Спасение от жары этим летом можно найти в Третьяковской галерее. Там, в пяти залах, где традиционно выставляются графические работы, расквартировалась
выставка графики и акварели из Государственного Русского музея. Прекрасная экспозиция известных и не очень известных художников начала 19-го века.
Выставка небольшая (5 маленьких залов), но примечательно, что а ней представлены работы, выполненные самыми разнообразными техниками - это и карандаш, и сепия, и тушь, и акварель.
Ещё до того как войти в музей, вы получите некоторое представление о творчестве Алексея Егорова - фрагмент его "Автопортрета" размещён на рекламных плакатах выставки. По легенде для того, чтобы доказать в Италии своё мастерство Егоров нарисовал натурщика одним росчерком, начав с большого пальца ноги. Точны и лаконичны работы Орловского: "На окраине Петербурга" - пару линий и перед нами спокойный сельский пейзаж без реалистичной коричневой грязи, "Каторжники" - толпа бомжей с ирокезами на головах, "Голова лошади" - сейчас вырвется с листа бумаги. В соседнем зале очень эмоциональный "Лесной пейзаж" Михаила Лебедева - романтический и грозовой лес, в котором кроны деревьев напоминают пенящиеся волны. Интересные карандашные наброски Алексея Егорова ("Автопортрет"), "Силуэтная" графика Фёдора Толстого ("Наполеон, наблюдающий движение войск"). Пара ироничных работ. Например, накануне и после Нового Года Интернет кишит коллажами и фотографиями на тему "Утро после выходных". Оказывается, классики тоже не обходили эту тему, в частности Александр Фон Нодтак в картине "25 декабря. 1 января", как можно догадаться, с юмором исследует предпраздничный синдром и послепразднечные последствия.
Можно полчаса бродить около безупречных акварелей Кипренского ("Портрет Томилова", "Пейзаж с бурлаками") и Брюллова, практически неотличимых от масла. Но бесспорный лидер моего персонального хит-парада - "Голова турчанки" Брюллова. На небрежном, будто незаконченном наброске, выполненном в сепии, верхняя часть туловища девушки, одетой в восточный наряд. Она смотрит вперёд и вверх, мимо художника. Её огромные глаза - тёмно поблескивающие, будто оливки, и озорные - кажутся больше из-за того, что поверх её лица, поверх её бархатистой кожи мягко лёг солнечный луч.
Нельзя обойти вниманием ещё одну символическую акварель Брюллова - «Невинность, оставляющая землю». Девочка-подросток смотрит строго и серьёзно нам в глаза, пробираясь сквозь толпу взрослых, погрязших в грехе. Вот краткий список грешников...
1) Человек, прижимающий к груди деньги, - это гад-скупец;
2) Человек, наставивший нож в грудь другого, - это гад-убийца.
3) Человек, наливающий вино в бокал и
4) Человек, держащий этот бокал и одновременно ласкающий красавицу (другую, не Невинность).
Люди добрые! Помогите вывести мораль, установить, против чего выступает наш Брюллов и от чего бежит Невинность:
а) люби и пей, но не при детях,
б) секс ранит хуже пистолета,
в) секс и алкоголь несовместимы,
г) будешь скупиться - ни тебе вина, ни женщин,
д) вино и бабы - короткий путь к ножу,
е) следи за своей женщиной - а то уйдёт,
ж) знай свою норму - и вовремя уйди.