«Предатель - […] это ничтожество, способное достигнуть чудовищных размеров»
Виктор Гюго. Труженики моря
Для харьковчан 8 августа особая дата - в этот день 173 года назад умер известный писатель и общественный деятель, потомок славного старейшего дворянского рода Слобожанщины Григорий Федорович Квитка-Основьяненко (1778-1843). Его похоронили на Холодногорском кладбище, но позже могила Квитки-Основьяненко была перенесена на 2-е городское кладбище (ул. Пушкинская, 102), где ее можно осмотреть и сегодня.
В его честь в Харькове названа одна из центральных улиц города, а в 1993 году был установлен памятник.
Странно, что национально-озабоченные граждане, превратившие шоу «декоммунизации» в «дерусификацию», еще не переименовали улицу и не снесли памятник. Ведь, несмотря на то, что «большевистско-украинская» пропаганда сделала из Квитки-Основьяненко «выдатного украинця», сам Григорий Федорович, будучи глубоко верующим православным человеком, считал себя русским.
Не все знают, что автор знаменитой пьесы «Шельменко-денщик» любил и хорошо знал историю, особенно историю своего родного Слободского края. Его исторические изыскания не оставляют сомнений, что это был человек русской души, сделавший огромный вклад в развитие русской культуры.
В 1840 году в журнале «Современник» (том XVII в разделе «Русская история») была опубликована работа Г.Ф. Квитки-Основьяненко под названием «О слободских полках». Труд, как видно из названия, посвящается истории Слободских казацких полков Русского царства (позднее Российской Империи).
Автор весьма доступно описывает историю заселения Слобожанщины. Вначале эта территория входила в состав Киевской Руси. Квитка-Основьяненко пишет: «земля, составляющая ныне Харьковскую губернию, в прежние времена принадлежала к Великому Княжеству Киевскому и служила древними границами южной России от Половцев¸ Казар и Печенегов». Затем в первой половине XIII столетия «сия страна… [была] опустошена Татарами…». Те, кому посчастливилось остаться в живых, вынужденно «удалилися за Днепр и там стояли сначала под владением князей Литовских, а в 1340 году присоединены к Польше».
С этого момента собственно и начинается история Слобожанщины. Поляки, борясь с Православием, самыми жестокими мерами начали окатоличивать местное население. «Угнетаемые жестокостью Польского владычества в свободном отправлении веры и исполнения ея обрядов, Малороссияне имели уже намерение прибегнуть к Русскому Царю и просить об исторгнути их от чуждаго ига и приняти в прежнее подданство». Жители самых угнетенных «городов Черкасс, Зембора, Корсуня, Чигирина и других… в 1646 году двинулись из-за Днепра в полуденныя земли Российского государства. Они начали селиться на пустынных землях по Белгородской черте».
«Свободное поселение и занятие земли по произволу, обыкновенно на Малороссийском наречии выражаемое поселиться слободно(свободно), дало сему поселению наименование «слобод»; по народу же, приходящему бόльшею частью из Украины и поселяющемуся «на украйных», на границе, «Украинских слобод»; что означает: «свободное, нестесненное, привольное поселение на границе».
Для Квитки-Основьяненко было очевидным, что Слобожанщина всегда была русской землей, и кроме русских на ней никто никогда не жил. Уходили русские, и край становился безлюдным (как это было в XIII веке). Если в тексте автора и упоминается слово «украина», то уж точно не в этническое плане.
Русские люди, получившие возможность вольно селиться на этих землях, отныне видели свой долг в защите южных рубежей России, подвергающихся постоянным вражеским набегам. В этих условиях на Слобожанщине сложился особый жизненный уклад:
«Новые сии поселенцы и при начальном заведении жилищ были подвержены нападениям от Крымских Татар. Необходимость и свойственный народу воинственный дух были причиною образования поселенцов сперва в отряды, а по мере умножения жителей - в целые полки».
То есть, все рассказы свидомых историков, что в границах нынешней Украины всегда проживал некий «нерусский народ», бесконечно борющийся за свою «независимость от москалей», не более чем бредни. По крайней мере, к Слобожанщине это не может быть отнесено, о чем и свидетельствует якобы «выдатный украинэць» Квитка-Основьяненко.
Фрагмент страницы из труда «О слободских полках», 1840 год
Далее, в своей работе «О слободских полках» Григорий Федорович повествует о событиях, происходивших на этой территории: о серьезной роли в истории России Слободских полков, об их ратных подвигах и прочее.
Не без гордости он упоминает и своего деда харьковского полковника Григория Семеновича Квитку, который был лично знаком с Петром I. Царь «июня 2 числа приехал в Харьков, где по случаю праздника Вознесения Господня в Успенском соборе отслушал обедню… [после] осматривал городовую крепость и благоволил посетить Харьковскаго полковника Григория Семеновича Квитку в его доме… и имел у него обеденный стол. После обеда, Государь поспешил выездом из Харькова к армии, под Полтаву».
Русское мировосприятие особенно проявляется у Квитки-Основьяненко в отношении к предательству. Уже упоминалось, что слобожане видели свой долг в защите Православного Отечества, и они исправно его выполняли:
«Поселенцы сии, выдерживая беспрестанные нападения Крымских Татар и отражая их мужественно, никогда не уклонялися от цели своей: защищали границы своего нового отечества, возвратившего им счастье пользоваться свободою в отправлении религии и сохранении собственности - и с большим самоотвержением, с потерею своих собратий, с единодушием удержали избранный ими край за собой и отняли у Крымских Татар надежду располагаться в сем крае, как в собственном, и утвердили оный навсегда за Российскою Державою».
Однако, в это время на других Малороссийских территориях происходили процессы, которые в будущем выльются в феномен «украинского сепаратизма». Квитка-Основьяненко упоминает про «соплеменников, по вступлении в подданство России часто колебавшихся в сохранении присяги во всей чистоте». Примером стойкости жителей Слобожанщины может служить эпизод, связанный с именем Ивана Брюховецкого. Этот гетман не только сам отступил от клятвы, но и попытался принудить к этому слобожан:
««Слобожане» счастливые под отеческим правлением России, нимало не заботились о судьбе прежней своей родины, Малороссии, и при всех бывших в ней тогда переворотах не принимали никакого участия, имея единственной целью пребыть верными благодетельствующему им правлению».
Гетман Брюховецкий изменив Российскому Престолу (1668 год) предложил и слобожанам изменить России. Получив отказ, он «призвал на помощь Крымских и Ногайских татар, чтобы силою принудить Слободские полки к отторжению от России; но верные сии казаки, перенося разорение и опустошение сел своих и ужасные крайности в осажденных городах своих: Лебедин и Недригайлов…не приступили к измене, но мужественно отражая своих единоплеменников, успели хотя и с большими потерями освободить край от злонамеренных неприятелей»
Разумеется, отношение к Брюховецкому и его последователям у автора строго отрицательное.
Можно в очередной раз поразиться схожестью эпох и историческими параллелями. Верные Брюховетскому войска клятвоотступников, привлекая на свою сторону иностранных наемников, «уговаривали» соплеменников отступить от русского естества. Всех несогласных убивали. Лишь два города - Лебедин и Недригайлов - смогли противостоять предателям. Они выстояли, сохранились и тем самым спасли весь край, а возможно и всю Россию.
Через 300 лет эти же методы применяют бандеровцы. Снова предатели пролили русскую кровь. И снова два города - Донецк и Луганск, пусть и расположенные несколько южнее Слобожанщины - встали у них на пути, встали на защиту Отчизны. Если сегодня именно Донбасс оказался на передовой, это не значит, что в регионах, где брюховецкие пока оказались сильнее, его не поддерживают, не ждут и не готовы подставить плечо. Генетическая память, рано или поздно, сработает, и сегодняшние предатели отправятся в историческое небытие вслед за своими предшественниками.