Герой не нашего времени: Григорий Иванович Нечволодов

Sep 05, 2017 11:20


«Мы всегда говорили о том, что Харьков - это Украина».
Геннадий Кернес
Известный в позапрошлом веке писатель Михаил Иванович Пыляев (1842 - 1899) в своей книге «Замечательные чудаки и оригиналы», описывая русский быт XVIII - XIX веков, коснулся и портретов некоторых исторических персонажей. В их число вошел и уроженец Харьковской губернии Григорий Иванович Нечволодов (1780 - ? ). Человек с биографией, через край насыщенной событиями. С рассказом М.И.Пыляева мы и хотим познакомить читателей, незначительно сократив его, и позволив себе некоторые комментарии.



Указанная личность интересна не только своим жизненным путем, но и тем, что являлась прототипом известного персонажа М.Ю. Лермонтова. Разумеется, отдельный интерес представляет связь указанной личности со «свидомостью», «незалежностью» и прочей «недоторканностью» - ведь все, что хоть как-то касалось сегодняшней территории Украины должно быть напрямую связано с ее «тысячелетней историей», верно? Что же, давайте разбираться!

Итак: «Замечательным по превратности своей судьбы […]был некто Нечволодов, служивший на Кавказе в 1822 году. Когда ему было более сорока лет, он был только простым рядовым. Жизнь его была полна приключений. Родился он в 1780 году в Харьковской губернии, и жил в родительском доме брошенным без всякого призора».

Исходя из официальной исторической доктрины Украины, рассказ должен идти об «украинце», «представителе европейской нации», которая тогда находилась под русско-ордынским гнетом. Примем как факт «украинца» Нечволодова.

«Рос он веселым, буйным и своенравным ребенком. Четырнадцати лет от роду его взял к себе дядя, к великой радости соседей, не имевших от него покоя».

С этого момента буйному юноше судьба военного была предрешена. Сохранились сведения, что дядя Г.И. Нечволодова был суворовским ветераном, или, говоря современным «украинским», ватником, колорадом, оккупантом и т.п.



Г.И. Нечволодов
«Через четыре года Нечволодов был уже офицером и участвовал в походе Суворова. Здесь, при защите крепости Бреста, он поместился в амбразуре и как отличный стрелок бил оттуда французов на выбор, но вдруг ядро, пущенное с неприятельской батареи, сбило амбразуру, и ветхая каменная стена рухнула и придавила его. Вытащили Нечволодова полураздавленного и едва живого. В Италии Нечволодов участвовал с Суворовым не раз в сражениях, переходил с ним Альпы, Чертов мост, и из уст знаменитого полководца несколько раз слышал благодарность и похвалу».

Ужасное пятно на биографии «украинца». Позорное! Представитель «европейской нации» с упоением изводил просвещенных европейцев. Ай-яй-яй…

«Окончил войну он поручиком с брильянтовыми знаками св. Анны 2-й степени на шее, - награда в этом чине в то время была исключительная. Пред ним развертывалась блестящая военная карьера, но обстоятельства сразу разрушили все честолюбивые надежды. Семейные предания смутно передают только, что это была какая-то роковая дуэль, чуть ли не с родным братом, окончившаяся тем, что сам он получил сабельные удары в голову, а противник был изрублен насмерть. Нечволодов был лишен чинов, орденов и сослан в далекий пустынный город Колу».

К сожалению, Кола - это вовсе не родина напитка американской свободы Кока-Колы, и Нечволодов не стал автором знаменитого пойла (эх, какой сюжет сорвался: «Кока-кола - украинская газировка!»). В описываемые времена Кола - это административный и культурный центр Кольского полуострова (Мурманск появится лишь в 1916 году). Далековато. Практически край земли.

Ссылка разжалованного Нечволодова, является бесспорным доказательством масштабных гонений, чинимых москалями «украинцам». Наследник «вольного козацкого духа» смириться с этим так и не смог:

«Жизнь ему здесь не полюбилась, и он бежал на корабле в Англию, где, не имея средств к существованию, нанялся волонтером в английские войска, готовившиеся к отплытию в Индию. Но плану этому не суждено было сбыться. Слух о похождениях Нечволодова дошел до нашего посла, графа С. Р. Воронцова, и он потребовал его к себе. Воронцов сумел оценить ум, таланты, даже пылкость нрава молодого несчастливца, отговорил его от его мечтаний, взял с собою в Россию и выпросил ему у императора Александра I полное помилование. В 1803 году он был определен с прежним чином в 20-й егерский полк, но ордена не были ему возвращены… Затем наступили беспрерывные военные походы и ряд новых сражений, в которых Нечволодов добыл свои старые суворовские ордена и чин капитана».

Азиатское коварство ордынца Воронцова сработало. Прельщенный щедрыми посулами, обманутый Нечволодов, вместо экзотической Индии вновь оказался у варваров, вновь облачился в военную форму оккупанта. Дальнейшие события покажут, что из-за этого он чуть было не лишился здоровья и даже жизни.

«В 1813 году он находился в составе летучего корпуса Платова. Кампания не обошлась для него без новых ран и увечий. Под Лейпцигом он в одной из атак был окружен французами, сбит с лошади тупым концом пики и через него пронесся целый уланский полк, причем каждый француз считал своим долгом кольнуть его пикой или ударить саблей. Ударов этих было так много, что Нечволодов был превращен, можно сказать, в кусок битого мяса. Но при быстрой скачке французов ни один удар не был смертельным: Нечволодов догадался надвинуть на голову кивер и этим, быть может, обязан спасением своей жизни. Через несколько дней, несмотря на раны, он с лихвой отплатил неприятелю: со своими солдатами он положил лоском более 280 человек, а 180 нижних чинов с офицерами и полковым командиром были им захвачены в плен. За это дело он получил вторично орден св. Владимира и чин подполковника».

Ох, не тогда ли зародилась славная традиция киборгов выживать, несмотря на 300 пуль в теле или прямое попадание в грудь атомной бомбы? К сожалению, находясь на службе у москалей, наш «украинец» огрубел - опустился до банальной азиатской мести.

Нечволодов так и не смог в должной мере оценить изысканные манеры европейцев, ведущих военные действия «исключительно цивилизованно». Примерно так (не будем отвлекаться на объяснения - по форме и антуражу несложно угадать место, время и действующих лиц):






Надо признать, что несмотря на всю иронию нашего повествования, некоторые черты «украинства» у Нечволодова все же проявлялись в действительности:

«Но страшная судьба опять вмешалась в его блестящую карьеру. По возвращении из Франции Нечволодов был переведен в один из драгунских полков, где он проиграл 17 тысяч казенных денег. Его опять разжаловали в рядовые. Государь, помня его молодецкую боевую службу, приказал перевести его на Кавказ».

С другой стороны, проигрыш казенных денег мог быть подлой подставой. Москали сами не хотели воевать на Кавказе, а потому старались отослать туда вместо себя несчастных «украинцев».

«Там, после одного геройского дела, Ермолов просил о полном и безусловном его помиловании, но его только произвели в прапорщики - и после четырех лет службы он возвратился в полк опять майором и с теми орденами, что заслужил еще при Суворове…».

Пыляев почему-то не коснулся еще одной любопытной страницы биографии Григория Ивановича Нечволодова. Специалисты считают более чем вероятным, что наш герой являлся прототипом лермонтовского Печорина. Михаил Юрьевич, описывая в «Герое нашего времени» сцену дуэли Печорина с Грушницким, о дальнейшей судьбе главного героя сообщает следующее:

«Месяца три спустя, его назначили в е…й полк, и он уехал в Грузию». Этим неназванным полком мог быть только 42-й Егерский полк - единственный, располагавшийся тогда неподалеку от Карагача в Царских Колодцах. Как раз там и проходил службу Нечволодов.

Есть еще один факт - овдовев, Григорий Иванович вторично женился на своей воспитаннице, юной черкеске из племени абадзехов по имени Сатаней, которая после крещения стала Екатериной Григорьевной Нечволодовой (1815 - 1887).




Портрет Е.Г. Нечволодовой. Конец 1830-х гг. Художник неизвестен
Именно она послужила Лермонтову прототипом Беллы.

Собственно, к чему весь этот экскурс в историю и литературу? Ни у Пыляева, ни у Лермонтова в «Герое нашего времени» не удалось обнаружить ни одного… «украинца»! И куда они подевались? Может их просто еще не существовало, и уроженцы Харьковщины знать не знали, что через несколько поколений они окажутся нерусскими?

С другой стороны, редактировать минувшее сейчас очень модно. Возможно, факта растраты казенных денег и достаточно, чтобы произвести героя в свидомые?..

История, Россия, украинствующие

Previous post Next post
Up