Загадко плато Устюрт (Чудское)

Mar 03, 2013 02:42

Преамбула. Всё новое -- хорошо забытое старое. Несмотря на предупреждения, купил себе продукт высоких технологий и российских инноваций -- каменный нож. Поддержал отечественного производителя из Шанхая. Сразу по приходу (домой) и помятуя анекдот про сибирских мужиков и новую японскую циркулярную пилу, взялся устроить ему драйв-тест.


IMG_1379 - Фотографии пользователя berlioz_ru на Рамблер-Фото
Начал с лёкого, порезал зелёный лук. Сенсорные впечатления вторые по трудности вербализации после обонятельных. Скажу только, что пожалел что лук быстро закончился. Ну, ладно, он для того и предназначен, как в инструкции сказано, а вот помидорки черри, как оно? На четыре части, не разлепляясь. А оливки, маленькие? На маленькие дольки. Но картошка-то твёрдая, тут он сломается? Резалась как тёплое сливочное масло вместе с кожурой. Настала очередь хардкора, моркови. Только хрумкала. Причём маркву я пилил как хлеб. Хлеб пилит вообще фантастически, не сминая, что очень актуально, учитывая нынешнее качество этого продукта. Не удержался, распилил горбушку от чиабаты на 20 частей. Только одна долька раскрошилась на три.

Резюме. Пусть они и ломаются, но в доме маст хэв. Только ими надо резать, и больше ничего, а то ведь народ наш изобретательный. Теперь я понимаю, что от обсидиановых ножей отказались в пользу бронзовых только по тому, что последние проще в производстве.

Амбула. С проблемой гидронимики я столкнулся несколько лет назад, пытаясь выяснить, что такое чудь и откуда она есть пошла. Проблема так и осталась, единственное, что удалось выяснить, был такой народ. Только позднее, когда угро-финские народы северо-запада были ассимилированы, имя чудь стало коллективным для всех уралоязычных народов. То, что чудь заволчская была отдельным народом нет никаких сомнений, залог тому и предания, ходившие не только среди русских, но и уральских народов, включая хантов и манси. Впрочем, до сих пор есть небольшая группа людей, которая называет себя чудью, только говорят они исключительно по-русски, поэтому нет категорических оснований причислять их исконный язык к уральской языковой семье. Живут они где-то в бассейне Северной Двины, где особо много названий рек с формантом "-енга". Покшеньга, Паленьга (Ваеньга там же где-то). Однако, ареал гидронимов с таким формантом куда шире, от Норвегии до Урала. И тут бы не было проблемы (с грехом пополам -енга этимологизируется из финских языков), но ещё полтораста лет назад стало ясно, что такие названия изредка встречаются далеко за Уралом. Компаративист Борис Александрович Серебренников в качестве наиболее восточного примера приводил "Пиленга", так называются аж две реки на Сахалине.

Об этом и многом другом написано в статье Анатолия Куклина "К вопросу об этимологизации гидронимов на -енга/-еньга", опубликованной в номере XXXI (1995 3) журнала Linguistica Uralica. В статье автор представляет современное состояние проблемы. В более поздней статье "Топонимия Карелии в аспекте проблем субстратной топонимии Русского Севера: к происхождению гидроформанта -ен(ь)га" ныне покойный топонимист Алексей Львович Шилов (опубликовано в майском номере журнала "Вопросы языкознания" за 1998 год) подходит к вопросу глубже, хотя и на локальном материале. В своей работе Алексей Львович делает далеко идущий вывод: "...анализ карельских и кольских гидронимов с формантом V'nga показал что большинство их содержит географический термин *engə Он является по происхождению общеуральским, возможно даже урало-алтайским". Дело в том, что этот формант выводится из различных уральских языковых групп, но одинаково скверно. С корнями таких гидронимов ещё хуже. Более менее прозрачным их смысл становится только из саамских языков, но в саамских "-енге" соответствует "eann" со значением "большая река", в то время как именами с этим формантом называются реки не самые большие, разве что Селенга, но где Селенга и где саамы? Путь саамов в общих чертах известен, они действительно пришли с востока, но двигались по Крайнему Северу и поздно. В Карелию они так и не попали. Так что, на Селенге их предки, возможно, и были, но не в Карелии. Саамы древний народ, их язык проявляет архаичные черты, сходство корней может лежать очень глубоко. Чтобы было совсем весело, Шилов обращается к примерам из языков других семей.

Алтайские:
ангар (казах.) "расщелина, долина", (якут.) "ворота, ущелье"
ангай, ангара, ангархай (бурят.) "открытый, ущелье, промоина"
анга (бурят., эвенк.) "пасть, рот"
хэнэ (эвенск.) "протока, речка"
эйен (эвенск.) "быстрое течение"
iŋəš (чуваш., татарск.) "речка"
тонгэр (эвенск.) "озеро"
Юкагирский:
onŋie "речка берущая начало из озера"
enu "река"

И другие весёлости, включая скандинавское anger "фиорд".

Р.А.Агеева в книге "Как появились названия рек и озёр", ссылаясь на специалиста по бурятской ономастике Р.Г.Жамсаранову, приводит этимологию гидронима Селенга из селькупского (самодийская группа уральской семьи) и эвенкийского (тунгусо-маньчжурская группа алтайской семьи) языка одновременно. Здесь "сел-" самоназвание селькупов, "-йенг(е)" (эвенк.) -- река. Прекрасно. Предки селькупов и в самом деле откуда-то с Саян, но до Карелии они не дошли, не говоря уже об эвенках. Кроме того, они поселились в Западной Сибири, где, как отмечал ещё Серебренников, провал форманта -енга. Да и не селькупский он, а эвенкийский, если верить Жамсарановой.

Одним словом, складывается впечатление, что в древности был некий миграционный поток из Сибири в Европу. Эту идею высказывали многие, включая того же Серебренникова. Можно предположить, что эти люди говорили на языке, который вступал во взаимодействие с предками уральских, тюркских, тунгусо-маньчжурских, юкагирских языков. А то и вовсе был их предком, как указал Шилов, либо родственником их предков. Шли эти люди с востока на запад по лесной зоне, как далеко на востоке начался их путь, точно не скажешь. Сахалинские пиленги не выглядят достоверно, хотя... С нивхским языком не всё понятно, мягко говоря. Однако, через Прибайкалье эти чудные люди точно проходили. Неизвестно также, когда существовал этот Транссибирский речной экспресс (ведь эти люди давали имена рекам), но можно попытаться определить. Серебренников ещё не знал о монгольской керамике, а мы-то уже знаем. Известно также, что европейский ареал -енга чуть больше, чем полностью лежит в ареале распространения археологической культуры ямочно-гребенчатой керамики (первой в тех краях). Что же современная наука говорит о её происхождении?

Керамика, Реклама, Устюрт

Previous post Next post
Up