и спада заложена в самой природе движущей силы рынка - стремлению капитала к максимальной прибыли. То, что рыночная экономика не может относительно долго находиться в состоянии застоя и капитализм развивается «пилообразными» циклами, открыл Карл Маркс. Он исследовал промышленные циклы длительностью 7-12 лет, связанные с межотраслевым переливом капитала.
Кондратьев же пришел к выводу, что потрясают капитализм и одновременно содержат в себе ростки его последующего возрождения длинные циклы в 50-55 лет, что обусловлено радикальной сменой технологического уклада. У каждого цикла имеются две фазы.
Повышательная волна Кондратьева (время войн и социальных потрясений) ведет к экономическому буму. Более короткая понижательная волна Кондратьева(период появления знаковых инноваций) ведет к кризису.
Причина - теория «длинных волн» генетически связывает капитализм с кризисами и мировыми войнами. Это подрывает устои господствующей неолиберальной теории, провозглашающей, что сама по себе рыночная экономика идеально хороша.
Предвестники зарождающегося цикла Кондратьева - знаковые научные открытия и изобретения, обычно появляющиеся в конце уходящего цикла. Причем не хаотично, а в разных местах практически одновременно, что представляет сильный аргумент в пользу теории.
С момента зарождения капитализма сменили друг друга уже пять технологических укладов. Природную силу воды и ветра сменил паровой двигатель. Затем толчком к развитию служило электричество, позже - двигатель внутреннего сгорания.
Над созданием автомобиля примерно одновременно работал ряд изобретателей. Он был изобретен Карлом Бенцем в 1886 году, получил признание, началось штучное производство. Наладив в конце 1913 года конвейерную сборку, Генри Форд сделал автомобиль «народным».
В своем развитии каждый уклад, проходит три этапа в 10-15 лет - научная разработка, опытные образцы, запуск в производство.
Внедрение инновации невозможно, если оно не будет обеспечено дешевой энергией
Последний пятый цикл начался в середине 80-х кластером новых базовых технологий - микроэлектроники, мобильной связи, компьютерной техники, Интернета. «Электронная» волна технической революции буквально перевернула мир переводом производственных мощностей в Китай и ряд других стран Азии транснациональными компаниями (ТНК). Получив огромную экономию издержек из-за очень дешевой рабочей силы, низких налогов и требований по экологии, а также находящихся «под боком» громадных и неосвоенных рынков сбыта, ТНК обрели небывалое могущество и влияние.
Новые товары вызывают ажиотажный спрос. Растут массовое производство и занятость, напротив себестоимость и цены падают.
Увеличивается потребительский спрос и механизмом обратной связи разгоняется повышательная волна Кондратьева, ведущая к буму. Компании, первыми внедрившие инновации, становясь монополистами пользующегося огромным спросом товара, получают невиданную сверхприбыль.
Фаза подъема требует либерализации экономики и управленческой процессов. Это время триумфа принципов «разрешено все, что не запрещено» и «деньги все делают».
Ничто не предвещает бури и эксперты, ученые мужи, политики все в один голос заверяют и «доказывают», что в обновленном капитализме кризисов уже никогда не будет, а впереди только устойчивый и сбалансированный рост. Так повторялось в истории уже не раз.
Постепенно все больше производителей устремляется на данный рынок, начинаются проблемы со сбытом, возникает кризис перепроизводства.
Капитал уходит из производства и начинает лихорадочно искать - куда бы вложить деньги с максимальной доходностью. Становясь подвижным и «свободным», он постепенно концентрируется в финансовой сфере, создает инвестиционные предпосылки повышательной волны Кондратьева.
Поскольку в этот период хорошую доходность обеспечивают лишь всякого рода спекулятивные операции (фондовый и товарно-сырьевые рынки, недвижимость), то формируются все условия для надувания финансовых «пузырей».
Те рано или поздно с треском лопаются и сразу по «эффекту домино» начинаются финансовая паника, крах банковской системы, обвал фондового рынка и как итог - сворачивание деловой активности.
Больше всего капитал любит надувать финансовые «пузыри», получая хорошие доходы не рискуя и не утруждая себя проблемами реального производства
Кризис открывает «путь на верх» тем, кто дерзок, напорист, молод
Только после этого, будучи «загнанным в угол», капитал вынужден идти на крайне рискованные, огромные и долгосрочные вложения в технологии нового поколения. По сути это игра «в темную» - принимать рискованные решения в условиях большой неопределенности, когда на карту поставлены колоссальные деньги. Три верных способа стать банкротом: быстро - казино, приятно - женщины, надежно - инновации.
Массовому производству на основе эпохальной инновации требуются новые рынки, дешевое сырье, слом национальных границ. «Перезагрузка» экономики приводит в движение прежде статичные социальные слои.
Начальный импульс подъему со «дна» придают вспыхивающие мировые войны и революции - атрибут волн (циклов) Кондратьева.
В начале 2000-х годов произошел очередной разворот фазы цикла - от восходящей к нисходящей волне Кондратьева. Прелюдия схожа с началом Великой депрессии: опять все началось в США, разорение банков приобрело характер лавины и перекинулось на реальный сектор. Оживление в экономике началось лишь после получения промышленностью военных заказов.
На фоне коллапса на Западе стремительно развивался СССР с плановой экономикой, сейчас - Китай. Мировой кризис 30-х годов был не обычным циклическим, а первым мощным системным кризисом.
Но тогда он затронул меньше половины мира, нынешний же первый в полном смысле глобальный системный кризис. Соответственно масштабы будут гораздо значительнее, а развитие медленнее.
«Деньги по своей природе плодовиты» - этим монетаристким принципом руководствуются финансовые власти США, Европы, Японии (а вслед и ряда других), снизив учетную ставку практически до нуля и беспрерывно накачивая свои экономики деньгами.
Едва ли не буквально следуют рекомендациям одного из Нобелевских лауреатов - «в условиях кризиса сбрасывать населению деньги с вертолетов«, чтобы оживить потребление и тем самым «завести» промышленность.
Однако широкий денежный поток так и остается в «трубопроводах» финансовой индустрии, а до наукоемных секторов доходит малый ручеек. Зато «жиреют» банки, надуваются «пузыри» на фондовом и сырьевом рынках.
Длительное «лечение» денежными вливаниями ведет к неконтролируемой инфляции.
«Те, кто считает, что деньги важнее труда, запрягают телегу впереди лошади» Генри Форд
Вложения в информационные технологии приносят все меньше прибыли, их возможности исчерпаны.
В качестве вариантов очередного уклада называют нано и биотехнологии, генную инженерию, экологически чистую энергетику, робототехнику.
Современные же прорывные открытия требуют помимо кропотливого труда многих ученых и специалистов высшей квалификации еще и огромных долгосрочных финансовых вливаний. Капиталу же милы «короткие» и безрисковые вложения.
Выдающихся открытий нет уже лет 30, с окончания «холодной» войны. Как нет и признака будущего «выздоровления» - эпохальной инновации, появляющейся при входе в депрессию.
«Мир готовится вступить в новый технологический уклад» - хотите рассмешить бога, тогда расскажите ему о своих планах
Это симптоматично - нынешняя волна Кондратьева, формируясь при явном доминировании финансового сектора экономики (при неограниченных возможностях печатать деньги после отказа от золотого стандарта), качественно отличается от прежних.
общество потребления с индустрией массовой культуры превратила человека в пассивного созерцателя предлагаемых зрелищ, поощряется серость и нравственная убогость. Пусть-де эти чудаковатые ученые соберутся в «инкубаторе» типа Сколково и делают открытия, а мы «деньги отвалим и снимем сливки» - этот примитивный подход не срабатывает. Деньги не все делают.
Вывод: в обществе потребления, формирующем простых и немудрящих людей, не развиваются наука и технологии.
Новым рынкам сбыта взяться уже неоткуда, а возможности увеличения внутреннего спроса уже исчерпаны
Для формирования повышательной волны Кондратьева, нового цикла и оживления экономики в «одной точке» одномоментно должны сойтись инновация и огромные инвестиции. Нет условий возникновения ни того, ни другого. Прощайте, волны Кондратьева!
Нынешняя волна Кондратьева «расплющивается» во времени за счет отсрочки фазы подъема новых секторов экономики и «открытия второго дыхания» у традиционных отраслей. Многое указывает на то, что это и есть завершающий циклы «девятый вал».
Последняя волна Кондратьева положит и начало новой модели развития
Для подъема со «дна» нужен качественно новый механизм стимулирования роста реальной, а не виртуальной экономики, что повлечет «перезагрузку» общественных отношений. Только Инженеры и Учителя, выйдя на авансцену, способны создать качественно новую здоровую, эффективную экономику будущего. «И последние станут первыми». Иного не дано.
Раз в столетие происходит смена мирового лидера. Бури разрушений волн Кондратьева в это время приводят поистинне тектоническим сдвигам. Первый раз это было во время слома феодализма, Великой французской революции и наполеоновских войн. Второй связан с Великой депрессией, Первой и Второй мировыми войнами. Пришло время третьего…