«Ничто так не поднимает боевой дух, как мертвый генерал».
Джон Мастерс
Читавшие роман И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок», наверное, помнят эпизод, когда в одном из купе поезда «в полуспущенное окно [которого] рвался горячий воздух оренбургской степи», между газетчиками, едущими освещать завершение строительства Магистрали, произошел такой разговор:
«- Слушайте, Гейнрих, почему вы так хорошо говорите по-русски? - спросил Сапегин.
- Научился в Одессе, когда в тысяча девятьсот восемнадцатом году с армией генерала фон Бельца оккупировал этот чудный город. Я состоял тогда в чине лейтенанта. Вы, наверно, слышали про фон Бельца?
- Не только слышали, - сказал Паламидов, - но и видели. Ваш фон Бельц лежал в своем золотом кабинете во дворце командующего Одесским военным округом с простреленной головой. Он застрелился, узнав, что в вашем отечестве произошла революция.
При слове «революция» господин Гейнрих официально улыбнулся и сказал:
- Генерал был верен присяге.
- А вы почему не застрелились, Гейнрих? - спросили с верхней полки. - Как у вас там вышло с присягой?».
Если кто забыл, то вместо ответа, Гейнрих переключил внимание аудитории на рассказ о молодом москвиче по имени Адам и комсомолке Еве. Желающие вспомнить (или узнать), чем закончилась история, могут обратиться к 27-й главе романа.
Упомянутый И.Ильфом и Е.Петровым австрийский генерал, в данном контексте, интересен более. Действительно, генерал-лейтенант Австро-венгерской армии Эдуард Эдлер фон Бёльц, командовавший в 1918 году австрийскими оккупационными войсками на Юге России, с 1 июня по 9 ноября того же года исполнял обязанности Одесского военного губернатора. Покончил с собой на рабочем месте, после того как узнал о поражении Австро-Венгрии в Первой мировой войне.
Как говорится, за что боролся на то и напоролся. Фон Бёльца сюда никто не звал, а потому о «личной драме австрийского генерала» одесситы со временем забыли. Наверняка бы и не вспомнили, если бы город у моря сегодня не оккупировали украинские нацисты. Именно благодаря им в Одессе австрийскому генералу в «торжественной обстановке» на днях был установлен памятник.
«Потомки фон Бельца долго искали место его захоронения и почти сто лет спустя нашли. На открытие памятника в Одессе прибыл праправнук австрийского генерала», - сообщает Таймер.
Чисто по-человечески понятно желание потомков установить место захоронения своего пращура, в этом ничего ненормального нет. Противоестественным было то шоу, которое устроили национальноозабоченные украинские граждане около могилы оккупанта. Как засвидетельствовал доброволец запрещенного в России «Азова» Олег Симашко, активисты в униформе украинских сечевых стрельцов даже выставили «почетный караул».
Одесских православных верующих смущает, что упомянутый памятник на Втором христианском кладбище установили самоубийце. Видимо, они еще до конца так и не осознали, что для страны впавшей в сатанизм нацизма - это норма. Непонятно другое - по какому принципу были оказаны такие почести?
Потому что фон Бёльц был оккупантом или потому что застрелился, потеряв свою армию? Или может быть и то и другое вместе? Если это так, то на подходе установка памятника Гитлеру. Однако это точно будет не Одесса, потому как любому терпению приходит конец…