Антипропаганда

Mar 16, 2014 22:43

Originally posted by maxkatz at Антипропаганда
У нас в стране происходят процессы, к которым мы уже привыкли, но на самом деле они вопиюще несправедливы и совершенно недопустимы. У нас они происходят давно и рутинно, поэтому даже в голову не приходит сопротивляться. Один из самых ярких подобных примеров: жутчайшая пропаганда по телевидению вместо выпусков новостей.



Мы иногда вяло возмущаемся, смеёмся над странными персонажами в «зомбоящике», смеёмся над теми, кто им верит, но особенно ничего не делаем. Статус-кво таков, он есть и есть.
Надо попробовать это поменять.

Сегодня мы открываем проект «Антипропаганда». Мы будем оценивать выпуски новостей на федеральных каналах на предмет наличия в них приёмов пропаганды. Основой методологии послужила книга «International Encyclopedia of Propaganda» Роберта Коула. Это британский исследователь массовых коммуникаций, пропаганды и цензуры, автор множества статей и книг, в том числе, например, «военная и политическая пропаганда в двадцатом веке».
Анализ будет исключительно нейтральный и строго в соответствии с научными методами, своё мнение о происходящем мы высказывать не будем, только факты. О методике я подробно расскажу ниже.

«Дайте мне средства массовой информации и я сделаю из любого народа стадо свиней», - сказал как-то один известный пропагандист. Мы верим, что люди не готовы становиться стадом свиней и не станут поддаваться манипуляциям, если будут точно знать, какие применяются приёмы и как они действуют. Поэтому делаем этот проект. У проекта три основных цели:

  1. Рассказать адекватной аудитории о том, что вообще происходит в «зомбоящике». Многие ведь его не включали годами.
  2. Дать инструменты адекватным людям убеждать тех, кто подвергся обработке пропаганды, в том, что из них делают стадо свиней по известным, давно описанным методам,
  3. Персонализировать пропагандистов. Мы будем стараться выяснять имена тех, кто делает пропаганду вместо новостей, на федеральных каналах и публиковать их вместе с анализами сюжетов.

Проект стартует сегодня, позже в моём блоге выйдет анализ сегодняшних вечерних выпусков новостей. По мере наличия ресурсов мы постараемся анализировать новости на Первом канале, канале Россия 1 и НТВ каждый день. Публиковать анализ каждого сюжета и каждого выпуска мы будем в соцсетях и иногда тут, в моём блоге.

Твиттер Антипропаганды,
Вконтакт Антипропаганды,
Фейсбук Антипропаганды.

Команда проекта на данный момент состоит из четырёх человек: Максим Кац, Таша Соколова, Анна Яцкина и дизайнер Евгений Решетнев.

Это вводный пост, ниже перечислены все методы пропаганды, которые нам известны. Проект мы стартовали быстро, поэтому их пока тут 45 - со временем станет больше. Вообще, в связи с быстрым стартом есть пока некоторые проблемы, например, не все логотипы успели дорисовать, но это мы скоро поправим :)
Кроме методов будем ещё смотреть хронометраж выпусков - какой процент времени занимает в новостях пропаганда, а какой информационные сюжеты.

Пока анализом занимаются два человека, мы, возможно, будем что-то упускать. Если к проекту будет интерес, то мы, возможно, станем набирать волонтёров для анализа и собирать деньги на проект.

Итак, методы пропаганды:

1) Ad nauseam (навязывание): повторение одной идеи ведет к тому, что аудитория начинает ее воспринимать на веру, а не анализировать.



Дословно эта фраза с латинского переводится как “до тошноты”, означает высшую степень навязывания идеи. Этот прием предполагает бесконечное повторение одной и той же идеи. Такая идея, особенно, если она сформулирована в виде простого слогана, после многократного повторения начинает восприниматься массами как истина. Активно используется в тех странах, где свобода медиа ограничена или подконтрольна государству.

2) Апелляция к предрассудкам



Апеллирование к предрассудкам массовой аудитории используется в том случае, когда необходимо придать своей точке зрения убедительность в связи с ее моральной ценностью. Так же может использоваться обратный механизм - опровержение оппозиционной точки зрение через утверждение ее аморальности.

3) Атака любовью



Технология используется в тех случаях, когда необходимо сделать кого-то сторонником идеологии или общественного движения. Стоит человеку стать частью этой группы, а как остальные члены окружают его вниманием так плотно, что у него нет возможности встретиться со своим прежним кругом общения. Может выражаться в виде постоянных собраний, разных других видах деятельности, которые полностью занимают досуг неофита, не давая ему возможности вернуться на прежние позиции.



4) Афоризмы



Прекращение обсуждения путем использования слишком упрощенных фраз и аргументов (например, «У войны нет альтернативы»).

5) Блестящий фантик: характеристики расплывчаты настолько, что применимы к любому объекту, но опровергнуть их и назвать ложными нельзя.

Блестящим фантиком исследователи пропаганды называют слова, положительно описывающие объект, но ничего не говорящие по существу. При этом характеристики расплывчаты настолько, что могут быть применены к любому объекту, в то же время опровергнуть их и назвать ложными нельзя. Возникает так называемый «эффект Барнума» (расплывчатость характеристики не вызывает сомнений в ее справедливости).

6) Дезинформация



Введение в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, искажения контекста, искажения части информации, чтобы подтолкнуть аудиторию к действиям, нужным манипулятору.

7) Демонизация врага



Превращение представителя другой нации, этнической группы или сторонника иной точки зрения в «недочеловека», аморального, безжалостного и тд, используя ложные или непроверенные обвинения. Представление оппонента в заведомо невыгодном свете, преувеличение или фальсификация недостатков/проступков, противопоставление его и целевой аудитории.

8) Добрые слова



Слова, которые вызывают у зрителя позитивные эмоции по отношению к описываемому объекту. Например, мир, счастье, безопасность, свобода, правда, стабильность, “молодой перспективный лидер” и т.п.

9) Избирательная правда



Техника пропаганды, при которой манипулятор говорит зрителям правду - но лишь ту ее часть, которая ему выгодна, замалчивая остальное. Особенность этого метода в том, чтобы выбрать лишь нужные манипулятору факты и смешать их с тем, что хочет/ожидает услышать зритель. В этом случае, у аудитории не возникает ощущения, что они подверглись пропаганде

10) Когнитивный диссонанс: манипуляция сознанием через создание внутреннего противоречия, которое должно решится в пользу нужной точки зрения



Когнитивный диссонанс возникает тогда, когда наше знание о мире не соответствует самому миру. Состояние когнитивного диссонанса неприятно для психики и влечет за собой стремление личности изменить собственные установки.
Примером использования когнитивного диссонанса в качестве манипулятивной техники может служить ситуация, когда известно, что большая часть населения не поддерживают определенного кандидата на выборах, но очень доверяют какому-то общественному лидеру. Достаточно этому лидеру высказаться «за» кандидата, как многие люди поменяют свое отношение к кандидату, так как негативное отношение больше не будет вписываться в их картину мира.

11) Козел отпущения



Перекладывание ответственности на человека или некую группу, тем самым снимая вину с истинных виновников и/или переключая внимание с необходимости решить проблему.

12) Контроль за обстановкой



Попытка манипулятора контролировать социальную среду и ее взгляды путем социального давления. Таким образом, носители популярных идей получают от него социальное одобрение, остальные же выставляются в самом невыгодном свете.

13) Культ личности



Создание идеализированного героического образа в сознании аудитории, порой путем лжи и подлога. Объект культа личности представляется все умеющим, со всем справляющимся героем. Пиар культа личности может проводится в любой сфере, объект будет представлен и преуспевающим бизнесменом, и примерным семьянином, и ответственным членом гражданского общества.

14) Лингвопропаганда



использование различных средств художественной выразительности речи и тропов в целях искажения информации и/или эмоционального воздействия на аудиторию.

[список средств, которые могут использоваться...]а) гипербола - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»).
б) литота - намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»).
в) контроль вербальных обозначений - примером служат такие обтекаемые фразы как «Ковровые/точечные бомбометания», «Зачистка территории» и т.п., которые убирают из сознания смертоносный характер.
 г) гротеск - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.
 д) ирония - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.
е) ирония  - замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.).
ж) дисфемизм - грубое или непристойное обозначение изначально нейтрального понятия с целью придания ему негативной смысловой нагрузки или просто для усиления экспрессивности речи, например: сдохнуть вместо умереть, морда вместо лицо.
з) пафос - риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.
и) сарказм -  презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.
й) риторический вопросы - вопрос, который не требует ответа или служит для того, чтобы аудитория сама ответила на заданный вопрос


15) Логические ошибки



Это ошибка, допущенная в логических рассуждениях. Всякий аргумент, который её содержит, нельзя считать верным, хотя и некоторым людям по разным причинам такие аргументы кажутся убедительными, чем с успехом пользуются их оппоненты, облегчая задачу аргументации собственной точки зрения.

[Список часто используемых логических ошибок]а) Подмена тезиса/темы - логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом.
б) Использование ложных и недоказанных утверждений:
•            апелляция к личности оппонента, а не к его доводам (argumentum ad hominem)
•           переход на личности (ad personam): «Вы глупы и некрасивы, поэтому ваш тезис неверен».
•        поиск обстоятельств, якобы заставляющих оппонента выдвигать данный тезис (circumstantiae): «Вы говорите так, потому что хотите произвести впечатление на публику, поэтому ваш тезис неверен».
•        указание на то, что оппонент сам поступает вопреки своим доводам: (tu quoque): «Вы сами курите, поэтому ваши доводы о вреде курения неверны».
•        нахождение легко критикуемого единомышленника: «Гитлер тоже был вегетарианцем!».
•    апелляция к большинству (argumentum ad populum): «Все вокруг считают так, следовательно, это верно».
•      апелляция к авторитету (argumentum ad verecundiam): «Это мнение принадлежит авторитету, разве вы его не уважаете?».
•      апелляция к традиции (argumentum ad antiquitatem): «Так считается с древнейших времен, потому это верно».
•      апелляция к милосердию (argumentum ad misericordiam): «Если вы не согласитесь с моим мнением, то разрушите мне всю жизнь».
•       апелляция к незнанию; отсутствие доказательств чего-то, считается доказательством обратного (argumentum ad ignorantiam): «Привидения существуют, так как никто не доказал, что их нет».
•       «аргумент к тошноте» (argumentum ad nauseam), повторение тезиса (возможно, разными людьми) до тех пор, пока противная сторона не потеряет интерес к его оспариванию.
•       апелляция к страху, аргумент с позиции силы (argumentum ad baculum): «Вас могут наказать, если вы не согласитесь с моим мнением».
•       выдача желаемого за действительное (en:Wishful thinking): «Я хочу, чтобы так было, значит, так и есть».
в) Соломенное чучело: «Теория эволюции смешна, это абсурд, что рыба эволюционирует в птицу.»
г) «После» не значит “вследствие”: после этого - значит по причине этого (лат. post hoc ergo propter hoc) - логическая уловка, при которой причинно-следственная связь отождествляется с хронологической, временной: «Серийный убийца с детства увлекался почтовыми марками, следовательно, филателия превращает людей в безжалостных убийц».
д) Ложная дилемма - представить две кардинально различных точки зрения, опустив промежуточные варианты - “либо с нами, либо против нас”.
е) Ложная аналогия - связка «конкретная причина - конкретное следствие», которая имела место когда-либо, экстраполированная и на другие объекты, не имеющие никакого отношения к первоначальным. “Нельзя быть немножко беременной” - об экономических реформах (никакой связи между реформами и беременностью нет).


16) Ложь



Преподнесение фактов в искаженном виде, предоставление сведений, не соответствующих реальности.

17) Навешивание ярлыков



Метод используется для упрощения восприятия категорий. К примеру, достаточно создать в общественном сознании образ некого «радикала» с присущими ему характеристиками, чтобы дальше «топить» любого противника, называя его радикалом. Метод манипуляции помогать аудитории мыслить большими размытыми категориями, не пытаясь выделить особые характеристики объекта самому. Является, по сути, обобщением и разделением многообразия на малое количество четко описанных групп - «консерватор», «либерал», «оппозиционер»

18) Неизбежная победа



Прием заключается в том, чтобы убедить аудиторию присоединиться к определенной тенденции, потому что ее победа неизбежна.
Часто вместе с идеей неизбежности победы навязывается мысль, что все остальные уже давно так и поступили, тем самым манипулятор пытается играть на самооценке аудитории, которая не хочет оказаться в отстающих. Достигается за счет излишне позитивного преподнесения достигнутых результатов, а также за счет создания эффекта толпы.

19) Неявное утверждение



Эта техника используется, когда пропагандируемая идея может не вызвать доверия зрителей, если будет заявлена прямо. Вместо этого она либо несколько раз упоминается, либо на нее прозрачно намекают.

20) Оправдание



Это использование общих фраз для объяснения сомнительных действий или утверждений

21) Отвлекающий маневр

Использование в споре неважных данных или аргументов «для количества», чтобы потом обосновывать свою позицию не качеством аргументов, а их количеством

22) Очернительство



Для манипуляции общественным сознанием часто используется метод очернительства - подмены логических аргументов против идеи ее иррациональным восприятием. Играя на страхах и предубеждениях аудитории, манипулятор предлагает универсальный готовые рецепт восприятия неугодных ему идей с точки зрения их эмоциональной составляющей.

23) Перенос (также известен как ассоциация)

Эта техника использует людей, предметы, символы и объекты и проецирует их на других, чтобы создать позитивный или негативный образ в глазах аудитории. Часто эта техника использует визуальные средства, эмблемы, символы (например, свастика на флаге России).

24) Повторение



Это повторение определенного символа или слогана для наилучшего запоминания его аудиторией.  Повторение может быть в форме джингла и/или изображения, размещаемого почти повсеместно. Повторение также может использовать фразы, изображения и другой контент, действующий на подсознание.

25) Полуправда



Полуправда заключается в нескольких утверждениях, часть из которых обязательно является общеизвестной или легко проверяемой правдой. Вторая часть правды или искажается, или опускает. Примером полуправды является попытка власти убедить аудитории при очередном повышении цен на коммунальные услуги, что за свет, газ и воду платить необходимо по мировым расценкам - как платят в Америке или Европе. О том, что тогда и доходы населения нужно увеличить до европейского уровня, деликатно умалчивается

26) Привычное условие



Такая техника заключается в создании у аудитории бессознательной логичной связи между двумя объектами, путем многократного помещения двух объектов рядом. Неосознанно зритель затем сам будет проводить аналогию, увидев лишь один из объектов.

27) Приказ



Техника основывается на том, что аудитория не всегда хочет сама делать выбор, она предпочитает, чтобы ей продиктовали необходимые действия, таким образом, освободив ее от ответственности. Сама пропаганда может заключаться в простой фразе, приказе, сформулированном в обобщенном виде и представляющем собой универсальную рекомендацию.

28) Провоцирование неодобрения

Эта техника используется, чтобы убедить целевую аудиторию выступить против определенной идеи, путем сообщения ей того факта, что сторонниками этой идеи являются заранее неприятные им люди.
Таким образом, люди не анализируют идеи, но анализируют ее потенциальных сторонников, которые вызывают у них негативную реакцию.

29) Путаница, намеренная неопределенность

Намеренное использование общих фраз для того, чтобы аудитория сама могла придумать собственную интерпретацию. Слыша общие фразы, потенциальные слушатели не концентрируются на анализе идей, а домысливают сами слишком в том ключе, в котором бы хотели услышать эту информацию.

30) Размахивание флагом



Попытка оправдать действия или суждения, основываясь на том, что в их основе лежал патриотизм и забота о благе нации. А так как любовь к своей стране является в массовом сознании добродетелью, то и действия воспринимаются в более положительном свете.

31) Свидетельство

Свидетельства - это цитаты, призванные поддержать или опровергнуть данную программу, политику, действия и т.п. В данной технике важна репутация свидетельствующего лица, часто это ученый, эксперт, уважаемый в обществе человек. Свидетельство подтверждает истинность пропагандистского сообщения.
Это делается для того, чтобы аудитория приняла пропагандируемое мнение и даже более того, решила, что оно - ее собственное.

32) Свой человек

Техника заключается в том, что уровень доверия аудитории повысится, если говорить с ней «на ее языке». Манипулятор пытается показать, что он простой человек, такой же, как и все. На психологическом уровне, общность проблем и интересов способствует возникновению доверия.
Например, рассказывая про ржавую воду, которая течет у него из крана. Или же он может использовать просторечные слова и обороты, чтобы казаться ближе к народу.

33) Слоганы

Слоганы - это короткие, меткие фразы, которые могут включать стереотипы и ярлыки. На практике слоганы в основном действуют как эмоциональные призывы. Противники вторжения США в Ирак и его оккупации, например, использовали слоган «кровь за нефть», чтобы доказать, что вторжение (человеческие жертвы, которые оно повлекло) было предпринято, чтобы захватить нефтяные богатства Ирака.

34) Стереотипы



Эта техника основана на использовании предубеждений аудитории путем навешивания ярлыков на объект пропаганды, которые вызывают у аудитории страх, ненависть, отвращение и т.п.
Например, рассказывая о другой стране или какой-либо социальной группе, манипулятор может акцентировать внимание на стереотипных чертах, которые ожидает читатель, даже если на самом деле они не являются типичными для целой страны или социальной группы (часто это бывает нечто анекдотичное, забавное).
В графической пропаганде (в том числе, на военных плакатах) это могут быть портреты врагов с какими-нибудь ярко выраженными стереотипными национальными чертами.

35) Сторонняя техника

Аудитория с куда большей готовностью поверит в суждения, высказанные сторонним, независимым наблюдателем, нежели лицом заинтересованным. Поэтому часто для высказывания определенных мнений, дискредитирующих объект или же напротив, обеляющих его, используют заангажированных людей - ученых, журналистов и т.п.

36) Страх, неясность, сомнения

Попытка воздействовать на убеждения аудитории, распространяя негативную или спорную/ложную информацию об оппоненте, чтобы подорвать его репутацию или вызвать к ему недоверие. Даже если потом следует опровержение этой информации, эта техника все равно хорошо воздействует на общественное сознание

37) Счастливые люди

Этот тип пропаганды имеет дело со знаменитостями или просто внешне привлекательными людьми. Он навязывает идею «веди себя, как они, и станешь, как они». В такой оболочке может преподносится любая идея - от определенного бренда одежды до образа жизни, взглядов и убеждений.

38) Управление новостями или создание повестки дня



Никакая пропагандистская техника не будет успешна без постоянного повторения. Если одни и те же новости повторяются изо дня в день, скорее всего, это метод управления новостями или создания повестки дня. Люди, склонные доверять телевидению, считают, что в первую очередь их информируют о самых важных событиях, новости же неважные или носящие развлекательный характер отправляются в самых конец выпуска.

39) Упрощенчество

Подходящие по смыслу общие фразы, использующиеся чтобы дать простые ответы на сложные социальные, политические, экономические или военные проблемы.

40) Цитаты без контекста



Выборочно вырванные из контекста цитаты с измененным смыслом часто используются политиками для дискредитации оппонентов или оппозиционных точек зрения.

41) Широта восприятия

Если какая-то точка зрения является сложной для восприятия (или спорной, или радикальной), то достаточно найти оппонента с еще более экстремальной точкой зрения, чтобы на его фоне выглядеть разумно и умеренно.
Может использоваться также в случае необходимости претворения в жизнь непопулярного решения - достаточно предложить решение, которое еще больше не понравится аудитории, чтобы первоначальное показалось ей вполне приемлемым.

42) Эйфория

Использование события, которое вызывает у людей эйфорию или чувство счастья и единения. Эйфория может быть создана путем объявления праздника или народного гуляния, военного парада или патриотических сборов. Вызванное чувство счастья от самого мероприятия может распространятся на его организаторов или на события, в честь которых устроены торжества.

43) Анонимный авторитет



Одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности.
Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили...», «Доктора рекомендуют...», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает...». Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей.

44) Будничный рассказ

Используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. Так, если нужно приручить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях. Через несколько недель такой обработки население перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, творящиеся в обществе.

45) Сенсация

Сегодня практически все новостные блоки в СМИ начинаются с т.н. «сенсационных сообщений»: серийных убийств, авиационных катастроф, террористических актов, скандалов из жизни политиков или шоу-звезд.
На самом деле срочность сообщений почти всегда бывает ложной, искусственно созданной. Иногда сенсационность служит для отвлечения внимания. Обычно такая «сенсация» не стоит и выеденного яйца, - то слониха в зоопарке родила, то в туннеле автобус с грузовиком столкнулся, то подросток изнасиловал и убил свою бабушку. На следующий день об этом все забывают.
Под прикрытием сенсации можно либо умолчать о важном событии, о котором публика знать не должна, либо прекратить скандал, который уже пора прекратить - но так, чтобы о нем больше никто не вспоминал.

Оглавление журнала

майдан

Previous post
Up