- Никогда бы не представил, что вы устроите мне встречу таким образом. Разве это не вмешательство?
- Мы сделали так, что ты имеешь возможность в это не верить.
- И что дальше?
- К выбранной цели можно подойти лишь одним путём. Другие пути приведут к другим. Дело в том, какие цели у тебя.
- Да, я понимаю. Невозможно к чему-то прийти, если не имеешь представления об этом.
- Как видишь, это не так сложно.
- Но люди ведь и сами ищут, исследуют… А вот на примере общения Кришны и Арджуны, в решающий момент Арджуна всё-таки последовал наставлениям своего учителя, так как, наверное, чувствовал, что его собственное понимание не сравнится с тем, чей опыт познания превосходит.
- Он мог поступить и по-своему. Его не принуждали.
- Эспи, ты знаешь, о чём я думаю.
Click to view
«Йога: Традиция Единения», А. Лаппа
Пещера являлась расколом скалы и, по всей видимости, когда-то была очень глубокой. Но примерно через пятнадцать метров от входа она оказалась замурована тупиковой стеной. Может быть, для того, чтобы из земных глубин не пожаловали незваные гости - змеи и прочая живность. Здесь все хранило следы человека. Стены и «потолок» были закопченными. Посредине пещеры был сложен очаг. В стенах были отверстия для факелов. А под одной из стен была сделана лежанка из плоских камней. Вообще трудно было себе представить, что здесь можно жить. С водой, конечно, проблем не было, а вот с пищей... Я до сих пор не могу понять, откуда хозяин пещеры добывал пропитание. Потому что все на многие километры вокруг было сурово и безжизненно, даже летом. А зимой, когда температура здесь опускается до минус пятидесяти по Цельсию, совершенно непонятно, где он брал хоть что-нибудь для сжигания и обогрева. (Вообще местные жители в Гималаях часто используют сухой навоз горных яков для сжигания и приготовления пищи.) Но все это имело отношение только к быту хозяина пещеры. А вот то, что было связано с его творчеством, привело меня в «дикий восторг». Сквозь копоть на стенах проступало множество необычных рисунков, выцарапанных на камне и чем-то напоминавших египетские письмена. Причем на каждой стене эти рисунки были разных типов. На западной стене было множество «линий» из бессчетного количества простых изображений человечков в разных позах. Некоторые из них были настолько упрощены, что у них отсутствовали отдельные части тела - руки, ноги или голова. Может быть, это почему-то было неважно для художника. Эти «линии» рисунков были разной длины и образовывали хаотично расположенные вертикальные столбцы тоже разной высоты. Здесь еще были какие-то фигуры - звезды с пятью, шестью и двенадцатью лучами, на вершинах которых также были изображения человечков. На восточной стене были «линии» с изображениями рук и каких-то странных, по-разному расположенных кружков и петелек, напоминавших знак бесконечности. В каждой «строке» было по четыре рисунка. Эти «строки» также формировали вертикальные столбцы. И таких столбцов было две «линии». В столбцах с изображениями рук я насчитал по восемь «строк». И всего таких столбцов было тоже восемь. А столбцы с кружками и петельками были разными. На этой стене были еще какие-то «вихревые» символы, в виде свастики с плавными волнообразными изгибами. Каждая из них закручивалась сначала в одну, а затем в другую сторону. Причем эти свастики состояли из четырех, восьми, шестнадцати, тридцати двух и шестидесяти четырех лучей. И чем больше было лучей, тем меньше они напоминали свастику и больше походили на солнце. На тупиковой искусственной стене изображений было меньше, но они впечатляли какой-то необъяснимой красотой. Слева, над самым полом пещеры, были изображены замысловатые «змейки» и необычные символы. Все они были разными. Справа, тоже над полом, были лики различных божеств и какие-то надписи. А посредине, между ними, было несколько «линий» человечков. Над всем этим была изображена громадная янтра, в виде концентрических кругов. На периферии она была разбита лучами на сектора, внутри которых располагались человечки. Ближе к средине по кругу располагались «змейки». Еще ближе к средине, также по кругу, были лики божеств. И в центре была многолучевая двухсторонняя свастика, похожая на солнце. К сожалению, из-за того, что эта стена была искусственной, она оказалась сильно разрушена временем и многие элементы изображений на ней отсутствовали. Разглядывая все это, я совершенно забыл о времени и заметил, что снаружи стемнело, только тогда, когда мой фонарик, разрядившись, стал гаснуть. У меня было с собой несколько свечей, и я зажег одну из них. Странным оказалось то, что теперь я чувствовал себя внутри пещеры совершенно спокойно. В ней было уютно, как дома. Здесь не было ни москитов, ни летучих мышей. И просто не верилось, что ты находишься «бог знает где», вдали от людей и цивилизации. Перекусив сухофруктами и орехами, я решил не жечь свечу долго и лечь спать пораньше, чтобы утром воспользоваться ее светом и еще раз получше разглядеть эти стены. Я положил на лежанку спальник, залез в него, погасил свечу и лег на спину. Только сейчас я заметил, что почти заболел и у меня, по-видимому, была горная лихорадка с высокой температурой. Скорее всего, это произошло из-за того, что за последние три дня без акклиматизации я поднялся более чем на три километра... Несмотря на высокую температуру и постоянный озноб, я жил в пещере еще два дня, пока у меня не закончились все источники света, даже спички. За это время я срисовал со стен все, что было возможно, и как мне ни хотелось остаться в этом святом Месте, здравый смысл все-таки подтолкнул меня возвращаться, чтобы не заболеть еще сильнее.
Click to view